Родителям будущих первоклассников
консультация на тему

Рекомендации родителям как подготовить ребёнка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям будущих первоклассников

     В школу принимаются дети, достигшие на 1 сентября возраста 6,5 лет.

1.  Развитие мелкой моторики кисти рук. (раскрашки, лепка, бисер и т.п.)

2. Временные представления (вчера, сегодня, завтра).

3. Знание цветов.

4.  Знание букв (если ребёнок сам хочет)

5. Эмоциональная готовность к школе.

     Большое значение при подготовке к школе следует уделить развитию школьно-необходимых функций – речь, моторика (развитие кисти и пальцев руки для письма). Дети, отстающие в развитии этих функций, нуждаются в специальных занятиях.

     Особое внимание вы должны обращать на подготовку рук ребенка у письму к школе. Как часто многие трагедии связаны с тем, что ребенок долго сидит и пишет черточки, крючочки. Корявые каракули огорчают до слез малыша, доставляют немало невеселых минут и родителям: ну почему друге дети пишут ровно и красиво, а наш?…

    У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат ручку или карандаш в кулаке, другие – слишком далеко или близко к нижнему кончику, третьи – неверно располагают пальцы и т.д.

 Подумайте, с чем это может быть связано у вашего ребенка?

     Иногда это происходит от того, что он не умеет работать за столом, не знает, как надо правильно держать ручку или карандаш. В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать. Правда, для этого необходимы время и строгий контроль взрослого. Но чаще всего ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита «ручная умелость». Как правило, этим детям трудно не только писать и рисовать, но и лепить, конструировать. Они долго застегивают пуговицы, неловко шнуруют ботинки, часто роняют посуду, накрывая на стол, и т.д. в основном это неуравновешенные, возбудимые, подвижные дети.

    Очень мешает им излишняя порывистость, непластичность движений. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительные вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно тонкие движения.

    Однако нередки случаи, когда родители просто не создают условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений, то есть пускает это на самотек.

     От взрослых зависит многое. Надо организовать жизнь ребенка, его игры и забавы, начиная с самого рождения, таким образом, чтобы в повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

     Можно ли самим проверить готовность своего ребенка? Конечно же, да. Учеными разработаны специальные задания, по успешности выполнения которых можно судить об уровне развития. Например, по умению нарисовать человечка (подробность, детальность рисунка) можно судить одновременно о развитии мышления, внимания и памяти, а по тому, как он справляется с воспроизведением образца (срисовывание короткой фразы, обведение круга), - о развитии готовности руки к обучению письму.

   

Тестирование на готовность к школе

 Попросите ребенка:"Нарисуй какого-нибудь дядю так, как умеешь». На любой встречный вопрос отвечайте: «Рисуй так, как умеешь». Если он не может начать работу, то подбодрите его.

      На вопрос, можно ли рисовать «тетю», объясните, что надо рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, разрешите ему ее дорисовать, а затем попросите, чтобы он рядом нарисовал дядю.

      После того, как он выполнил первое задание, дайте ему второе. Заранее напишите рукописную фразу «Он ел суп» или «Ей дан чай» и покажите ее малышу. Задание второе формируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать».

          Оценка результатов:

Каждое задание оценивается от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая) баллов.

Задание 1 (рисунок человека)

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла – выполнены все требования, как при оценке в 1 балл. Но возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла – должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули

Задание 2 (срисовывание написанного текста)

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в два раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность - необязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв имеет еще видимость письма.

5 баллов – каракули.

Задание 3. Циркулем нарисовать на листе круг диаметром примерно 2,5 см.

Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание успешно выполнено, оцените его в баллах. Чем грубее ошибка – отступление от линии по диаметру и длине окружности – тем большим числом баллов она оценивается.

1 балл – точное воспроизведение образца.

2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности.

3 балла – ошибки по направлению диаметра не более 2 мм и не более 1/6длины окружности.

4 балла – ошибки по направлению диаметра не более 2 мм и не более 1/5 окружности

5 баллов – ошибки по направлению диаметра более 2 мм и более 1/4 окружности.

   Достаточно выполнить хотя бы одно из двух условий. Например, если ребенок отклонился от нарисованной линии на 2 мм на протяжении половины длины окружности, его работа оценивается в 4 балла. Если ошибка составила 3 мм на 1/4 длины окружности, он получает 5 баллов.

      Если вся линия окружности, изображенная ребенком, имеет извилистый характер, это свидетельствует о наличии тремора, то есть легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Начало обучения в школе один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребёнок становится школьником далеко не сраз...

Статья на тему "Адаптация первоклассников к школе. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников"

Начало обучения в школе один из ответственных и сложных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Переступив порог школы, ребенок становится школьником не сразу. Чтобы п...

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...