Почему ребенок не любит читать.
статья (3 класс) по теме

 

 Значение книги трудно переоценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Все это, естественно, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebenok_ne_lyubit_chitat.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребенок не любит читать.

 Значение книги трудно пере¬оценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Одна¬ко педагоги и психологи наблюдают такую тенденцию. Если в начальной школе интерес к чтению высок, то в среднем звене он начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется на должном уровне словарный запас, пропадает любовь к книге. Все это, естественно, рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

        

            Желание читать, стойкий интерес к чтению закладываются в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребенка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Какие же жа¬лобы чаще всего приходится слышать педагогам?

1.        Школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чте¬нию словами.

2.        Даже если ребенок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых нелюбимых предметов.

3.        Ребенок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, прочитывая условие задания, ребенок не понимает его сути, а задачи при¬ходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть? Рассмотрим сначала проблемы с формированием техники чтения. Навык чтения состоит из нескольких параметров:

•        способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов (в 1-2 классах у многих детей единицей чтения является слог, а в 3-4 классе - слово и группа слов);

•        скорость чтения (например, к концу 4 класса ребенок должен читать не менее 90-100 слов в минуту);

•        правильность, автоматизированность (так называемая бег¬лость);

•        понимание прочитанного.

Беглым и выразительным чтение ребенка становится, как пра¬вило, к 5 классу. Некоторые дети, несмотря на усилия учителей и ро¬дителей, все равно продолжают читать медленно, по слогам, плохо понимают смысл прочитанного. Причиной таких отклонений могут являться индивидуальные особенности развития ребенка. Все чаще от учителей, психологов, логопедов можно услышать диагноз: дис¬лексия или дисграфия. Не стоит пугаться этих слов, необходимо ра¬зобраться в сути этих явлений.

Дислексия интенсивно исследуется неврологами, лингвистами, психологами. Это нарушение становится препятствием в обучении от 2 до 10% школьников. Интересно, что подобного рода пробле¬ма реже встречается у детей, изучающих пиктографические языки (например, японский) или язык, где все буквы произносятся так, как пишутся (например, итальянский). Отечественный дефектолог А. Корнев называет ведущим симптомом дислексии на начальном этапе и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку, ему труд но складывать отдельные звуки в слоги.

Ребенок, предрасположенный к дислексии, долго не способе овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, плохо запоминают обозначения отвлеченных понятий (временных пространственных и т. д.). У такого ребенка наблюдаются нарушения речи, грубые и странные орфографические ошибки, трудности в понимании пространственных отношений, неловкость, трудности в запоминании цветов или понимании смысла картинки.

Что же является причиной неспособности ребенка овладеть навыком чтения? Специалисты так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Возможно, на генном уровне передаются общие предпосылки нарушения чтения. По крайней мере, у некоторых детей задержка развития навыка чтения может быть связана с ра¬ботой мозга - некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определенных зон коры головного мозга. Психологи отмечают, что наиболее часто дислексия встречается у леворуких детей и у так называемых скрытых левшей. Такие дети могут читать и писать слова справа налево, переставлять слоги в словах, переворачивать буквы в зеркальном изображении. Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с массой других нарушений развития, включая неловкость движений.

Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма - дисграфия. Симптомами этого диагноза являются следующие нарушения. При письме, например, ребенок заменяет гласные («часто» - «чосто») или пропускает их («лежит» - «лжт»), путает звонкие и глухие согласные («с», «з»), пропускает целые слоги («ребята» - «рета»), не обозначает мягкость согласных («люди» - «луди», «пальцы» - «палцы») и т. п. Обнаружить дизграфию можно в возрасте 7-9 лет. Соглас¬но наблюдениям специалистов, дети, у которых в возрасте до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи, вероятнее всего, не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы, а многие еще и отстанут. Поэтому родители и педагоги должны пони-мать, что сам ребенок ничего не может поделать с этим нарушением, ему требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов, дефектологов.

К сожалению, не во всех школах есть дефектологи, поэтому пси¬хологам и учителям часто приходится самим диагностировать дис¬лексию и пытаться ее преодолеть. Помочь в этом могут и родители, занимаясь дополнительно дома. С этой целью мы приготовили вам распечатки с рекомендациями психолога.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предраспо¬ложенностью к дислексии. Рассмотрим следующую проблему, связанную с воспитанием интереса к чтению. Воспринимать чтение как повинность может и ребенок, не испытывающий особых проблем с техникой чтения. Причины этого явления кроются в семейном воспитании. Например, если родители, обучая его читать, слишком часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками с друзьями и просмотром любимых телепередач (мультфильмов, сказок). Чтение в этом случае превращается в нелюбимый урок, который необходимо как можно быстрее закончить. Естественно, ребенок не захочет ничего читать сверх того, что ему задали. При та¬кой организации процесса чтения он также плохо понимает и запоминает содержание того, что читает. У него не складывается образа прочитанного произведения. Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочка не видят маму и папу с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребенок рассуждает: «Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду!» Поэтому было бы замечательно,

если бы в семье на чтение книг было отведено общее время. Тогда

ребенок воспринимал бы процесс чтения как присоединение к ин¬тересному семейному ритуалу.

        

Что нужно делать, чтобы привить ребенку любовь к книге? Учите¬ля и психологи считают: нелюбовь к чтению связана еще и с тем, что, детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остается набором событий, имен и названий, непонятных, не пережи¬тых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликаци¬онной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей

недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые кни¬ги представляются скучными, т. к. ребенок не способен представить те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий.

         Совсем другое дело - мультики или компьютерные игры. Вот тут - то и ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений. А самое главное, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстанов¬ка. Получается, что современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то пред¬ставлять, додумывать.

       Чтобы наши дети могли увлечься книгой, переживать происходящие события вместе с героями, представлять их, необходимо развивать образное мышление детей. Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения.

Инсценируйте с ребенком отрывки из прочитанной книжки, изменяйте сюжет. Пусть в вашей версии Карлсон остался жить в семье малы¬ша, а Буратино стал правителем города. Рисуйте с ребенком иллюстра¬ции к прочитанным книгам, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой. Переносите события, происходящие в книгах в реальную жизнь. Например, как вы оказались на необитаемом острове или в Стра¬не невыученных уроков. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами. Обсуждайте, что режиссер вклю¬чил в кино - или телеверсию, а что - нет, что бы вы добавили в фильм. Сами составляйте с ребенком рисованные диафильмы, комиксы. Мы часто используем этот прием с детьми на уроках, и, как показывает опыт, это заставляет ребят не только прочитать всю книгу, но и развивает и мышление, речь. Учите детей пользоваться цитатами из прочитанного. Например, прочитав сказку «Рукодельница и Ленивица», используйте к месту фразу «По труду и награда». Или, увидев весной цветущую чере¬муху, процитируйте стихи С. Есенина: «Черемуха душистая с весною расцвела...». Благодаря этим приемам, ребенок соотнесет повседневную жизнь с прочитанными произведениями. Это делает чтение увлекательным, понятным и необходимым для него. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию его воображения и речи.

Заведите в семье ритуал вечернего чтения. Понятно, что совре¬менные ритмы жизни не позволяют взрослым располагать достаточ¬ным количеством свободного времени. Но ведь это можно делать не каждый день и установить для этого с домашними очередность. Выберите какую-либо интересную книгу, понятную для детского воз¬раста. Используйте рекомендации учителя и читайте ее понемногу" каждый вечер. Можно читать с детьми. Читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Е. Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы - по странице).

По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более любознательными, их словарный запас в два-три раза больше, чем у сверстников. Многие специалисты считают, что читать ребенку вслух нужно до 12 лет; даже когда он сам умеет это делать. Для ребенка чтение - это огромная работа, а когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. Его внимание направлено не на разбор букв, а на повествование.

Ваше отношение к происходящему в книге усиливает впечатле¬ние. Активизируйте чтение вопросами: что тебе больше всего понра¬вилось, что чувствуют герои, какой конец ты хотел бы увидеть, что хотел сказать герой, как бы ты поступил на его месте?

Для развития образного мышления, о важности которого было сказано ранее, можно использовать и приемы, рекомендованные школьным психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Почему ребенок не любит читать"

Значение книги трудно пере­оценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Одна­ко педагоги и психологи наблюдают такую тен...

Родительское собрание (1класс) Тема: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.; ознакомление родителей с некоторыми причинами, связа...

Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать?  Обратите внимание на их характер.Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупы...

Лекторий родительского собрания на тему: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет. 15 октября 2017 год

Родительский лекторий «Всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью» Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспец...

Почему ребенок не любит читать?

Почему ребенок не любит читать?...

Почему ребенок не любит читать.

Ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса....

Тема: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет.

Ознакомление родителей с  причинами, связанными  с неуспеваемостью обучающихся начальных классов...