"Почему ребёнок не любит читать?2
статья на тему

Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_rebyonok_ne_lyubit_chitat.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребёнок не любит читать?

   Чтение всё больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения. Естественно, такое отношение к чтению взрослых формирует соответствующее отношение и у детей. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

  • Возросло число детей, читающих только по школьной программе
  • Всё меньше детей и подростков стало проводить свободное время за чтением
  • Замедляется вхождение ребёнка – дошкольника в книжную культуру
  • По мере взросления интерес к чтению у ребёнка ослабевает
  • Усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков, растёт популярность детективов, триллеров, книг по мотивам сериалов.
  • Большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения

  Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развивается смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребёнка. И, поэтому, тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своём интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

Есть реальные проблемы детского чтения, с которыми сталкиваются сегодня родители, преподаватели, психологи:

  • Ребёнок – школьник читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от слогового чтения к чтению словами
  • Даже бегло и правильно читающий ребёнок категорически отказывается читать что – либо сверх школьной программы, он и лишнюю строчку не прочтёт, если её не задавали. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать, и называют чтение, а потом и литературу в числе самых не любимых предметов.
  • Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает то, что читает

Для многих детей прочитанное остаётся набором событий, имён и названий, потому что у них не достаточно развито образноё мышление. В таком случае книги представляются скучными, так кА ребёнок не способен увидеть те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. То ли дело в мультиках или в компьютерных играх: действие, динамика, острота ощущений. И самое главное – уже готовые, разработанные, нарисованные кем – то образы. Видимо современным детям действительно не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных образов, поэтому нет необходимости что – то представлять, додумывать. Поколению, выросшему на книгах и радио, волей – неволей приходилось самим придумывать, как выглядит то, о чём пишет автор. Увлечённый сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвётся узнать, что будет дальше, живёт в книжке.

    Родители могут помочь ребёнку научиться вживаться в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определённые образы.

  • Разыгрывайте с ребенком сценки из прочитанной книги, придумывайте новые сюжеты.
  • Рисуйте с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
  • Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае как человек рассеянный с улицы Бассейной.
  • Учите пользоваться ребенка цитатами из прочитанного. Например, прочитав про Мойдодыра, умывайте, приговаривая: «Моем, моем трубочиста, чисто – чисто, чисто –чисто». Цитируйте подходящие к случаю стихи.

      Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с жизнью ребенка, делая чтение естественным и необходимым. Кроме этого, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

       Прививая культуру чтения ребенку, помните, что самый главный пример для него – вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизор и компьютер.

       Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

       Возьмите за правило совместное  вечернее чтение, выберите книгу и читайте ее понемногу каждый вечер по очереди ( ребенок по абзацу, а вы по странице ).

        Пусть лучше ребенок читает вместе с вами, чем вообще ничего не читает. Кроме того, совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться.

        Чтобы чтение не вызывало у ребенка негативных эмоций, никогда не заставляйте его читать вместо игры, прогулки, просмотра любимой телепередачи. Для чтения должно быть выделено специальное время в режиме дня. Можно наказать ребенка, лишив его вечернего чтения, но не наоборот.

        Не давите на ребенка, не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации, содержанию. Учите ребенка пересказывать текст, обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы. Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, т. к. оно помогает включиться ребенку в работу. Но не перегружайте его ежедневным чтением вслух – по данным психологов, непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассников 8 – 10 минут, а у второклассников 10 -15 минут.

      Если ребенок не любит читать, потому что у него плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, дефектолога или логопеда. Только совместная помощь родителей, учителей и специалистов приведет ребенка к успеху.

      Не следует сравнивать достижения ребёнка с успехами других детей (особенно его братьев и сестёр) – постоянное и невыгодное сравнение снижает самооценку ребёнка, закрепляет у него неприязнь к более успешным детям.

      Ребёнок должен знать, что ваша к нему любовь не зависит от его техники чтения или успехов в учёбе. Интересуйтесь его делами, не отмахивайтесь от его проблем. Обо всех личностных и эмоциональных особенностях вашего ребёнка обязательно предупредите учителя.

      И, главное, ничего не пускайте на самотёк – нерешённые детские проблемы имеют обыкновение только усложняться с годами, а не исчезают сами собой, как считают некоторые родители.

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?

1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....

Родительское собрание «Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»

«Почему ребёнок становится чужим? Как найти взаимопонимание с ребёнком»Цель: 1) способствовать формированию культуры общения  родителей  и детей...

Родительское собрание по теме "Почему ребёнок не любит читать"

Современные дети читают мало, читать не любят. Всегда ли они в этом виноваты? Как помочь ребёнку полюбить книги? Рекомендации родителям первоклассников....

Родительское собрание "Почему ребёнок не любит читать. "

Значение книги трудно пере­оценить. В наш век компьютеризации и высоких технологий человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Одна­ко педагоги и психологи наблюдают т...

Родительское собрание на тему: Почему ребёнок не любит читать

Родительское собрание на тему: Почему ребёнок не любит читать...

Ребёнок и вредные привычки. Почему ребёнок грызёт ногти.

В данной статье рассматриваются некоторые вредные детские привычки. в частности "обгрызание" ногтей....