«Школа пешеходных наук» Родительское собрание
методическая разработка (1 класс) по теме

Шубникова Ирина Михайловна

Цель:
•    Разъяснить родителям необходимость изучения и отработки с детьми правил дорожного движения.
•    Раскрыть типичные ошибки в поведении младших школьников на улицах и дорогах, вооружить родителей рекомендациями по их преодолению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_peshekhodnykh_nauk.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа   пешеходных   наук»

Цель:

  • Разъяснить родителям необходимость изучения и отработки с детьми правил дорожного движения.
  • Раскрыть типичные ошибки в поведении младших школьников на улицах и дорогах, вооружить родителей рекомендациями по их преодолению.

Форма:

  • Информационно – аналитический лекторий с элементами практикума.

Участники:

  • Родители, классный руководитель, инспектор ГИБДД.

Подготовительный этап:

  • Классному руководителю вместе с родительским комитетом необходимо подготовить памятки для родителей.
  • Пригласить инспектора ГИБДД.

Оборудование, оформление:

  • Плакаты по безопасности дорожного движения;
  • Статистические таблицы с показателями ДТП с участием детей по своему региону;
  • Детские рисунки на тему: «Школа светофорных наук» и т.д.

План

  1. Информационный лекторий для родителей.
  2. Ситуативный практикум и обмен опытом семейного воспитания.
  3. Подведение итогов собрания.

Ход собрания

1. Информация для учителя

        Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями младших школьников.

        Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают Правил дорожного движения, а если знают сами, то не считают обязательным для себя разъяснять детям дорожную азбуку и, что особенно опасно, часто в присутствии детей нарушают Правила дорожного движения. Правила безопасного поведения детей изучаются в школе с 1-го класса, но родители ни в коем случае не должны устраняться от постоянного обучения детей правилам дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий.

        Классному руководителю необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей, познакомить родителей с работой школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, с пособиями по обучению детей безопасности на дорогах и обсудить план совместной работы с родителями по предупреждению ДТП с участием детей класса.

        Во вступительном слове классный руководитель может привести статистические показатели ДТП за прошедший год (полугодие), которые можно получить в территориальном управлении (отделе) ГИБДД, и остановиться на основных причинах детского дорожно-транспортного травматизма:

        - переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода;

        - переход дороги в неположенном месте;

        - неподчинение сигналам регулирования;

        - неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транс-

            порта, сооружений, зелёных насаждений;

        - ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;

        - ходьба вдоль проезжей части дороги по направлению движения транс

            порта;

        - игра на проезжей части.

Краткая характеристика возрастных и психофизиологических особенностей поведения младших школьников на улицах и дорогах

        В начале обсуждения этого вопроса педагог выясняет, что знают родители об индивидуальных особенностях своих детей, часто ли они наблюдают за ними во время прогулок?

        Подводя итоги опроса, классный руководитель объяснит родителям, что типичная возрастная психофизиологическая характеристика младших школьников – их часто непредсказуемое поведение.

        На улице дети легко отвлекаются на всё интересное. Если 8 – 9-летний ребёнок идёт с друзьями, он, часто, увлекшись разговорами, не смотрит на дорогу и может не услышать сигнала приближающейся машины из-за недостатка произвольного внимания.

        Как правило, младшие школьники еще не умеют соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором он находится от них.

        Дети с сильной нервной системой, любящие шумные игры, при громких звуках действуют быстро. Очень часто, они бегут от опасности и попадают под колёса машин. Наоборот, у ребёнка со слабой нервной системой реакция на звуковые и световые сигналы замедленная. В опасных ситуациях они теряются, не зная, что делать.

        Это должны учитывать родители и подробно объяснять детям, как надо себя вести.

        На поведение ребёнка оказывают влияние особенности восприятия им дорожной среды, внимания, мышления, глазомер, поле зрения, слух, подвижность и уравновешенность нервных процессов

        Психологи установили, что есть различия в реакциях мальчиков и девочек на движущийся транспорт. Мальчики обычно стараются как можно быстрее перебежать дрогу, не обращая внимания на движущиеся в несколько рядов машины. А девочки могут побежать назад к тротуару.

        На поведение детей может влиять их функциональное состояние  в определённый момент. Например, ребёнок плохо себя чувствует, устал, и в результате способность контролировать своё поведение на дороге у него снижается.

        Непроизвольное внимание младших школьников необходимо постепенно превращать в произвольное. С этой целью необходимо развивать у детей способность концентрироваться, устойчивость, избирательность и переключение внимания.

        Очень важным является тот факт, что дети оценивают ситуацию на дороге иначе, чем взрослые. Они начинают следить за движением машин, только подойдя к проезжей части, и обращают внимание, как правило, лишь на большие грузовые автомобили, не замечая маленьких – легковых.

        Целостное восприятие дорожной обстановки затрудняется из-за роста ребёнка. Стоящие транспортные средства закрывают ему обзор. Ребёнок не видит, что происходит на дороге, и сам не виден водителям.

        Наблюдая за своим ребёнком, родители могут направить, например, повышенную возбудимость ребёнка на усиление его познавательной активности, заинтересовав его автомобилями, техникой и правилами безопасного поведения.

Типичные ошибки в поведении младших школьнков на улице и дорогах

        Эта часть разговора с родителями посвящена анализу типичных ошибок детей младшего школьного возраста на дорогах и педагогическим рекомендациям по их предупреждению.

        Совершаемые детьми ошибки часто повторяются.

        Американский специалист Р. Скилмен подсчитал, что на один «несчастный случай» пешеход совершает около 4000 безнаказанных ошибок, каждая из которых могла бы закончиться трагически, но не было «стечения обстоятельств». При этом лишь 20 из них «наказываются» испугом, остальные 3980 невольно закрепляются в сознании пешехода как правильные действия, формируя тем самым ложные навыки и привычки. Если в среднем в нашей стране каждый день погибают 15 детей и 150 получают травмы, значит, ежедневно дети совершают 600 000 ошибок, находясь под дамокловым мечом возможного несчастья.

        Родители должны знать, что основными ошибками детей на дороге являются:

        - выход на дорогу из-за стоящих у обочины машин, кустов, деревьев,

            препятствий, сооружений;

        - переход улицы наискось, а не под прямым углом к проезжей части;

        - желание как можно быстрее перебежать дорогу, не глядя по сторонам;

        - игры на дороге;

        - катание по дороге и улицам на роликовых коньках, велосипедах, са-

            мокатах, санках и т.д.

        Чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно на дороге, а родители были спокойны за него, у ребёнка должны быть сформированы 4 вида основных навыков.

        - Навык наблюдения. Он должен научиться видеть предметы, закры-

            вающие обзор проезжей части, и воспринимать их как опасные или

            скрывающие опасность.

        - Навык «сопротивления волнению или спешке».

        - Навык «переключения на улицу». Бордюрный камень – это граница,

            за которой бытовые навыки не пригодны.

        - Навык переключения на самоконтроль.

        Учитель обращает внимание родителей на то, чему они должны научить детей в первую очередь:

        - Ориентироваться в дорожных условиях. С этой целью надо научить

            первоклассников различать правую и левую стороны.

        - Сравнивать объекты и предметы дорожной среды по величине, длине,

            ширине, высоте. Определять их место в пространстве: слева, справа,

            впереди, сзади, выше, ниже.

        - Научить детей занимать правильное положение на дороге. Чтобы по-

            мочь ребёнку в этом, можно, например, сказать ему: «Встань так, что-

            бы прямо пред тобой был пешеходный переход, а напротив – свето-

            фор».

        Нужно развивать у ребёнка глазомер и чувство времени при оценке скорости машин. Например, увидев вдалеке троллейбус (машину, автобус), предложите ему сосчитать на какой счет (1, 2, 3, 4, …) транспортное средство доедет до определённого места. Потом обратите внимание ребёнка на другое транспортное средство и снова посчитать, пока оно доедет до установленного места. Такие упражнения помогут детям понять, что скорости движения у разных машин различаются.

        Родители должны научить детей обращать внимание на погодные условия, состояние дороги, освещение. Например, объясните детям, в чем опасность перехода улиц в ненастную погоду и т.п.

        На обучающих прогулках родители должны обращать внимание детей на многие ситуации, например, в момент движения машины назад водитель может не заметить рядом стоящего ребёнка и наехать на него. При этом желательно, чтобы сам ребёнок рассказывал, что видит, находя причинно-следственные связи и зависимости. Например, пешеходы переходят улицу. Предложите ребёнку проанализировать, кто правильно переходит улиуц, а кто нет, к чему это может привести ?

        Родители должны тренировать глазомер ребёнка. С этой целью надо измерить величину шага ребёнка. Наиболее точные данные получаются при подсчете количества шагов на отрезке пути известной длины. Например, 10 и 100-метровом. Разделив длину этого отрезка на количество шагов, каждый ребёнок будет знать, какое расстояние он проходит за один, два, десять, сто шагов и т.п.

        После этого можно выполнить с ребёнком упражнения, тренирующие его глазомер.

        Упражнение 1. Идя по дороге и увидев любой неподвижный предмет (столб, дерево, стоящий автомобиль), определите на глаз, сколько до него метров. Проверьте шагами точность оценки.

        Упражнении 2. Вы идёте по дороге, навстречу вам – пешеход. загадайте, где вы с ним встретитесь. Определите, насколько вы ошиблись. То же сделайте по отношению к движущемуся автомобилю.

        Упражнении 3. Вы идёте по дороге, впереди – неподвижный предмет, например, стоящий автомобиль. Загадайте, сколько секунд потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность оценки.

        Упражнении 4. Вы идёте по дороге. Сбоку приближается пешеход. отгадайте. В какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же направлении, и вновь проверьте точность своей оценки.

        Подобные упражнения можно придумать самим.

        В заключительной части собрания родителям предлагается

Памятка «Как научить ребёнка соблюдать Правила дорожного движения»

  1. перед тем. Как ребёнок пойдёт в школу, пройдите несколько раз с ним маршрут «Мой путь в школу», покажите места, где следует быть особенно внимательным и осмотрительным, где переходить улицу более удобно и безопасно.

  1. Объясните ребёнку, как себя вести на регулируемых и нерегулируемых перекрёстках.

  1. Осудите с ребёнком его действия в необычных обстоятельствах, например, если светофор сломан: пойдёт до следующего перехода, попросит кого-то из взрослых о помощи или будет переходить дорогу сам, соблюдая все правила.

Помните, вы для своих детей авторитет и ребёнок фиксирует и повторяет вашу модель поведения. Нарушая правила, родители закладывают основу будущей трагедии.

        Используйте методы внушения и убеждения в воспитании детей, регулярно повторяя им следующие установки:

  • Перед тем, как выйти на проезжую часть дороги, остановись и скажи себе: «Будь осторожен»;
  • Никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не сможет остановить машину сразу;
  • Перед тем, как выйти на проезжую часть, убедитесь, что слева, справа и сзади, если это перекрёсток, нет приближающегося транспорта;
  • Не выходи на дорогу из-за стоящих у тротуара автомобилей или других препятствий, закрывающих обзор;
  • Выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая, - подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу в том месте, где она хорошо видна в обе стороны;
  • Не выбегай на дорогу, если нет пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль;
  • Не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках;
  • Не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью дороги. Для игр есть двор, детская площадки или стадион;
  • Переходи дорогу только поперёк, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;
  • Никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;
  • Когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны».

  1. Не запугивайте детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как и неосторожность и беспечность.

  1. Не заставляйте детей механически заучивать трудные для него Правила дорожного движения. Главное, чтобы ребёнок их понимал и осмысленно выполнял. Тогда знания превращаются в умения, навыки и положительную привычку всегда их соблюдать.

  1. Дома, как можно чаще, задавайте вопросы на развитие логики мышления. Например: «Какие опасности могут быть на перекрёстке?» При этом ребёнка просите проговаривать свои действия вслух. Например: «Автобус, я обходить сзади, трамвай – спереди».

Чтобы у ребёнка не появился страх перед дорогой и транспортом, он должен уметь правильно ориентироваться. У детей должна сформироваться привычка всегда соблюдать правила дорожного движения. Решить эту задачу можно только совместными усилиями семьи и школы.

Подводя итоги собрания, родительский комитет предлагает обсудить следующее решение:

  1. Повседневно изучать и отрабатывать вместе Правила дорожной безопасности.
  2. Нарисовать и отработать вместе с детьми схему безопасного маршрута «Мой путь в школу», отметив на нём опасные участки, места безопасного перехода дороги.
  3. Внимательно изучить и использовать в повседневной воспитательной практике Памятку по обучению детей безопасности поведения на дороге.

Рекомендации для родителей по отработке с детьми маршрута «Мой путь в школу»

  • Нарисуйте маршрут, отметьте на нём опасные участки, а затем пройдите его с ребёнком несколько раз.
  • Приучите детей выходить из дома заблаговременно, так, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша. Увидев автобус на противоположной стороне улицы, не спешите к остановке. Объясните ребёнку, что это опасно.

Выходя на проезжую часть улицы, прекратите посторонние разговоры с ребёнком. Он должен привыкнуть, что при переходе улицы нельзя отвлекаться. Переходите улицу не наискосок, а строго перпендикулярно, чтобы ребёнок понял, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой. Если на перекрёстке есть светофор, переходите только по зелёному сигналу. Переходите улицу с ребёнком только по пешеходным переходам, а у перекрёстка – по линии тротуаров.

  • Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите на это внимание ребёнка. Если у подъезда останавливается транспорт или растёт дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и «выгляните», нет ли за препятствием скрытой опасности.
  • При движении с ребёнком по тротуару периодически обращайте его внимание на появляющиеся вдали и проезжающие транспортные средства, особенно на те из них, которые идут с большой скоростью. Научите ребёнка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.

Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребёнка на то, как он закрывает обзор улицы. Такое наблюдение во время прогулок полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы, - кустами, деревьями, заборами и т.д. Это позволяет выработать у ребёнка важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.

  • На перекрёстке, где нет светофора, научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает указатель правого поворота, а поворачивающий налево – крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.

Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребёнка на то, что, пока он не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет навстречу. Поэтому лучше подождать, пока такой транспорт отъедет подальше.

  • Подходите к двери автобуса только при полной его остановке. приучите ребёнка держаться за поручни, уступать место пожилым людям, готовиться к выходу надо заранее. Объясните ребёнку, как водитель видит (в зеркало) пассажиров, и что он иногда может в зеркало не заметить пассажира и пешехода.

Выйдя из автобуса, на другую сторону улицы переходите только по пешеходному переходу.

  • Особенно полезно показывать с тротуара ребёнку моменты выезда попутного или встречного транспорта. При этом у ребёнка развивается условный рефлекс предвидения скрытой опасности.
  • Во время отработки маршрута приучайте ребёнка останавливаться, приблизившись к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило для пешехода.
  • Во время движения показывайте дорожные знаки, их название и назначение, пешеходные переходы, сигналы светофора, наличие магазинов, перекрёстков, аптек, остановок маршрутного транспорта, название улиц.

Примерные памятки-обращения к родителям

Уважаемые родители!

        Тема сегодняшнего урока по ПДД – «Дорога в школу (Твой ежедневный маршрут.)».

        Пройдите, пожалуйста, этим, уже, вероятно, «сложившимся» маршрутом вместе с вашим ребёнком. Поговорите о том, почему очень важно в школу и обратно ходить одной и той же дорогой.

        Обратите внимание вашего ребёнка на все опасности и скрытые «ловушки», которые могут подстерегать его на пути. Подумайте вместе, можно ли изменить этот маршрут так, чтобы он стал более безопасным.

        Засеките, пожалуйста, время, необходимое для того, чтобы ваш ребёнок мог спокойно, не торопясь, пройти путь из дома в школу или обратно.

        Постарайтесь до следующего занятия несколько раз пройти по этому маршруту вместе. Отмечайте и обсуждайте любые изменения дорожных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь на этом пути.

        Всего доброго.

        Домашнее задание: ________________________________________

        Дата                                                                                   Подпись учителя

Уважаемые родители!

        Тема сегодняшнего урока по ПДД – «Регулировщик и его сигналы».

        Предложите, пожалуйста, вашему ребёнку рассказать о том, какие сигналы регулировщика он знает, и что они обозначают.

        После этого дома или на детской площадке продемонстрируйте вашему ребёнку различные сигналы, как если бы вы сами были регулировщиком. Предложите ему реагировать на эти сигналы в соответствии с Правилами. Похвалите и лишь, потом поправьте, если были допущены какие-то ошибки.

        Если вы вместе с вашим ребёнком окажитесь в районе перекрёстка, движение на котором регулируется с помощью регулировщика, воспользуйтесь, пожалуйста, этой возможностью, понаблюдайте за его работой и потренируйтесь вместе переходить дорогу по сигналам регулировщика.

        Успехов вам!

        Домашнее задание: ________________________________________

        Дата                                                                                   Подпись учителя

Уважаемые родители!

        Тема сегодняшнего урока по ПДД – «Нерегулируемые перекрёстки».

        Постарайтесь, пожалуйста, побывать с вашим ребёнком на перекрёстках всех видов. Поговорите о правилах перехода нерегулируемого перекрёстка, о предупредительных сигналах водителя. Проверьте, умеет ли ребёнок их различать на практике.

        Попросите вашего ребёнка проговорить последовательность действий при переходе через нерегулируемый  перекрёсток. Затем, проходя через перекрёсток вместе, внимательно наблюдайте за поведением вашего ребёнка.

        После каждого перехода обязательно сначала похвалите его. Отметьте все то, что он сделал правильно. И только после этого, если он при переходе упустил из виду какой-либо важный момент, поговорите о нём. Убедившись, что ребёнок понял свою ошибку, предложите ему еще раз вместе с вами перейти через перекрёсток.

        Проделывайте это, пожалуйста, столько раз, сколько необходимо для того, чтобы ваш ребёнок мог без затруднений переходить через перекрёсток.

        Желаю удачи!

        Домашнее задание: ________________________________________

        Дата                                                                                   Подпись учителя

Уважаемые родители!

        Тема сегодняшнего урока по ПДД – «Пешеходные переходы».

        Посвятите, пожалуйста, отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с двусторонним движением и, если есть возможность, с односторонним.

        Всякий раз обращайте внимание на то, как ваш ребёнок соблюдает алгоритм перехода, понимает ли он необходимость соблюдения каждого из его пунктов. Отмечайте всё, что ребёнок делает правильно, хвалите его. И только потом обращайте его внимание на все неточности или явные ошибки, если он их допустил во время перехода. Еще раз поговорите об этих моментах.

        Успехов вам!

        Домашнее задание: ________________________________________

        Дата                                                                                   Подпись учителя

Уважаемые родители!

        Тема сегодняшнего урока по ПДД – «Пешеходные переходы».

        Посвятите, пожалуйста, отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с двусторонним движением и, если есть возможность, с односторонним.

        Всякий раз обращайте внимание на то, как ваш ребёнок соблюдает алгоритм перехода, понимает ли он необходимость соблюдения каждого из его пунктов. Отмечайте всё, что ребёнок делает правильно, хвалите его. И только потом обращайте его внимание на все неточности или явные ошибки, если он их допустил во время перехода. Еще раз поговорите об этих моментах.

        Успехов вам!

        Домашнее задание: ________________________________________

        Дата                                                                                   Подпись учителя

Уважаемые родители!

        Тема сегодняшнего урока по ПДД – «Поездка на других видах транспорта».

        Поговорите с вашим ребёнком о том, что каким бы видом транспорта он не пользовался, он обязательно должен соблюдать правила поведения и безопасности на этом виде транспорта.

        Попросите его рассказать вам, с какими новыми правилами он познакомился на этом уроке.

        При пользовании метро, легковым автомобилем, маршрутным такси, электропоездом и т.д. обсудите, пожалуйста, с вашим ребёнком еще раз правила поведения и безопасности на этих видах транспорта, поговорите о том, для чего они существуют и от каких опасностей защищают.

        Всего доброго!

        Домашнее задание: ________________________________________

        Дата                                                                                   Подпись учителя

Уважаемые родители!

        Тема сегодняшнего урока по ПДД – «Ты – велосипедист».

        Если у вашего ребёнка уже есть велосипед или  вы только собираетесь его приобрести, обязательно познакомьтесь с тем разделом учебного пособия, в котором даны рекомендации по правильному подбору велосипеда. Ведь от этого напрямую зависит безопасность вашего ребёнка.

        Кроме того, велосипед всегда должен быть в исправности. И это тоже зависит от вас, уважаемые родители.

        Пожалуйста, всё время напоминайте вашему ребёнку, что он может ездить на велосипеде только в безопасных местах двора или парка, т.е. там, где нет машин.

        Гуляя с вашим ребёнком в парке или во дворе, вы можете попробовать организовать игры или соревнования для юных велосипедистов, чтобы отвлечь детей от катания в неразрешенных местах.

        Желаю удачи!

        Домашнее задание: ________________________________________

        Дата                                                                                   Подпись учителя

Уважаемые родители!

        Тема сегодняшнего урока по ПДД – «Где можно и где нельзя играть».

        Тема отдыха, казалось бы, не имеет прямого отношения к Правилам дорожного движения. Но, как показывает статистика, и во время отдыха дети часто попадают в дорожно-транспортные происшествия. Совершите, пожалуйста, с вашим ребёнком прогулку во двор (или в то место вашего микрорайона, где он обычно гуляет). Прежде всего обратите внимание на условия, в которые он попадает, когда выходит из дома: не подстерегают ли его какие-то скрытые опасности, о которых он, быть может, раньше и не задумывался, не обращал на них внимания.

        Пройдите вместе по двору и посмотрите: действительно ли в безопасном месте обычно играет ваш ребёнок ?

        Обратите особое внимание вашего ребёнка на внутридворовые проезды, контейнерные площадки для мусора, гаражи и другие сооружения, которые есть в вашем дворе и из-за которых может внезапно появиться машина.

        Желаю успехов!

        Домашнее задание: ________________________________________

        Дата                                                                                   Подпись учителя

«Не   допустите   беды»

Цель:

  • Обсудить с родителями проблему профилактики наркозависимости у младших школьников.

Форма:

  • «Круглый стол»

Участники:

  • Родители, классный руководитель, психолог, врач-нарколог.

Подготовительный этап:

  • Учитель изучает литературу по проблеме собрания, приглашает психолога, врача-нарколога для участия в разговоре с родителями.

Оборудование, оформление:

  • Необходимо подготовить памятки, рекомендации для родителей по профилактике наркомании у обучающихся.

Ход собрания

        Собрание посвящено одной из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – профилактике наркомании среди детей и подростков. Важность такого разговора с родителями обусловлена катастрофическим ростом наркозависимых, прежде всего среди детей и подростков. Специалисты считают, что Россия оказалась в состоянии эпидемии наркомании подростковой и даже детской.

        Недооценка взрослыми опасности, которая исходит от наркотиков, - характерная черта нашей жизни. Многие родители считают, что в 8-9 лет еще рано говорить с детьми на такую «острую» тему. Очевидно и то, что семья испытывает «дефицит компетентности» по вопросам формирования у детей антинаркотических установок и ценностей здорового образа жизни, взаимодействию со специалистами в антинаркотической профилактической работе.

        А между тем факты свидетельствуют о том, что возраст первых проб наркотиков детьми отмечается уже в 8-10 лет, зафиксированы и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют в 7,5 раз чаще, чем взрослые.

        В настоящее время до 40 % подростков имеют опыт употребления наркотиков, причем первая проба у 41 % происходила в возрасте от 11 до 14 лет.* Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотику, тем

быстрее формируется зависимость, тяжелее течение наркомании как болезни, больше выраженность её негативных личностных, социальных и медицинских последствий (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих нар-

* Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодёжью / Под ред. Л.М.Шипициной, Л.С.Шипилени. М., 2003

комании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ.

        Поэтому профилактическую работу необходимо проводить до наступления критического возраста, т.е. в дошкольном и школьном возрасте.

        Могут ли быть уверены взрослые в том, что они сделали всё, чтобы уберечь детей от наркотиков? К сожалению, гарантированных рецептов нет. Проблема наркомании слишком сложна и многогранна, чтобы с ней можно было справиться лекарствами или рекомендациями специалистов. Но бездействовать взрослым недопустимо!

        Семья может стать действенным заслоном на пути страшной беды, в том случае если родители стремятся к взаимопониманию, доверию с ребёнком, понимают его проблемы и личные заботы, принимают активное участие в жизни ребёнка, если родители воспитывают в сыне или дочери ценностное отношение к своему здоровью, прежде всего личным примером, объясняют детям пагубные последствия употребления наркотиков и учат их моделям поведения, позволяющим избежать наркозависимости.

        Далее приглашенные специалисты (психолог, врач-нарколог) познакомят родителей с биологическими, социальными и психологическими аспектами возникновения наркозависимости и факторами защиты ребёнка от наркотиков.

Памятка  родителям

Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков

        Наиболее вероятный возраст вовлечения в наркотическую зависимость – 9 – 17 лет.

Физиологические признаки

  • Бледность или покраснение кожи.
  • Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза.
  • Несвязанная, замедленная или ускоренная речь.
  • Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи.
  • Хронический кашель.
  • Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).
  • Резкие скачки артериального давления.
  • Расстройство желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие признаки

  • Беспричинное возбуждение, вялость.
  • Повышенная или пониженная работоспособность.
  • Нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания.
  • Уходы из дома, прогулы школы.
  • Трудности в сосредоточении на чем-то конкретном.
  • Бессонница или сонливость.
  • Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения.
  • Повышенная утомляемость.
  • Избежание общения с людьми, с которыми раньше были близки.
  • Снижение успеваемости в школе.
  • Постоянные просьбы дать денег.
  • Пропажа из дома ценностей.
  • Частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры.
  • Самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны.
  • Частое враньё, изворотливость, лживость.
  • Уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы.
  • Неопрятность внешнего вида.
  • Проведение большей части времени в компании асоциального типа.

Очевидные  признаки

  • Следы от уколов, порезы, синяки.
  • Бумажки и денежные купюры, свёрнутые в трубочки.
  • Закопченные ложки, фольга.
  • Капсулы, пузырьки, жестяные банки.
  • Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия.
  • Папиросы в пачках из-под сигарет.

Практические  советы

        Что делать родителю, если он подозревает, что его ребёнок употребляет наркотики?

  1. Не впадайте в панику. Возможно, ваши подозрения неоправданны.
  2. Понаблюдайте внимательно за ребёнком несколько дней, не проявляя излишней подозрительности.
  3. Обсудите свои наблюдения с людьми, которые знают вашего ребёнка и которым вы доверяете. Возможно, после этого ваши подозрения развеются.
  4. Поговорите со своим ребёнком, учитывая следующие рекомендации:
  • Выберите подходящее место и время для серьёзного разговора.
  • Определите конкретный предмет разговора (что именно не нравится вам в поведении ребёнка, что вызывает беспокойство).
  • Не позволяйте ребёнку отмалчиваться или отшучиваться.
  • Сохраняйте спокойствие, дайте ему возможность высказаться.
  1. Если вы не знаете, как себя вести в сложившейся ситуации, - обратитесь к специалисту-психологу.
  2. Поддержите ребёнка, проявив понимание и терпение.
  3. Высказывая своё беспокойство, объясните ребёнку всю опасность пути, на который он встал.
  4. Попытайтесь убедить его обратиться к специалистам (психолог, психотерапевт, нарколог и т.д.).

Вторая часть собрания посвящена ответам специалистов на вопросы родителей.

Возможным итогом собрания может стать решение о проведении цикла бесед, тренингов для родителей по проблеме профилактики наркомании у младших школьников, выработке общеклассной программы мер по антинаркотической пропаганде.

 

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь детям подготовиться к основной школе".Материалы для родительского собрания в 4 классе.

Четвероклассники - это выпускники начальной школы.Именно это расставляет те акценты, которые так важны во взаимодействии взрослого и ребёнка данного возраста.Завершился первый этап школьной жизни ребё...

"Подговка детей к школе"(Материал для родительского собрания)

    Подготовка ребенка к школе - это ответственный момент. Многие родители спрашивают, что сделать, чтобы ребенок лучше адаптировался к новым условиям в школе?Можно выделить отде...

Праздник «Школа пешеходных наук»

Общешкольное мероприятие. ·         профилактика дорожно-транспортного травматизма;·         пропаганда правил дорожного...

Что такое 5-й класс? Готовимся к переходу в среднее звено школы. Материал для родительского собрания.

Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взросле­нии. Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, н...

Игровая программа для первых классов "Школа пешеходных наук"

Повторяем и закрепляем с первоклассниками ПДД. Дорога в школу должна быть безопасной!...

Школа молодого педагога. Родительское собрание «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников»

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя  является работа с семьёй,   в которой ребёнок живёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассма...

Родительское собрание во 2 классе " В науку нет коротких путей.» (собрание-консультация)

Материал для проведения родительского собрания во 2 классе, цель которого познакомить родителей с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать р...