Гиперактивность
статья на тему

Трубина Надежда

Профилактика и коррекция гиперактивности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_roditeley.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Признаки импульсивности (АНКЕТА «Импульсивный ребенок»)

1.        Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2.        У него часто меняется настроение.

3.        Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4.        Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5.        Обидчив, но не злопамятен.

6.        Часто чувствуется, что ему все надоело.

7.        Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8.        Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9.        Нередко отвлекается на занятиях.

10.        Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11.        Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12.        Может нагрубить родителям, воспитателю.

13.        Временами кажется, что он переполнен энергией.

14.        Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15.        Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16.        В играх не подчиняется общим правилам.

17.        Горячится во время разговора, часто повышает голос

18.        Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19.        Любит организовывать и предводительствовать.

20.        Похвала и порицание действуют на него сильнее чем на других.


Гиперактивность

Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, специалисты высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «минимальное мозговое повреждение». В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель «минимального мозгового повреждения» уступила место более динамичной и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции».

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

—        синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

—        синдром дефицита внимания без гиперактивности;

—        синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания/гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, т.е. иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений ЦНС).

Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с СДВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно «амнезируются».

Симптомы

Дефицит активного внимания.

1. Непоследователен, ему трудно долго удрживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4.        Испытывает трудности в организации.

5.        Часто теряет вещи.

6.        Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7.        Часто бывает забывчив.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСГОРМОЖЕННОСТЬ

1.        Постоянно ерзает.

2.        Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3.        Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4.        Очень говорлив.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

1.        Начинает отвечать, недослушав вопроса.

2.        Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3.        Плохо сосредоточивает внимание.

4.        Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5.        Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

6.        При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках успешен, на других — нет.)

—        раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес.) их существования;

—        некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

—        симптомы не являются проявлением других заболеваний;

—        нарушение обучения и социальных функций.

Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

—        не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

—        с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

—        не слушает то, что ему говорят;

—        не в состоянии следовать инструкциям;

—        не может организовать игру или работу;

—        имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

 —        часто теряет вещи;

—        часто и легко отвлекается;

—        бывает забывчив.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере, пяти из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

—        совершает суетливые движения руками и ногами;

—        часто вскакивает со своего места;

—        гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность

неприемлема;

—        не может играть в «тихие» игры;

—        всегда находится в движении;

—        очень много говорит.

Ребенок импульсивен (не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

—        отвечает на вопрос, не выслушав его;

—        не может дождаться своей очереди;

—        вмешивается в разговоры и игры других.

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5—6 лет, а иногда уже на первом году жизни. Дети первого года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1—2 мес. позже) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок при выполнении работ и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие дела и разговоры, берет чужие вещи, часто ведет себя непредсказуемо, неадекватно реагирует на внешние раздражители.

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с СДВГ возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.

Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотиков. Родители ребенка, страдающего СДВГ, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и физическому насилию.

При неврологическом осмотре ребенка с СДВГ или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения.

Диагноз СДВГ необходимо дифференцировать со специфическими нарушениями обучения, включающими нарушение письма, дислексию (нарушение речи) и др., астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто — с психиатрической патологией, (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.).

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 чел.), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального.

Родителям, важно  чтобы они не расценивали поведение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям надо следить за соблюдением режима дня «гиперактивного» ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Resource id #740

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребенок

Кого считать гиперактивным ребенком? Как относиться учителям и родителям к проблеме гиперактивности?Статья содержит рекомендации психолога родителям и педагогам, игры и упражнения. Желаем удачи!...

Гиперактивный ребёнок.

Беседы с психологом Гиперактивный ребенок Портрет гиперактивного ребенка Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с...

Родительское собрание "Гиперактивный ребенок в школе"

Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сф...

«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».

Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...

Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей

Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....