Доклад на тему "Самооценка младших школьников"
консультация по теме

Низовцева Галина Михайловна

Доклад на тему "Самообразование младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samootsenka_uchashchikhsya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Самооценка младших школьников

Важное  значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что  претендует, и тем, на что он фактически способен. Способности, как и все  в  личности, развиваются в процессе деятельности.  

Но эта оценка не всегда правильна. В одних случаях человек  переоценивает свои возможности и силы, т. е. притязает на большее, чем может.

В других же, напротив, – его самооценка оказывается слишком робкой, и он

способен на несравненно большее, чем сам предполагает.

Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

Она может быть правильной  (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в  действительности собой представляет.

 

В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, или,  как ее называют психологи, неадекватной. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка пониженная. 

В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка.

Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого,

поддается воздействию, изменению. Усваивая в процессе обучения и воспитания  определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам

своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.

С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку

своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам.

Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» – ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельств.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: «Мол, интересно, в чем? Какая?»

 Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других.

Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если

маленькому школьнику, который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.

Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее - не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. привлечение детей к обсуждению различных семейных проблем и планов.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность,

а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении. Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.

Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных,  дисциплинированных или недисциплинированных.

Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Когда важнейшая потребность ребенка – соответствовать требованиям взрослых (учителей и родителей) не удовлетворяется, он переживает эмоциональное неблагополучие, выражающееся в боязни школы или нежелании ее посещать.

     

Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:

1) Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди

2) самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.

     

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

 

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребёнка?

Уровень самооценки может изменяться, особенно в младшем школьном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То   есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

На протяжении младшего школьного возраста должна развиваться не только самооценка, но и рефлексия — способность ребенка взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами. С возрастом ребенок становится критичнее и может перейти от конкретно-ситуативной самооценки к более обобщенной. Этому помогает наличие способности к рефлексии и наличие эталона нравственного поведения.  

Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее. 
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?

Всего детям предлагается 24 предложения следующего содержания:

  1. Я думаю, что людей больше…
  2. Ребенок в семье…
  3. Мы любим маму, а…
  4. Бываем среди детей, но…
  5. Мой брат (сестра)…
  6. Я достаточно ловкий, чтобы…
  7. Отцы иногда…
  8. Дети, с которыми я играю…
  9. Чтобы наш папа…
  10. Мои близкие думают обо мне, что я…
  11. Если бы мой брат (сестра)…
  12. Мои друзья меня часто…
  13. Я хочу, чтобы у меня не было…
  14. Больной ребенок…
  15. Я думаю, что мама чаще всего…
  16. Если бы не было школы…
  17. Я весь трясусь, когда…
  18. Когда думаю о школе…
  19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
  20. Был бы очень счастлив, если бы я…
  21. Я самый слабый…
  22. Когда я буду взрослым…
  23. Мой учитель (учительница, учителя)…
  24. Всегда мечтаю…

Анализ ответов детей дает возможность получать представления о переживаниях каждого ребенка. На основании анализа частоты наиболее распространенных ответов нами были определены наиболее значимые и "болезненные" для детей темы. Это прежде всего:

  • негативные переживания и страхи – предложения 13, 17, 19;
  • отношение к собственным способностям – 6, 21;
  • отношение к людям в целом – 1;
  • отношение к ровесникам – 4, 8, 12;
  • отношение к учителям и школе – 23, 16, 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

доклад "Нравственное воспитание младших школьников"

Материал можно использовать для составления доклада на тему"Нравственное воспитание"...

доклад "Нравственное воспитание младших школьников"

Заповеди и нравственные идеалы. Как их использовать в воспитании....

Доклад "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка".

           Общество 21 века нуждается в интеллектуально развитой личности. Существует ряд приёмов для решения этой проблемы....

Доклад на тему : «Младший школьник – опыт нравственного поведения»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность....

Доклад "Нравственное воспитание младших школьников с ОВЗ"

Материал доклада представлен из личного опыта работы, сопровождается презентацией. В выступлении освещаются формы, методы и приемы воспитания нравственных привычек, характерные педагогические ошибки, ...

Доклад "Экологическое воспитание младших школьников"

Материал к методическому объединению...