Родительские собрания
классный час (2 класс) по теме

Фаткуллина Рашида Файзрахмановна

Родительское собрание во 2 классе (сентябрь)

Вопросы:

1.     Режим дня для взрослых и детей.

2.     Направления учебной работы.

3.     Текущие вопросы.

«Посейте привычку –

Пожнёте характер,

Посейте характер –

И вы пожнёте судьбу».

                  У. Теккерей

 

 

1.      Все хорошо знают, что режим дня необходим, и родители стараются его создать. Но чаще распорядок дня ребёнку навязывается совершенно формально. И чем старше он становится, тем более знакомым и надоедливым становятся фразы: «утром надо делать зарядку», «После школы гулять час-два», «Телевизор следует смотреть не больше часа»…

         Почему же так происходит, что все эти, ставшие прописными истины так и не входят в жизнь?

         Можно 100 раз говорить сыну или дочери, что зарядка полезна для здоровья, она даёт заряд бодрости на день. Но сын так и будет по-прежнему до последнего валяться в постели. А там, где отец и мать или старшие братья, сёстры делают утреннюю гимнастику, там не нужно лишних уговоров.

         У детей чрезвычайно развита способность к подражанию – как плохому, так и хорошему. Конечно, ребёнок будет подражать тем, кто ему ближе, кто всегда с ним. Там, где в семье не принято утром убирать в комнате, выполнять какие-то хозяйственные дела, - и дети не делают этого, даже если есть время.

         То, что принято в семье – семейный уклад – способствуют формированию многих детских привычек: вовремя обедать, ужинать, определённые часы отводить прогулкам на свежем воздухе, ложиться спать в одно и то же время.

         Семья, как никто другой, прививает те или другие наклонности и привычки отдыхать, распоряжаться своим свободным временем.

         И не случайно тема нашей беседы звучит как «режим дня для взрослых и детей».

         В вечернее время, когда вся семья в сборе, у родителей свои дела, у ребят – свои. Старшие могут ложиться позже или раньше, в зависимости от того, к какому типу биоритмов они относятся: «совы» - поздно начинают свой день, «жаворонки» - рано просыпаются.

         Дети же в силу специальных рамок школы должны быть всегда «жаворонками»: рано просыпаться (чтобы всё успеть сделать) и рано ложиться спать (чтобы восстановить силы). Но всегда ли семейный уклад позволяет выполнять это условие? Очень часто по тем или иным причинам ребята недосыпают, а иногда – очень значительно.

         Надо понять, что для восстановления жизненных сил значение сна трудно переоценить. Для хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребёнок ложился не позднее 9 часов вечера (в более старшем возрасте, к 4 классу -  в 10 часов вечера), а вставать – в 8 – 8-30.

         Очень важно сформировать правильный ритм у детей. А для этого требуется создать все условия дома. Если ребёнок укладывается спать, естественно, взрослым приходится уменьшить свою шумную деятельность, создать в квартире тишину, которая является одним из основных факторов засыпания.

         Хотя некоторые переутомлённые дети способны засыпать и при ярком свете и при громко работающем телевизоре, но это лишь пример неустроенного семейного быта и ненормального детского режима.

         Плохое самочувствие детей может зависеть от таких причин, как домашние условия, взаимоотношения в семье. Речь идёт о психическом здоровье ребёнка, о его душевном благополучии.

         Между душевным и физическим здоровьем существует тесная связь. Тягостное, унылое или взвинченное, нервное настроение и состояние угнетают физическое развитие ребёнка. Неорганизованный быт и нерегулярное питание, отсутствие прогулок, недосыпание сказываются на общем состоянии здоровья ребёнка. В выходные дни старайтесь сменить обстановку, вывезите ребёнка на природу, например, в лес. Полюбуйтесь красотой, рассмотрите мельчайшие детали, например, окраску листьев, пособирайте природный материал: шишки, веточки, травинки.

         О подготовке домашних заданий. Чтобы такая подготовка проходила успешно, необходимо выполнять простые, но важные условия.

         Ещё с 1 класса ребёнок должен знать, когда и как ему учить уроки. Поэтому надо более серьёзно отнестись е распределению времени. Домашнее задание, очевидно, сейчас надо выполнять частично вечером и утром. На утро можно оставить то, что ребёнок сможет выполнить самостоятельно: повторить правило или стихотворение, пересказ, почитать и т.д.

         Для сына или дочери должно быть привычно, что прежде чем сесть за уроки, надо создать необходимую обстановку: выключить телевизор, магнитофон, проветрить комнату, навести порядок на столе (с этого начинается и от этого зависит, аккуратной или нет будет работа); если необходима лампа – поставить так, чтобы свет падал слева.

         Часто бывает так, что дети, имея даже отдельную комнату, предпочитают заниматься в неприспособленных для этого местах: на кухне, отодвинув тарелки в сторону, за журнальным столиком, согнувшись в кресле, да ещё и при включённом телевизоре. Такая манера подготовки уроков должна пресекаться родителями. Конечно, почитать книгу можно и в более удобной позе, сидя в кресле, но без телевизора.

         Немаловажно, когда школьник усаживается за уроки. Некоторые наиболее старательные дети, прибежав из школы, сразу садятся за учебники. А мама или бабушка подхваливают: «Вот молодец! И говорить не надо, сам садится!» Хотя желание учиться похвально, однако сразу после школы выполнение домашних заданий неэффективно. После школьных занятий обязательно надо отдохнуть, погулять на улице в определённый час, не довольствоваться прогулкой от школы до дома.

         Для школьников разного возраста приготовление уроков занимает разное время. Для нас это должно укладываться в пределах 1,5 – 2 часов. Но есть медлительные дети, которые то, что другие выполняют за 1 час, делают за 2 часа. Но не надо здесь путать медлительность и ситуацию, когда ребёнок сам постоянно отвлекается: то пойдёт попить, то в туалет, то ещё найдёт какую-то причину не делать задание. На это надо обратить внимание. Если ребёнок выполняет домашнее задание «из-под палки», на уроке не включается в работу, не реагирует на замечания учителя, то скорее всего, ребёнок с трудом адаптируется к школьным условиям (при условии, что ребёнок здоров). В этом случае следует перераспределить обязанности, больше или меньше нагружать ребёнка, предоставлять ему больше свободы или поместить его в более «жёсткие» условия требовательности и контроля.

         Чтобы легче запоминался урок (домашнее задание), надо делать перерывы после каждого подготовленного предмета, через каждые 30-40 минут – пауза 5 – 10 минут.

         Самое главное – приготовление уроков должно стать привычкой (причём готовить надо все предметы, обратите внимание на устные уроки), а привычка имеет большую власть над человеком. О ней говорят, что она вторая натура.

         В основе привычки лежат физиологические механизмы, когда действия приобретают полуавтоматический характер. Простейший пример: дети не думают, что перед обедом надо мыть руки, они идут и моют (если, конечно, его к этому приучили). А ведь было время, когда маленького ребёнка приходилось очень настойчиво приучать к этому. С возрастом сформировалась полезная привычка. Так же и приготовлением домашнего задания. Но для этого взрослым надо постараться, приложить труд. И не только распекать и выражать недовольство, а бывает ещё, когда мама или папа в присутствии ребёнка высказывают недовольство учителем, который дал это задание. Этим родители приносят вред прежде всего своему ребёнку, который начнёт метаться между тем, что требует учитель и мнением своих родителей. И сформировать привычку и мотивацию к учёбе будет очень сложно. Родители должны создавать все условия для выполнения всех заданий, направлять.

         Кто же должен выполнять домашнее задание? Важно, чтобы ребёнок чувствовал искреннюю заинтересованность учебными успехами, контролировал ход учебного процесса и, в частности, выполнение домашних заданий. Если ребёнку не для кого стараться, если никто не огорчится и не обрадуется полученным результатам работы, то очень скоро он перестанет стремится к совершенствованию своих умений, избавлению от недостатков. Поэтому соприсутствие заинтересованных лиц – важнейший стимул успешности ребёнка в школе и дома.

         Учебная деятельность является совместной, распределённой, где от взрослого (учителя, родителей) исходит стимулирование, а от школьников – активность по их достижению.

         Если ваш сын или дочь нуждается в Вашей поддержке, консультации, подсказке, то не стоит им отказывать в этом. Чаще ребёнок ждёт лишь подтверждения правильности принятого им решения. («А можно так?», «А это правильно?», «Пять и три – это восемь? Да?»). Получив его, школьники могут дальше продолжить свою работу.

         Иногда же им требуется более серьёзная помощь – объяснить, почему так, подсказать, если со второго – третьего раза не получается самостоятельно, ободрить в минуту отчаяния («Всё, больше не буду, всё равно ничего не выходит!») В начальной школе необходим и ежедневный контроль. Но пусть ребёнок сначала сам постарается сделать задание, хорошо, если он сам принесёт работу, попросит проверить выученное стихотворение, послушать чтение или пересказ.  Совсем недопустимо, когда школьнику запрещают приступать к выполнению домашнего задания без участия взрослых или подавляют собственной умелостью его робкие попытки сотворить нечто своими руками или головой. Нетрудно продемонстрировать своё собственное превосходство (профессиональное, интеллектуальное) перед учеником младших классов, гораздо труднее будет ребёнку обрести силу, уверенность в себе, когда они больше не смогут надеяться на вашу помощь (например, при выполнении самостоятельной или контрольной работы в классе или при изучении точных наук в старших классах, рано или поздно это произойдёт и тогда отсутствие навыков преодоления трудностей отвратит ребёнка от этих видов работы. Всё закладывается сейчас.

         Поэтому, отвечая в своей семье на вопрос, кто должен делать домашние задания, реально оцените силы и возможности своего ребёнка и окажите ему помощь ровно настолько, насколько он в ней нуждается.

         Школьник, получающий дома «дозированную» помощь взрослых и приученный к своевременному и самостоятельному выполнению домашней работы, быстро обретает уверенность в себе и вскоре отказывается от необходимости прибегать к чьей-либо помощи. Но ещё раз хочу напомнить: при выполнении домашнего задания нужно давать ребёнку самостоятельность, но контролировать, всё ли сделано, быть ответственными при выполнении своих родительских обязанностей по воспитанию и образованию своего ребёнка по Семейному кодексу, пункт 1 ст.63, необходимо.

 

Родительское собрание в 1 классе

Родителям о внимании и внимательности или

«Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

Задачи: познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников, а также с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

Форма проведения: творческая лаборатория родителей.

Предварительный этап: проведение анкетирования родителей, экспресс-диагностики особенностей внимания учащихся.

Содержание собрания:

1.     Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

     Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже при неблагоприятных условиях.

     Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и,  не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

     Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

     Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

     Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

 

2.     Анализ результатов выполнения учащимися заданий на внимание.

3.     Анализ анкетирования родителей.

4.     Психологический практикум.

1.Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! И главными помощниками ребёнку в этом должны стать его родители.

 

Родителям (группам или в парах) раздаются карточки с описанием игр и упражнений на внимание. В течение 5-7 минут происходит ознакомление с их содержанием.  Затем выступают и знакомят всех играми.

Одну – две игры демонстрируют. ( Описание игр в книге Алоевой  М.А. «Родительские собрания в 1-2- классах», с. 48-52)

 

2. Презентация книг.

 

5.     Заключительный этап.

В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

·        Помогите вашим детям стать внимательными.

·        Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие из литературы.

·        Постарайтесь научить детей играть в шахматы и шашки.

·        Учите детей быть наблюдательными – умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом. Не старайтесь сразу отвечать на возникший вопрос или проблему, постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с вашей помощью исследовал и сам нашёл ответ на возникший вопрос.

 

         Продолжите фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание …»

 

6. – Благодарю за активное участие в собрании, желаю успехов в воспитании и развитии детей. Помните, что многое, если не всё,  зависит от Вашей заинтересованности и участия  в успехах сына или дочери.

 

 

Родительское собрание в 1 классе

«Домашние задания. Как научить ребёнка стать самостоятельным?»

 

         Родительское собрание начинается с проверки выполнения решения прошлого родительского собрания: Расскажите, как вы развивали внимание детей, пользовались ли советами, данными на предыдущем родительском собрании.

 

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий.  Часто  их выполнение затягивается на час, а то и два, прежде всего потому,  что у ребёнка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания задания с черновика на чистовик, заставляют сделать всё в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться.  Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10-15-минутные паузы.  Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков надо с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать лёгкими.

 

         Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребёнка. Это время резкого снижения работоспособности.

         Следует помнить,  что для малышей 6-7 лет очень труден процесс письма. У детей ещё не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам.  Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для первоклассников много меньше, чем для детей 8 лет.  Вначале она не превышала 3 минут. И сейчас общую продолжительность письма нужно ограничивать, в процессе подготовки уроков она не должна превышать, как и в школе, 8-10 минут. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

 

         Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно превышать 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжать чтение.

         Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20раз в течение 3 минут) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на предмет, находящийся на расстоянии 7-10 метров. Очень важно следить, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате была достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

         Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5 часовой дневной сон.

         Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По нормативам время прогулки для школьников младших классов – 3 – 3,5 часа.

         Отвечая в своей семье на вопрос «Кто должен делать д.з.?», реально оцените силы и возможности своего ребёнка и оказывайте ему помощь ровно настолько, насколько он в ней нуждается. Если ваш сын или дочь нуждается в вашей консультации, поддержке, подсказке, то не стоит им отказывать в этом. Чаще ребёнок ждёт лишь подтверждения правильности принятого решения («А можно так?», «А это правильно?», «5 и 3  - это 8? Да? И т.д.) Получив его, школьники могут продолжать самостоятельную работу.

         Реже, но порой им требуется более серьёзная помощь – объяснить, почему так, подсказать. Если со второго – третьего раза не получается самостоятельно, ободрить в минуту отчаяния («всё больше не буду, всё равно ничего не выходит!»). В начальной школе необходим ежедневный контроль. Но пусть ребёнок сам  принесёт работу, попросит проверить выученное стихотворение, послушать чтение Азбуки.

Кстати, по отношению к выполнению д.з. можно судить и об успешной или неуспешной адаптации ребёнка к школе.  Если ребёнок выполняет домашние задания из-под палки, не включается в работу класса на уроке и не реагирует на замечания педагога, то скорее всего ребёнок с трудом адаптируется к школьным условиям (при условии, что ребёнок физически здоров). В этом случае следует перераспределить обязанности, больше или меньше нагружать ребёнка, предоставлять ему больше свободы или поместить его в более жёсткие условия и быть более  требовательным к нему, более заинтересованным.

         Очень важно именно сейчас, в 1 классе, научить  ответственно относиться к выполнению домашних заданий. Для этого нам с вами нужно решить одну не менее важную проблему: научить ребёнка записывать в дневник  каждое слово д.з. (всё списывать с доски, не успокаиваться,  когда ребёнок говорит «А,  я это запомню»), задание у нас не стирается до последнего урока, если ребёнок не успевает на уроке, на перемене всегда есть возможность записать. Очень строго спрашивайте  и серьёзно  отнеситесь к этому вопросу, контролируйте само задание.

         О правильном заполнении и ведении  дневников. Расписание пишется на всю неделю в субботу – воскресенье, в конце каждой недели подписывается родителями. Если в дневнике появилась запись учителя (замечание, рекомендация и т.п.), обязательно рядом поставьте свою подпись, тем самым говоря, что вы в курсе. Подходите к учителю, когда видите, что что-то не получается или есть проблемы. Дневник – это документ, вести его надо аккуратно. Записи делать только синей пастой аккуратным почерком. Показывайте своим примером, когда вы будете заполнять дневник.

         Вопрос выполнения домашних заданий тесно связан с развитием их учебной мотивации, желанием учиться и развитием их познавательной активности. 

          Ребёнок должен браться за выполнение уроков не только в одно и то же время (с учётом посещения кружков, секций), с соблюдением режима дня, но и на постоянном рабочем месте. К вопросу соблюдения режима дня отнеситесь очень серьёзно: следите, чтобы ваш ребёнок ложился вовремя спать. Грустно смотреть, когда ребёнок еле сдерживается, чтобы не задремать на уроке, какое уж тут может быть восприятие материала на уроке!

 

         Решение:

1.     Родителям совместно со своим ребёнком выработать, если это ещё не сделали, наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.

2.     Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.

3.     Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности. С интересом относитесь к заданиям, книгам, которые ребёнок приносит из школы.

4.     Вовремя  правильно вести дневник. Учить ребёнка своевременно и в обязательном порядке записывать все домашние задания.

 

5.     Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie1.doc32 КБ
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie2.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 классе (сентябрь)

Вопросы:

  1. Режим дня для взрослых и детей.
  2. Направления учебной работы.
  3. Текущие вопросы.

«Посейте привычку –

Пожнёте характер,

Посейте характер –

И вы пожнёте судьбу».

                  У. Теккерей

1.         Все хорошо знают, что режим дня необходим, и родители стараются его создать. Но чаще распорядок дня ребёнку навязывается совершенно формально. И чем старше он становится, тем более знакомым и надоедливым становятся фразы: «утром надо делать зарядку», «После школы гулять час-два», «Телевизор следует смотреть не больше часа»…

        Почему же так происходит, что все эти, ставшие прописными истины так и не входят в жизнь?

        Можно 100 раз говорить сыну или дочери, что зарядка полезна для здоровья, она даёт заряд бодрости на день. Но сын так и будет по-прежнему до последнего валяться в постели. А там, где отец и мать или старшие братья, сёстры делают утреннюю гимнастику, там не нужно лишних уговоров.

        У детей чрезвычайно развита способность к подражанию – как плохому, так и хорошему. Конечно, ребёнок будет подражать тем, кто ему ближе, кто всегда с ним. Там, где в семье не принято утром убирать в комнате, выполнять какие-то хозяйственные дела, - и дети не делают этого, даже если есть время.

        То, что принято в семье – семейный уклад – способствуют формированию многих детских привычек: вовремя обедать, ужинать, определённые часы отводить прогулкам на свежем воздухе, ложиться спать в одно и то же время.

        Семья, как никто другой, прививает те или другие наклонности и привычки отдыхать, распоряжаться своим свободным временем.

        И не случайно тема нашей беседы звучит как «режим дня для взрослых и детей».

        В вечернее время, когда вся семья в сборе, у родителей свои дела, у ребят – свои. Старшие могут ложиться позже или раньше, в зависимости от того, к какому типу биоритмов они относятся: «совы» - поздно начинают свой день, «жаворонки» - рано просыпаются.

        Дети же в силу специальных рамок школы должны быть всегда «жаворонками»: рано просыпаться (чтобы всё успеть сделать) и рано ложиться спать (чтобы восстановить силы). Но всегда ли семейный уклад позволяет выполнять это условие? Очень часто по тем или иным причинам ребята недосыпают, а иногда – очень значительно.

        Надо понять, что для восстановления жизненных сил значение сна трудно переоценить. Для хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребёнок ложился не позднее 9 часов вечера (в более старшем возрасте, к 4 классу -  в 10 часов вечера), а вставать – в 8 – 8-30.

        Очень важно сформировать правильный ритм у детей. А для этого требуется создать все условия дома. Если ребёнок укладывается спать, естественно, взрослым приходится уменьшить свою шумную деятельность, создать в квартире тишину, которая является одним из основных факторов засыпания.

        Хотя некоторые переутомлённые дети способны засыпать и при ярком свете и при громко работающем телевизоре, но это лишь пример неустроенного семейного быта и ненормального детского режима.

        Плохое самочувствие детей может зависеть от таких причин, как домашние условия, взаимоотношения в семье. Речь идёт о психическом здоровье ребёнка, о его душевном благополучии.

        Между душевным и физическим здоровьем существует тесная связь. Тягостное, унылое или взвинченное, нервное настроение и состояние угнетают физическое развитие ребёнка. Неорганизованный быт и нерегулярное питание, отсутствие прогулок, недосыпание сказываются на общем состоянии здоровья ребёнка. В выходные дни старайтесь сменить обстановку, вывезите ребёнка на природу, например, в лес. Полюбуйтесь красотой, рассмотрите мельчайшие детали, например, окраску листьев, пособирайте природный материал: шишки, веточки, травинки.

        О подготовке домашних заданий. Чтобы такая подготовка проходила успешно, необходимо выполнять простые, но важные условия.

        Ещё с 1 класса ребёнок должен знать, когда и как ему учить уроки. Поэтому надо более серьёзно отнестись е распределению времени. Домашнее задание, очевидно, сейчас надо выполнять частично вечером и утром. На утро можно оставить то, что ребёнок сможет выполнить самостоятельно: повторить правило или стихотворение, пересказ, почитать и т.д.

        Для сына или дочери должно быть привычно, что прежде чем сесть за уроки, надо создать необходимую обстановку: выключить телевизор, магнитофон, проветрить комнату, навести порядок на столе (с этого начинается и от этого зависит, аккуратной или нет будет работа); если необходима лампа – поставить так, чтобы свет падал слева.

        Часто бывает так, что дети, имея даже отдельную комнату, предпочитают заниматься в неприспособленных для этого местах: на кухне, отодвинув тарелки в сторону, за журнальным столиком, согнувшись в кресле, да ещё и при включённом телевизоре. Такая манера подготовки уроков должна пресекаться родителями. Конечно, почитать книгу можно и в более удобной позе, сидя в кресле, но без телевизора.

        Немаловажно, когда школьник усаживается за уроки. Некоторые наиболее старательные дети, прибежав из школы, сразу садятся за учебники. А мама или бабушка подхваливают: «Вот молодец! И говорить не надо, сам садится!» Хотя желание учиться похвально, однако сразу после школы выполнение домашних заданий неэффективно. После школьных занятий обязательно надо отдохнуть, погулять на улице в определённый час, не довольствоваться прогулкой от школы до дома.

        Для школьников разного возраста приготовление уроков занимает разное время. Для нас это должно укладываться в пределах 1,5 – 2 часов. Но есть медлительные дети, которые то, что другие выполняют за 1 час, делают за 2 часа. Но не надо здесь путать медлительность и ситуацию, когда ребёнок сам постоянно отвлекается: то пойдёт попить, то в туалет, то ещё найдёт какую-то причину не делать задание. На это надо обратить внимание. Если ребёнок выполняет домашнее задание «из-под палки», на уроке не включается в работу, не реагирует на замечания учителя, то скорее всего, ребёнок с трудом адаптируется к школьным условиям (при условии, что ребёнок здоров). В этом случае следует перераспределить обязанности, больше или меньше нагружать ребёнка, предоставлять ему больше свободы или поместить его в более «жёсткие» условия требовательности и контроля.

        Чтобы легче запоминался урок (домашнее задание), надо делать перерывы после каждого подготовленного предмета, через каждые 30-40 минут – пауза 5 – 10 минут.

        Самое главное – приготовление уроков должно стать привычкой (причём готовить надо все предметы, обратите внимание на устные уроки), а привычка имеет большую власть над человеком. О ней говорят, что она вторая натура.

        В основе привычки лежат физиологические механизмы, когда действия приобретают полуавтоматический характер. Простейший пример: дети не думают, что перед обедом надо мыть руки, они идут и моют (если, конечно, его к этому приучили). А ведь было время, когда маленького ребёнка приходилось очень настойчиво приучать к этому. С возрастом сформировалась полезная привычка. Так же и приготовлением домашнего задания. Но для этого взрослым надо постараться, приложить труд. И не только распекать и выражать недовольство, а бывает ещё, когда мама или папа в присутствии ребёнка высказывают недовольство учителем, который дал это задание. Этим родители приносят вред прежде всего своему ребёнку, который начнёт метаться между тем, что требует учитель и мнением своих родителей. И сформировать привычку и мотивацию к учёбе будет очень сложно. Родители должны создавать все условия для выполнения всех заданий, направлять.

        Кто же должен выполнять домашнее задание? Важно, чтобы ребёнок чувствовал искреннюю заинтересованность учебными успехами, контролировал ход учебного процесса и, в частности, выполнение домашних заданий. Если ребёнку не для кого стараться, если никто не огорчится и не обрадуется полученным результатам работы, то очень скоро он перестанет стремится к совершенствованию своих умений, избавлению от недостатков. Поэтому соприсутствие заинтересованных лиц – важнейший стимул успешности ребёнка в школе и дома.

        Учебная деятельность является совместной, распределённой, где от взрослого (учителя, родителей) исходит стимулирование, а от школьников – активность по их достижению.

        Если ваш сын или дочь нуждается в Вашей поддержке, консультации, подсказке, то не стоит им отказывать в этом. Чаще ребёнок ждёт лишь подтверждения правильности принятого им решения. («А можно так?», «А это правильно?», «Пять и три – это восемь? Да?»). Получив его, школьники могут дальше продолжить свою работу.

        Иногда же им требуется более серьёзная помощь – объяснить, почему так, подсказать, если со второго – третьего раза не получается самостоятельно, ободрить в минуту отчаяния («Всё, больше не буду, всё равно ничего не выходит!») В начальной школе необходим и ежедневный контроль. Но пусть ребёнок сначала сам постарается сделать задание, хорошо, если он сам принесёт работу, попросит проверить выученное стихотворение, послушать чтение или пересказ.  Совсем недопустимо, когда школьнику запрещают приступать к выполнению домашнего задания без участия взрослых или подавляют собственной умелостью его робкие попытки сотворить нечто своими руками или головой. Нетрудно продемонстрировать своё собственное превосходство (профессиональное, интеллектуальное) перед учеником младших классов, гораздо труднее будет ребёнку обрести силу, уверенность в себе, когда они больше не смогут надеяться на вашу помощь (например, при выполнении самостоятельной или контрольной работы в классе или при изучении точных наук в старших классах, рано или поздно это произойдёт и тогда отсутствие навыков преодоления трудностей отвратит ребёнка от этих видов работы. Всё закладывается сейчас.

        Поэтому, отвечая в своей семье на вопрос, кто должен делать домашние задания, реально оцените силы и возможности своего ребёнка и окажите ему помощь ровно настолько, насколько он в ней нуждается.

        Школьник, получающий дома «дозированную» помощь взрослых и приученный к своевременному и самостоятельному выполнению домашней работы, быстро обретает уверенность в себе и вскоре отказывается от необходимости прибегать к чьей-либо помощи. Но ещё раз хочу напомнить: при выполнении домашнего задания нужно давать ребёнку самостоятельность, но контролировать, всё ли сделано, быть ответственными при выполнении своих родительских обязанностей по воспитанию и образованию своего ребёнка по Семейному кодексу, пункт 1 ст.63, необходимо.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

Родителям о внимании и внимательности или

«Как помочь ребёнку стать внимательным?»

Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

Задачи: познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников, а также с методами и приёмами развития внимания первоклассников.

Форма проведения: творческая лаборатория родителей.

Предварительный этап: проведение анкетирования родителей, экспресс-диагностики особенностей внимания учащихся.

Содержание собрания:

  1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

        Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже при неблагоприятных условиях.

        Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и,  не отвлекаясь на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

        Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

        Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

        Ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

  1. Анализ результатов выполнения учащимися заданий на внимание.
  2. Анализ анкетирования родителей.
  3. Психологический практикум.

1.Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! И главными помощниками ребёнку в этом должны стать его родители.

Родителям (группам или в парах) раздаются карточки с описанием игр и упражнений на внимание. В течение 5-7 минут происходит ознакомление с их содержанием.  Затем выступают и знакомят всех играми.

Одну – две игры демонстрируют. ( Описание игр в книге Алоевой  М.А. «Родительские собрания в 1-2- классах», с. 48-52)

2. Презентация книг.

  1. Заключительный этап.

В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

  • Помогите вашим детям стать внимательными.
  • Развивайте внимание детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие из литературы.
  • Постарайтесь научить детей играть в шахматы и шашки.
  • Учите детей быть наблюдательными – умеющими наблюдать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом. Не старайтесь сразу отвечать на возникший вопрос или проблему, постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с вашей помощью исследовал и сам нашёл ответ на возникший вопрос.

         Продолжите фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание …»

6. – Благодарю за активное участие в собрании, желаю успехов в воспитании и развитии детей. Помните, что многое, если не всё,  зависит от Вашей заинтересованности и участия  в успехах сына или дочери.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе

«Домашние задания. Как научить ребёнка стать самостоятельным?»

        Родительское собрание начинается с проверки выполнения решения прошлого родительского собрания: Расскажите, как вы развивали внимание детей, пользовались ли советами, данными на предыдущем родительском собрании.

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий.  Часто  их выполнение затягивается на час, а то и два, прежде всего потому,  что у ребёнка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания задания с черновика на чистовик, заставляют сделать всё в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться.  Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10-15-минутные паузы.  Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков надо с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать лёгкими.

        Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребёнка. Это время резкого снижения работоспособности.

        Следует помнить,  что для малышей 6-7 лет очень труден процесс письма. У детей ещё не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам.  Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для первоклассников много меньше, чем для детей 8 лет.  Вначале она не превышала 3 минут. И сейчас общую продолжительность письма нужно ограничивать, в процессе подготовки уроков она не должна превышать, как и в школе, 8-10 минут. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

        Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно превышать 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжать чтение.

        Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20раз в течение 3 минут) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на предмет, находящийся на расстоянии 7-10 метров. Очень важно следить, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате была достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

        Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5 часовой дневной сон.

        Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По нормативам время прогулки для школьников младших классов – 3 – 3,5 часа.

        Отвечая в своей семье на вопрос «Кто должен делать д.з.?», реально оцените силы и возможности своего ребёнка и оказывайте ему помощь ровно настолько, насколько он в ней нуждается. Если ваш сын или дочь нуждается в вашей консультации, поддержке, подсказке, то не стоит им отказывать в этом. Чаще ребёнок ждёт лишь подтверждения правильности принятого решения («А можно так?», «А это правильно?», «5 и 3  - это 8? Да? И т.д.) Получив его, школьники могут продолжать самостоятельную работу.

        Реже, но порой им требуется более серьёзная помощь – объяснить, почему так, подсказать. Если со второго – третьего раза не получается самостоятельно, ободрить в минуту отчаяния («всё больше не буду, всё равно ничего не выходит!»). В начальной школе необходим ежедневный контроль. Но пусть ребёнок сам  принесёт работу, попросит проверить выученное стихотворение, послушать чтение Азбуки.

Кстати, по отношению к выполнению д.з. можно судить и об успешной или неуспешной адаптации ребёнка к школе.  Если ребёнок выполняет домашние задания из-под палки, не включается в работу класса на уроке и не реагирует на замечания педагога, то скорее всего ребёнок с трудом адаптируется к школьным условиям (при условии, что ребёнок физически здоров). В этом случае следует перераспределить обязанности, больше или меньше нагружать ребёнка, предоставлять ему больше свободы или поместить его в более жёсткие условия и быть более  требовательным к нему, более заинтересованным.

        Очень важно именно сейчас, в 1 классе, научить  ответственно относиться к выполнению домашних заданий. Для этого нам с вами нужно решить одну не менее важную проблему: научить ребёнка записывать в дневник  каждое слово д.з. (всё списывать с доски, не успокаиваться,  когда ребёнок говорит «А,  я это запомню»), задание у нас не стирается до последнего урока, если ребёнок не успевает на уроке, на перемене всегда есть возможность записать. Очень строго спрашивайте  и серьёзно  отнеситесь к этому вопросу, контролируйте само задание.

        О правильном заполнении и ведении  дневников. Расписание пишется на всю неделю в субботу – воскресенье, в конце каждой недели подписывается родителями. Если в дневнике появилась запись учителя (замечание, рекомендация и т.п.), обязательно рядом поставьте свою подпись, тем самым говоря, что вы в курсе. Подходите к учителю, когда видите, что что-то не получается или есть проблемы. Дневник – это документ, вести его надо аккуратно. Записи делать только синей пастой аккуратным почерком. Показывайте своим примером, когда вы будете заполнять дневник.

        Вопрос выполнения домашних заданий тесно связан с развитием их учебной мотивации, желанием учиться и развитием их познавательной активности.  

          Ребёнок должен браться за выполнение уроков не только в одно и то же время (с учётом посещения кружков, секций), с соблюдением режима дня, но и на постоянном рабочем месте. К вопросу соблюдения режима дня отнеситесь очень серьёзно: следите, чтобы ваш ребёнок ложился вовремя спать. Грустно смотреть, когда ребёнок еле сдерживается, чтобы не задремать на уроке, какое уж тут может быть восприятие материала на уроке!

        Решение:

  1. Родителям совместно со своим ребёнком выработать, если это ещё не сделали, наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
  2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.
  3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности. С интересом относитесь к заданиям, книгам, которые ребёнок приносит из школы.
  4. Вовремя  правильно вести дневник. Учить ребёнка своевременно и в обязательном порядке записывать все домашние задания.

  1. Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...