Правило
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Сазонова Наталья Игоревна

Гласные и согласные звуки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

Фонетика – раздел науки о языке,  в котором изучаются звуки речи.

Буквы –  это  графические   знаки,  с  помощью которых  звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова,  мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: 
[А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И]. 

  • А, О, У, Ы, Э - это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч'], [щ'] – всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща  [ч'ащ'а], часы  [ч'асы].
  • Я,  Ё,  Ю,  И, Е -  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются  всегда твердыми:
    мята [м'ата], тёрка [т'орка], мюсли  [м'усл'и], мел [м'эл], лес [л'эс], жир [жыр], ширь [шыр'], цифра [цыфра].

 

  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е - йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
  • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и  дают один гласный звук : я – [а], ё– [о], ю – [у], е – [э] :
    Мяч[мч], тёрн [трн], тюль [тл'], пена [пна].
  • Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный [й'] и соответствующий гласный,  если они  стоят
  • в  начале  слова: яма  [й'aма ], ёлка  [й'олка],  юла  [й'у ла ],  ель  [й'э л'];
  • после гласных: маяк [май'ак],  поёт  [пай'от],  поют [пай'ут],  поел [пай'эл];
  • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д'ир'эв'й'а ],  объём [абй'ом], вьюга [вй'уга],  съезд [сй'эст].

 

  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
  • Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи [ч'й'и],  лисьи  [лис'й'и]
  • [й'] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”

Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Согласные звуки.

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы,  зубы и язык)  в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  • Звонкие
  • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
  • Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке),  всегда звонкие.
  • Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б'], [в'], [г'], [д'], [ж'], [з'],  имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  •   Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные : Мы же не забывали друга.
  • Глухие
  • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
  • П, Ф, К, Т, Ш, С  -  глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п'], [ф'], [к'], [т'], [ш'], [с'],  имеют парные звонкие;
  • X, Ц, Ч, Щ  -  [х], [х’], [ц], [ч’],  [щ’] – всегда глухие,  не имеют парных по звонкости/глухости .
  • Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
  •  «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
  • Фока, хочешь поесть щец?

Для того чтобы определить,  звонкий или глухой согласный, ребёнок  закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

  • Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ш].
  • Мягкие: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'],[й'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ц], [ч'], [щ'].  При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком ['].

Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно  различать для правильного произношения и написания слов:  мол [мол]  – моль [мол'],  угол [угол] – уголь [угол'], нос [нос] – нёс [н'ос].

 

  •  Л, М, Н, Р, Й -  всегда звонкие.
  • Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.
  • X, Ц, Ч, Щ -  всегда глухие  согласные.
  • Ч,  Щ,  Й  -  всегда мягкие  согласные.
  • Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.
  • Ж, Ш,Ч, Щ -  шипящие.

 

ФОНЕТИЧЕСКИЙ  (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ  СЛОВА

  1. Запишите слово.
  2. Поставьте ударение.
  3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
  4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  5. Напишите  справа от каждой буквы,  в квадратных скобках,  звук,  который эта буква обозначает.
  6. Опишите звуки:
  • Гласный, ударный или безударный.
  • Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  1. Сосчитайте и запишите количество звуков.
  2. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв.

К

[к]

согл., глух., тв.

О

[а]

глас, безудар.

Л

[л']

согл.,  звон., мягк.

Е

[э]

глас, удар.

Ч

[ч']

согл., глух., мягк.

К

[к]

согл., глух., тв.

О

[а]

глас, безудар.

Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв.

Е

[й']

согл.,  звон., мягк.

[э]

глас, удар.

Л

[л']

согл.,  звон., мягк.

Ь

 [-]

не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л

Обратите внимание !

  • Для гласных.
  1. Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е  - йотированные.
  • Если  эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
  • Я – [а], Ё – [о], Ю – [у], Е – [э]:   Лён -  [л' о н] -  3  буквы,  3  звука.
  • Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ иЬ знаков, то они дают 2 звука:
  • Я – [й'а], Ё – [й'о], Ю – [й'у], Е – [й'э]Ёлка -  [й'  о л к  а] -  4 буквы,  5  звуков. Поёт [пай'о т  ] – 4 буквы, 5 звуков.
  1. Буква И
  • после Ь обозначает два звука: чьи [ч'й'и],  лисьи  [лис'й'и];
  • после согласных Ж, Ш, Ц   даёт звук [ы]:
  • зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;
  1. гласная О  под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
  • кОтик – [ кОт ' и к], скворцы – [с к в а р ц ы];
  1. гласная Е  под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
  • лес [л'эс],  лесА [л'исА] (см.   лисА [л'исА]), весна [в'исна];
  1. в некоторых  иноязычных словах перед гласной Е  согласный произносится твёрдо:
  • кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл'];
  1. гласная Я под ударением даёт звук [а],  а без ударения [э], [и]:
  • мяч – [м'ач'], рябина – [р'эб'ина], пятно – [п'итно].
  • Для согласных.
  1. парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
  • гриб – [гр' и п], лавка – [л а ф к а];
  1. Й, Ч, Щ  - [й'], [ч'], [щ'] – всегда мягкие;
  2. Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
  3. Если в слове рядом стоят несколько  согласных, то  в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но  буквы в,д, л, тпишутся:
  • чувство [ч'Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с'Эрцэ], радостный [рАдасный'].
  1. сочетание СТН произносится как [сн], ЗДН - [зн]:
  • звёздный – [з в' о з н ы й'], лестница – [л' эс 'н'и  ц а].
  1. иногда на месте буквы Г  перед глухой согласной произносятся звуки [к],  [х]:
  • когти -  [к о к т' и], мягкий -  [м' ах ' к ' и й'];
  1. иногда буква С  в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
  • сделал – [з' д'  э л а л].
  1. между  корнем  и  суффиксом  перед мягкими согласными согласные  могут  звучать  мягко :
  • зонтик – [з о н' т 'и к];
  1. иногда  буква  Н  обозначает  мягкий  согласный  звук  перед  согласными Ч, Щ:
  • стаканчик – [с т а к а н' ч' и к], сменщик – [см'э н' щ' и к];
  1. Удвоенные  согласные располагаются
  •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа [ груп:а],  вАнна [ ван:а];
  • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн  [м'ил'иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал'Эй'а] ;
  1. сочетания ТСЯ, ТЬСЯ   (у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
  • бриться – [бр' иц:а];
  1. иногда   сочетание  ЧН,  ЧТ  произносится  как   [ш]:
  • конечно  – [ кан ' эшна ], скучно  – [ скушна ],  что -  [ш т о], чтобы -  [штобы];
  1. буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ  обозначают звук [щ']:
  • щавель  [щ 'ав ' эл ' ], 
  • счастливый  [ щ 'асливый], 
  • извозчик  [извощ 'ик],
  • перебежчик  [п 'ир 'ибещ 'ик];
  1. в окончаниях имён прилагательных ОГОЕГО согласный Г  произносится как [в]:
  • белого – [б е л а в а].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имею право на права!"

Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка....

«Имею право на права»

презентация к классному часу...

Классный час на тему: «Помни правила ГАИ, это правила – мои».

Классный час позволяет закрепить названия дорожных знаков; вспомнить, как правильно переходить дорогу; ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах; воспитывать сознательность в испол...

10 правил общения с ребенком. Правила ученикам.

10 правил общения с ребенкомСАМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!...

Классный час "Права ребёнка - это ваши права"

Классный час "Права ребёнка - это ваши права". Дети знакомятся с некоторыми положениями "Конвенции о правах ребёнка", рассматривают  конкретные ситуации с точки зрения соблюдения прав ребёнка....

В КЛАССНЫЙ УГОЛОК. Правила товарищества. Правила дружной работы. Правила честной игры и состязаний.

Правила могут быть помещены в классный уголок, но обязательно после их обсуждения на классном часе....