Родительское собрание по теме "Почему ребёнок не любит читать"
статья (1 класс) по теме

Современные дети читают мало, читать не любят. Всегда ли они в этом виноваты? Как помочь ребёнку полюбить книги? Рекомендации родителям первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_rebyonok_ne_lyubit_chitat.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

             Родительское собрание «Почему ребёнок не любит читать».

Цель: ознакомить родителей с приёмами и методами развития у детей читательского интереса.

   Значение книги трудно переоценить. В наш век высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации, как книга. Но наблюдается тенденция понижения интереса к чтению у детей уже с 1 класса. Есть дети, у которых уже сейчас стойкое нежелание к чтению книг. Следствием этого является падение скорости чтения, скудный словарный запас, замедление развития интеллекта.

   Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение родителями книг, обсуждение прочитанного, совместные походы в магазин за новой книгой станут привычными с детства, то ребёнок потянется к книге, появится желание её читать.

              Но уже в 1 классе возникли проблемы с чтением:

1). Медленное, слоговое чтение с большим количеством ошибок.

2).Не читают больше того, что задано.

3).Ребёнок не понимает прочитанное, не запоминает содержание, не может пересказать.

          Навык чтения состоит из следующих параметров:

1). Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов.

2) Скорость чтения.

3).Правильность, автоматизированность чтения.

4).Понимание прочитанного.   

           Если все параметры чтения развиваются благоприятно, с чтением проблем нет. Если какой-то параметр не сформировался – возникают проблемы.     

              В чём причина этих неудач?

1. Индивидуальные особенности развития ребёнка.

Дислексия – ребёнку трудно понять и запомнить, что данная буква соответствует данному звуку. Ему трудно складывать слоги, не складывает слоги в слова, не понимает прочитанное. Такие дети имеют ограниченный словарный запас, не запоминают отвлечённые понятия (сумма, разность, величина). Идёт нарушение речи, ошибки при письме. Специалисты находят причину в повреждении нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга.

Дисграфия – нарушение процесса письма. Симптомы – замена, пропуск  гласных при письме. Замена звонких парных согласных на глухие. Пропуск слогов в словах. Не обозначают мягкость согласных при письме.

  Согласно наблюдениям специалистов, дети, у которых до 10 лет наблюдается задержка чтения, без специальной помощи не смогут догнать сверстников к моменту окончания школы, а часть даже отстанет. Эти причины требуют работы со специалистами – неврологами, дефектологами, логопедами, психологами. У нас группа детей занимается с Натальей Викторовной Родченко. Положительные результаты налицо. Намного лучше стали работать Комарова Лера, Ермаков Женя, Фролов Денис, Головина Даша. У остальных детей количество занятий пока не перешло в качество. Надо продолжать заниматься.

2. Восприятие ребёнком чтения как повинность.

      Причина в семейном воспитании. Если обучать дома чтению прерывая любимые занятия ребёнка (прогулку, игры), то чтение станет нелюбимым уроком, который хочется как можно быстрее закончить. Естественно, ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. Он не поймёт и не запомнит смысла прочитанного. А если в это время семья смотрит телепередачи, то ребёнок чувствует себя наказанным чтением. Идеальный вариант, когда в семье было бы отведено специальное время для чтения книг. Тогда ребёнок воспринимал бы процесс чтения как присоединение к интересному семейному ритуалу.

3. Детям просто не интересно читать.

    Сначала дети знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Уже есть нарисованные образы, герои. Прорисована обстановка, место действия. Динамика сцен, развитие сюжета. Ничего не надо домысливать и придумывать. Смотри, созерцай, лежи, наслаждайся. Поэтому у современных детей не развито образное мышление. Им не хватает воображения. Их с рождения окружает слишком много развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять и додумывать. Ребёнок не способен представить себе героя, которого не видел на картинке. Не представляет место действия.  Поэтому новые книги кажутся скучными. Вывод напрашивается сам - развивать образное мышление. На развитие читательской деятельности направлена методика работы по нашему учебнику «Капельки солнца». Она включает в себя приёмы:

*антиципации

*диалог с автором

*диалог с героем

*включи волшебное зеркальце

    Помочь в этом можете и вы, используя следующие упражнения.

1.Пересказывайте знакомые сказки, изменяя сюжет. Пусть в вашей версии Карлсон останется жить в доме Малыша.

2.Рисовать иллюстрации к прочитанному.

3.Сравнивайте прочитанное с увиденным фильмом. Обсуждайте, что режиссёр включил в фильм, а что нет.

4.Рисовать комиксы к тексту.

5.Используйте в речи цитаты, пословицы, фразеологические обороты. Ребёнок научится соотносить повседневную жизнь с прочитанным произведением.

6. Найдите время для вечернего ритуала чтения. Пусть не каждый день. Читайте вместе с детьми книги по очереди. По наблюдениям психологов, дети, которым читают, развиваются более любознательными. Их словарный запас в 2 -3 раза больше сверстников. Читать ребёнку вслух нужно до 12 лет. Для ребёнка чтение – это огромная работа. А когда читает взрослый, он лучше воспринимает содержание и переживает чувства героев. И имеет возможность обменяться мнением со взрослым. А вы направите его чувства в положительную сторону, у вас будет налаживаться контакт с ребёнком. Активизируйте чтение вопросами: Что тебе больше всего понравилось?  Что чувствует в этот момент герой? Какой конец бы ты хотел увидеть? Как бы ты поступил на его месте?

7. Неоконченные рассказы.         Проделки белки.

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.  

- Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвём, - говорит одна другой.

- Ладно! – отвечает другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзину с орехами. Вот, думает…

8. Неоконченный рисунок. Дорисуй круг . Что это может быть?

Памятка для родителей.

1.Самый главный пример для ребёнка – вы, родители.

2. Читайте с детьми вместе интересные книги сверх школьной программы.

3.Если ребёнок категорически отказывается читать, предложите ему, что его больше интересует: комиксы, энциклопедии.

4. Не гонитесь за скоростью чтения. Больше внимания правильности и выразительности чтения.

5. Начинать подготовку домашних заданий лучше с чтения. Это поможет включиться в работу. Не перегружайте ежедневным чтением вслух. Непрерывное чтение вслух должно быть не более 15 минут.

6.Никогда не наказывайте чтением вместо игры, компьютера, прогулки. Чтение – это не наказание.

7.Если видите, что предложенная книга трудна для ребёнка, не настаивайте, отложите до времени.

8. Не спешите отвечать на вопросы ребёнка сразу. Посоветуйте найти ответ в книге. Подскажите в какой.

9.Создайте дома спокойную, уютную обстановку для чтения.

10. Когда ребёнок читает, находитесь поблизости, чтобы объяснить трудное слово, вместе посмеяться. Не стойте у над над душой. Это создаёт эффект принуждения.

11.Если ребёнку сложно читать заданный текст, или он велик по объёму, в 1 и 2 классах читайте текст ребёнку сами вслух первый раз. На второй раз ему читать будет легче.

12.Проявляйте интерес к тому, что читает ребёнок.

13.Отмечайте каждый успех ребёнка в чтении, даже самый незначительный.

14.Не сравнивайте успехи ребёнка с другими детьми. Постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребёнка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.

15. Если проблемы в чтении стойкие и не поддаются исправлению, проконсультируйтесь со специалистами: неврологом, психологом, дефектологом.