Главные вкладки

    Консультация (2 класс) по теме:
    Лекторий родительского собрания на тему: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет. 15 октября 2017 год

    Коско Елена Вячеславовна

    Родительский лекторий «Всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью» Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.; ознакомление родителей с некоторыми причинами, связанными с неуспеваемостью учащихся начальных классов Задачи : 1. Познакомить с терминами «дислексия», «дисграфия» 2. Познакомить с приемами занятий с детьми

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Коско Елена Вячеславовна

    Родительское собрание (2 класс)

    Тема: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

    Дата проведения: 1 или 2 четверть

    Форма проведения: лекторий для родителей

    Родительский лекторий «Всегда ли проблемы с учебой связаны с ленью»

    Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.; ознакомление родителей с некоторыми причинами, связанными  с неуспеваемостью учащихся начальных классов

    Задачи : 1. Познакомить с терминами «дислексия», «дисграфия»

                   2.    Познакомить с приемами занятий с детьми

    Вступление

    Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать?  Обратите внимание на их характер.

    Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

    А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

    Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

    Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

    Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

    1. Многие великие люди страдали в школе теми же проблемами. Обязательно расскажите ребенку о них!

    (Смотреть презентацию ).

    Познакомьтесь (описание презентации)

    Не заметить этого дислектика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Кстати, не расстраивайтесь, если вам никак не дается грамотное письмо: ученые говорят, что дислексия – это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях.

    Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

    Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.

    Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

    Ингвар Кампрад : заработано самостоятельно
    (плохо читает и пишет)Источник богатства: компания «Ikea»
    Состояние: 31 млрд. долларов
    Гражданство: Швеция

    Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель.
    Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике.
    Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!

    Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.
    Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг.
    Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.

    Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии.
    Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.

    Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969).
    Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку О.К., что должно было означать «Все правильно». На правильном английском слова эти пишутся - «All correct». Однако ошибка эта – «О кей!» - осталась и звучит как первый признак американизма.

    Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок. Некоторые дислектики путают буквы – например, могут написать «Под небом лолубым».

    Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же — он из рук вон плохо читал и писал…

    Знаменитые троечники

    Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.

    Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.

    Отто фон Бисмарк (1815-1898) - канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал - устраивался на службу только по протекции и либо был отовсюду изгоняем, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.

    Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.

    Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.

    Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.

    Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.

    Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка»)  может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

    Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

    Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для родителей и учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.

    Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны родителя. (Памятка для работы всех родителей)

    Что делать?  Развивать фонематическую сторону речи.

    Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

    Проявление:  ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д;  зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.

    Что делать?  Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

    Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.

    Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

    Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

    Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

    В ряду правильно написанных букв найти одну

     неправильную. Найти буквы, спрятанные в

    различных рисунках, в геометрических фигурах.

    Разобрать несколько букв в наложенном

    изображении: какие буквы «свалились в кучу»

    и спрятались на рисунке.

    Есть несколько упражнений, которые помогут  ребенку справиться с дисграфией:

    1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

    Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

    2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

    3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

    1. На всем протяжении  занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

    2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у ваших  ребятишек может развиться невроз. Поэтому, если уж  необходимо провести проверку на скорость чтения, сделать это как можно в более щадящей форме.

    3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

    4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

    Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

    Итак 1.Выводы

    Прежде всего не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.

    2.Выводы :

    Прежде всего спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.

    Работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого. С учеником старшего школьного возраста работать гораздо легче. Но и здесь нельзя никуда торопиться.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Писаревская Татьяна Петровна Дисграфия и дислексия

    Слайд 2

    Дисграфи я

    Слайд 3

    Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству б – д, п – т, E – З, а – о, и - у Ошибки, связанные с нарушением произношения (пишет так как говорит) (шапка) Смешение фонем. Чаще смешиваются - гласные; - согласные парные звонкие и глухие; - свистящие и шипящие о – у, ё – ю (дупло) ц – ч - щ Пропуски букв Персеверации (застревание) Неумение передавать мягкость. блка (белка) (За домом росла малина). (солить) (везёт)

    Слайд 4

    Формы работы по исправлению нарушений письма: Словарные, слуховые, зрительные диктанты. Тексты с пропущенными буквами, деформированные предложения. Составление предложений по данным словосочетаниям, по опорным словам «Слово рассыпалось» - составление слов из разрозненных букв Исправляем дисграфию

    Слайд 5

    Джордж Буш Знаменитые дислектики и дисграфики Леонардо Да Винчи Король Швеции Карл Густав Ханс Кристиан Андерсен.

    Слайд 6

    Ингвар Кампрад Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель. Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.

    Слайд 7

    Линдон Джонсон (1908-1973) Петр I Альберт Эйнштейн (1879 - 1955)

    Слайд 8

    Знаменитый английский физик Майкл Фарадей Узнаете эти лица? Форд Черчилль Дисней Дастин Хоффман Мерилин Монро Вупи Голдберг

    Слайд 9

    Нельсон Рокфеллер ( 8 июля 1908 — 26 января 1979), вице-президент США в 1974—1977. Томас Круз Мэпотер IV. Родился 3.7.1962 в Сиракузах (шт. Нью-Йорк). Квентин Тарантино - сценарист, актер и поистине великий режиссер, продюсер, который неоднократно выдвигался на премию «Оскар» по многочисленным номинациям. Замечательные фильмы «Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Убить Билла», «От заката до рассвета», стали поистине классикой американской кинематографии. Ни одному режиссеру еще не удавалось продублировать фирменный, «тарантиновский», стиль.

    Слайд 10

    Знаменитые троечники Исаак Ньютон (1643-1727) Наполеон Бонапарт (1769-1821) Отто фон Бисмарк (1815-1898) Людвиг ван Бетховен (1770-1827) Александр Дюма-отец (1802-1870) Сергей Королев (1906/07-1966) - Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт.

    Слайд 11

    Рекомендуемая литература для родителей и учителей 1. Друбачевская И. "Избавимся от двоек". 2. Самоукина Н.В. "Игры в школе и дома". 3. Сиротюк А.Л. "Обучение детей с учетом психофизиологии". 4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей". 5. Локалова Н.П. "Как помочь слабоуспевающему школьнику". 6. Т.Д. Марцинковская "Диагностика психического развития детей". 7. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина "Как преодолеть трудности в обучении детей". Проблемы детей помогут решить только специалисты. Куда же вы можете обратиться? К опытным логопедам, дефектологам, имеющим опыт в работе с этими проблемами.

    Слайд 12

    Направления работы Работа над звукопроизношением. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Развитие грамматических навыков. Развитие связной речи.

    Слайд 13

    Родители могут:

    Слайд 14

    2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребёнка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Ошибки в тексте не исправляйте. Просто метьте на полях зелёной ручкой (ни в коем случае не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. Он имеет возможность не зачеркнуть, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительский лекторий:"Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет"

    Родительский лекторий : "Почему ребенок не любит читать и плохо пишет?"...

    Презентация к родительскому собранию по теме "Если ребенок не хочет читать"

    На сегодняшний день большое затруднение у родителей и педагогов вызывает мотивация к чтению детьми литературы. В данной презентации представлен спектр приемов, способствующих замотивировать ребенка на...

    Родительское собрание (1класс) Тема: Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

    Цель : дать ряд рекомендаций по разграничению нарушений письма, имеющих присущие им причины и подразделяющихся на неспецифические и специфические.; ознакомление родителей с некоторыми причинами, связа...

    Почему ребенок не любит читать и плохо пишет

    Ваш ребенок делает много ошибок при письме? Никак не может научиться хорошо читать?  Обратите внимание на их характер.Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупы...

    Родительское собрание по теме "Почему ребёнок не любит читать"

    Современные дети читают мало, читать не любят. Всегда ли они в этом виноваты? Как помочь ребёнку полюбить книги? Рекомендации родителям первоклассников....

    к родительскому собранию по теме "Если ребёнок не любит читать..."

    Презентация к родительскому собранию по теме "Если ребенок не любит читать..."...

    Родительское собрание на тему: Почему ребёнок не любит читать

    Родительское собрание на тему: Почему ребёнок не любит читать...