доклад "Нравственное воспитание младших школьников"
учебно-методический материал по теме

Сат Чинчи Седен-Дамбаевна

Заповеди и нравственные идеалы. Как их использовать в воспитании. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nravstv._vosp.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сукпакская средняя общеобразовательная школа»

Кызылского кожууна Республики Тыва

                           

                             Доклад

         «Нравственное      

  воспитание младших  

         школьников»

        Заповеди и нравственные идеалы.

Как их использовать в воспитании.

                              Учитель: Сат Ч.С.-Д.

                              МБОУ  Сукпакская СОШ

Сукпак - 2012

 Нравственное воспитание младших школьников.

                                                         Кто постигает новое, лелея старое,

                                            тот может быть учителем.

                                                                                                                      Конфуций.

         В наше сложное время, когда общество испытывает нужду в таких общегуманных ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность – стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

         Л. Н. Толстой утверждал и был в этом глубоко убежден, что не может быть нравственности без религии. Он полагал, что люди не могут жить без религии, она должна быть основой мировоззрения.

         Заповеди и нравственные идеалы, признаваемые всеми народами, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком.

         Нравственные законы – десять заповедей, каждая, из которой может стать предметом отдельной беседы с учениками, которые проводятся вне уроков на внеклассных мероприятиях, на классных часах, или же на уроках внеклассного чтения.

          «Возлюби ближнего своего, как самого себя» учит одна из главных нравственных истин. Здесь главное дать детям понять, что ближний – это не только родственники или друзья, а тот, который находится в беде, которому нужна помощь. Человек живет не только для одного себя и не для своей пользы, но, прежде всего для пользы тех, кто возле него, для блага ближнего. Эту истину должны понять с детства.

         Здесь примером послужит много рассказов, стихотворений для детей, притча. Например, рассказ о двух девочках, которые рисовали. У одной из них не оказалось синего карандаша, и рисунок получился весь зеленый (и небо, и река…). А подруга не поделилась. Также рассказ «Два друга» и т.д.

         О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь «Не убий». Речь здесь идет не только о физическом убийстве живого (насекомые, птицы, звери), но и о злобе, гневе, ненависти, обращенным к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть – сродни убийству. А как поступить в отношении людей, которые нас обидели? Прощение лучше мщения.

         Очень осторожной оценки другого человека требует нравственное правило -  «Не лжесвидетельствуй» (не произноси ложного свидетельства

на ближнего своего) т.е. не лги, не говори зла ни о друге, ни о недруге, не занимайся сплетнями, пересудами. Ложь является злым пороком в человеке. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи, чтобы оговорить кого-либо или скрыть свои проступки. Нет ничего безнравственного, как носить личину (лицо) человека хорошего, а на деле только и думать о том, чтобы обмануть, солгать, для собственной пользы. Есть много примеров, рассказов, сказок для беседы на эту тему.

         Нравственная заповедь о бережном отношении к слову должна быть с детства внедрена в сознание ребенка. Однако всегда следует помнить, что слово имеет большую силу и надо внимательно подходить к тому, что мы говорим, не приучать себя грубой невежливости, не заниматься пустой болтовней, не перебивать чужую речь. Есть тоже много рассказов, стихов, сказок, пословиц на эту тему «Дал слово, держи», беседы на тему этикета.

         Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого требуют заповеди «Не укради», «Не желай ничего чужого». 

         Нельзя брать того, что дано другому, что не принадлежит тебе. Никто не может иметь всего, чего он желает, но во власти каждого обойтись без того, чего он не имеет и с удовольствием пользоваться тем, что у него под рукой.

         Скромность, скромное поведение всегда ценится и ставится в пример.

         Среди детей могут быть и такие случаи, что крадут ручки, резинки, а порою деньги учителей и т.д. Вот тема для беседы.

         Обязанности перед самыми близкими людьми – родителями, уважение к ним заложены в правило, так же ставшее нравственным законом – «Чти отца своего, и мать свою».  

         Сама природа внушает нам любовь и благодарность к тем, кто дал нам жизнь, отечество, воспитание.

         Для внеклассного чтения татарская сказка « Три дочери» и другие темы для беседы.

         Неразрывно связана с любовью к ближнему заповедь, повелевающая человеку трудиться. Сколько трудовой энергии может быть целесообразно проявлено детьми и в уборке за собой, и в услугах, оказываемых окружающими. Надо приучать детей доводить начатое дело,  работу до конца. И с каждым годом возможности приложения труда быстро увеличиваются в жизни детей. С возрастом они начинают понимать, что труд, который нужен людям, приносит отрадное удовлетворение, и какой скверный осадок остается в душе после времени проведенного впустую и бессмысленно.

         В буддизме эти нравственные законы звучат так же.

  • Олурбе, амытан бурузунун тынын оочула. (Не убий)
  • Оор-сук, уптээшкин кылба.  (Не укради)
  • Угаанынны мерген, чуртталганны ондур кыл.  
  • Арыг-шынын коргуш чокка топтуг чугаалап чор. (Всегда говори только правду)
  • Улуг аас этпе.  (Будь благоразумным)
  • Хопчу болба.   (Не лжесвидетельствуй)
  • Ковей хоозун чугаа кылба.  (Не болтай попусту)
  • Алыксак-чиксек, адааргак болба.  (Не желай ничего чужого)
  • Хорек-чурээнни каржы-хажагай чоруктан арыгла, ожээргек болба.   (Очисти прежде всего свою душу)
  • Алыс шыннын эчизинге чет.  (Доводи дело до конца, будь честен)

         

Итак, свод законов прост – будь милосердным, помогай ближнему,

не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся,

но в них огромный многовековой опыт поколений. Объединить же их одним мудрым изречением, которое проповедуется шестью мировыми религиями (буддизм, индуизм, иудаизм, даосизм, ислам, христианство) как Золотое правило:

         «Как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с ними.

Не делай человеку то, чего себе не желаешь».            

         С какого же возраста эти правила могут быть вводимы в поле зрения ребенка? С первых лет жизни.        

Есть много различных пособий, литературы. Обычные рассказы на этическую беседу могут стать основой этих нравственных заповедей.

         

        

Литература:

  1. А. А. Алдын-оол. Чурумга кижизидери. – Кызыл, 2004.
  2. В. Чертихин. У истоков религии. /Беседы о мире и человеке/.
  3. И. А. Крылов. Библия: историко-критический анализ. -  Москва, 1995.
  4.  Моргул ному. Сарыг шажын ооредии. – Кызыл, 1999.
  5.  «Мой мир». /Путь к духовному развитию/./журнал/.
  6. Х. Саудхатисса. Жизнь Будды. – Кызыл, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...