Родительское собрание в 3 классе “Садимся за уроки”
план-конспект урока (3 класс) по теме

Тимошенко Галина Леонидовна

Цель познакомить родителей с правилами выполнения домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 3 классе “Садимся за уроки”

Цели:

  • выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
  • познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
  • дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

Участники: родители учащихся 3-го класса (программа 1 – 4), классный руководитель.

Подготовка:

  1. Изучение учителем психолого – педагогической литературы по теме родительского собрания; подбор книг и журналов для выставки.
  2. Анкетирование учащихся; обработка, анализ и обобщение анкет классным руководителем
  3. Составление памяток для родителей; подготовка листов с заданиями для микрогрупп.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • выставка книг для родителей;
  • памятки родителям: “Садимся за уроки”, “Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?” и конверты, в которые они вложены.
  • карточки для проведения игры ”Разброс мнений”

ХОД СОБРАНИЯ

“Ребенок, что тесто,
как замесил, так и выросло”

I. Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет его повестку; знакомит с порядком проведения.

Кл. рук.:

- Учеба в школе, выполнение домашних заданий –серьезный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т.к. учеба – это главный труд школьника.

II. Учитель проводит игру ”Разброс мнений”. Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить.Используются следующие карточки:

- Наш ребенок выполняет домашнее задание…

- У нашего ребенка есть специальное место, где он …

- Самостоятельно справляется с …

- Готовит с трудом…

- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

- Когда ребенок учит уроки, мы …

- Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

- Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …

III. Учитель знакомит родителей с ответами анкеты, которую заполняли учащиеся.

IV. Слово для сообщения предоставляется классному руководителю:

Кл. рук.:

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой стороны,воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять,сформировать умение быстро включаться в работу,вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.

Однажды среди родителей возник такой разговор:“Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы,учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. Сидит за столом,значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда –то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике,да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено,мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

- На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать не началась ли программа мультфильмов;

- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов,затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени,чем положено.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может “усидеть” за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах,показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких,у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно – материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место,чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны. Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает,тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о

Многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин; попутно регулируя образовательный процесс. На плите скворчат котлеты, миксер взбивает яйца, вода шумит в переполненной раковине. А мама вздыхает: и в кого у нее такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей.

Полезно вместе с ребенком составить памятку ”Садимся за уроки”. Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

- до 1 часа – в первом классе;

- до 1, 5 часов – во втором;

- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких?

В идеале ребенок должен выполнять уроки самостоятельно. Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания.

Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

И главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить вашего ребенка!

Потому что  у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Это связано с повышением критичности к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и протекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно формальное отражение в баллах.

Ребенок без помощи взрослых не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. Отметка превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый… Ребенок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки.»

Ш. А. Амонашвили об отметках писал так: «Торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица»».

Родители должны помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. Родителям нужно верить в возможности ребенка и оказывать ему реальную помощь в учебе.

Я предлагаю вам опросник с целью самодиагностики. Возможно, вы задумаетесь над чем-то, захотите что-то изменить.

Анкета для родителей

1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы?

а) Что было сегодня на завтрак?»;

б) «Что сегодня получил, какую отметку?»;

в) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?».

2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

а) Не более 1 часа;

б) не более 2 часов;

в) может просидеть за уроками до позднего вечера.

3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?

а) Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу;

б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, но по другим – нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны;

в) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала и до конца.

4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?

а) Понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал;

б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного;

в) практически никогда вас не понимает;

г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши.

5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?

а) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи;

б) ему интересно узнавать в школе новое;

в) любит получать хорошие отметки;

г) все ходят в школу, и он ходит;

д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу.

6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?

Проанализировав анкеты в своем классе, мы с психологом пришли к следующему.

1. Нехватка времени на приготовление уроков. Это происходит из-за чрезмерного количества различных кружков во второй половине дня. Уроки приходится выполнять до 23:00 или вообще отказываться от выполнения некоторых, так как ребенок засыпает за столом. Или ребенок не умеет учиться, нерационально расходует время и, наоборот, у него не остается времени ни на прогулки, ни на каток, ни на что, кроме учебы.

2. Дети не понимают задания. Выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же, как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок, а другой в результате этого знал его.

3. Ученики испытывают трудности при пересказе текста. Читать текст необходимо не менее четырех раз. Ребенка надо научить активному чтению.

4. Дети нуждаются в постоянном контроле за выполнением домашнего задания. Ребенку нужно показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия.

В заключении хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Что ж, в науку, действительно, нет коротких путей. Но мы ведь не стоим на месте, мы идем, а значит – обязательно достигнем цели! Поразмышляйте над моей историей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Садимся за уроки"

Сколько времени младший школьник должен делать уроки? с каких предметов лучше всего начинать?как воспитать самостоятельность в приготовлении уроков?Ответы на эти вопросы в конспекте родительского собр...

Родительское собрание на тему: " Садимся за уроки"

Участники родители и учащиеся. Цель классного часа представление родителей об организации учебной работы детей дома....

Родительское собрание на тему "Садимся за уроки"

“Ребенок, что тесто,как замесил, так и выросло”...

Сценарий итогового родительского собрания на тему "Садимся за уроки!".

Обучать детей - наша прямая обязанность. Но учитель не может уделить достаточного внимания каждому ученику в классе за 45 минут. Это просто невозможно. Поэтому нам необходима помощь семьи. Родители до...

Родительское собрание на тему: "Садимся за уроки". Памятки, советы родителям.

Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно, как организовать учебную  работу детей дома....

Родительское собрание на тему "Садимся за уроки"

Данный материал прилагается в помощь педагогу, чтобы объяснить родителям как правильно делать уроки с детьми....

Родительское собрание по теме "Садимся за уроки".

Материалами данного конспекта можно воспользоваться при проведении родительского собрания. В конспекте даны анкеты, которые можно предложить  учащимся и их родителям до проведения собрания., а та...