Родительское собрание «Нельзя понять ребёнка, не любя его»
методическая разработка на тему

Сидорова Евгения Анатольевна

Cобрание посвящено необычной теме. Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим и, тем более умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. В течение собрания родители размышляют над этим вопросом и выделяют слагаемые родительской любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

Педагогическая мастерская:

Родительское собрание

«Нельзя понять ребёнка, не любя его»

в рамках кустового методического семинара

«Школа – самая удивительная лаборатория,

в которой рождаются новые современные технологии и создается будущее… »

Учитель                                                            

Сидорова Е. А.

Март, 2014 г.

 «Нельзя понять ребёнка не любя его»

Форма проведения:  родительское собрание с элементами тренинга.

Участники: педагоги МБОУ «Полянская СОШ», МБОУ «Трёхозёрская СОШ», МБОУ «Танкеевская СОШ».

Цель:  обмен опытом с коллегами  по вопросам педагогического просвещения  родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений для личностного развития ребёнка.

Задачи:

создать положительный эмоциональный фон;

создать атмосферу доверия и сотрудничества;

познакомить с разнообразными способами выражения любви к детям, через обмен опытом;

способствовать анализу собственной воспитательной деятельности;

расширить знания о способах взаимодействия с ребёнком.

Материалы:  бумага, ручки, картинки, доска, маркеры.

Предварительная подготовка: Эпиграф записанный на ватмане: “Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.   (С. Соловейчик),

 листы ватмана с нарисованным солнышком, плакаты с цитатами:

Любовь это - находить в счастье другого, своё счастье.

 Любовь это - умение отдавать, а не брать.

 Любовь это - когда любят не за что-то, а вопреки.

 Любовь это - способность понимать и прощать.

 Любовь  это -  то, что заставляет тебя улыбаться, когда ты устал.

 Любовь это - самое огромное чувство на Земле.

Вступительное слово.

 Добрый день, уважаемые родители! Сегодняшнее наше собрание с необычной темой. Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?» А как мы любим и, тем более умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте сегодня поразмышляем над этим вопросом и попытаемся выделить слагаемые родительской любви.

Работать мы будем эффективно, используя кооперативное обучение, для этого нам необходимо обсудить правила работы. Я предлагаю такие:

  1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
  2. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить секреты.

- Принимаем правила? Давайте работать.

Ход мероприятия.

  1. Высказывания о родительской любви.

- Обратимся к высказываниям о родительской любви, о детях людей, которые жили в разное время, в разных странах. У меня половинки этих высказываний на сердечках, а вторая часть у вас, попробуем их собрать и познакомиться с этими высказываниями.

Родители не всегда понимают своих детей, но всегда их любят.

В детях родители любят свое будущее, а взрослые дети в родителях - свое детство.

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь.

Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, – это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя.

Жизнь - бумеранг. На старости лет от своих детей мы получим столько же внимания и любви, сколько сейчас мы отдаем своим родителям!

Каждый человек на земле мечтает об этом - почувствовать тепло ладошки своего малыша...

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.

Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый.

Первый подарок, который дает нам мать, - это жизнь, второй - любовь, и третий - понимание.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Мыслящий воспитатель не сковывает, а освобождает; не комкает, а формирует.

Если в семье больше одного ребенка, делите свою любовь на равные части. Все дети в семье должны знать, что их любят одинаково сильно.

Дети как цветы: у хорошего садовника даже шиповник цветет, и дает, полезные плоды, у плохого и роза в окружении сорняков завянет, так и не раскрыв свою истинную красоту.


Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

Счастье - это мягкие тёплые ладошки, за диваном фантики, на диване крошки... Что такое счастье? Проще не ответить! Счастье есть у каждого, у кого есть дети!

                   (Обсуждение)

  1. Погружение в детство.

Теперь я предлагаю вам обратиться к своим детским воспоминаниям. Сядьте удобнее, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте теплый весенний день, вы ребенок, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Представьте рядом с вами взрослых, проявляющих заботу о вас. Вспомните, какие проявленья родительской любви делали вас особенно счастливыми. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, откройте глаза.

                   (Ответы родителей)

- Совершенно очевидно, что как раньше наши родители, теперь уже мы, задаем своим детям модель эмоциональных отношений между взрослыми и детьми, которая с какими-то изменениями в будущем будет реализована в семьях наших детей.

  1. В лучах родительского солнца.

- А какие способы выражения родительской любви используете вы?

Рассмотрим наши достоинства в воспитании и выведем формулу успеха.

  1. Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышко) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?» Например, вы пишите на одном лучике: «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми, ласковыми словами», на другом:- «Я 7-8 раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», на третьем -  «Я-добрая» и т.п.  Пожалуйста, работайте, у вас 2 минуты.
  2. Давайте поделимся своими педагогическими находками.

На доске вы видите солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи. Начинает 1 группа. Она выписывает 5 качеств, следующий продолжает, выписывая другие пять. И так, пока на доске не будут выписаны все ваши проявления любви к своему ребенку. Не повторяйтесь!

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Она, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло и ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, безусловно.

  1. 10 заповедей для родителей.

Десять заповедей для родителей

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдёт.

4.  Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8. Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Януш         Корчак  

Будьте мудры настолько, чтобы не гордиться своей мудростью;

Будьте сильны настолько, чтобы не надо было доказывать свою силу;

Будьте искренни настолько, чтобы не делать знамений из своей искренности.

Это и есть величие духа.

Предлагаю вам рассмотреть 10 заповедей для родителей, которые предложил Януш Корчак. Прочитайте их и выберете одну заповедь, которая на ваш взгляд самая главная:

  1. Родительская любовь – это…

- Я уверена, что вы искренне любите своих детей и сегодня я предлагаю вам поразмышлять о своей родительской позиции. Продолжите фразу: «Родительская любовь – это…»

Родительская любовь это -

 (Обсуждение)

  1. Рецепт приготовления хорошего дня с ребенком.

Предлагаю вам послушать рецепт приготовления хорошего дня с ребенком. После того, как послушаете, добавьте в этот «рецепт» свой «ингредиент»

           Рецепт приготовления хорошего дня с Ребёнком!

Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и негодования. После того, как вы отобрали 12 яркоокрашенных эмоций, разделите их между всеми планами и задумками Вашего совместного дня. И обязательно добавьте по одной порции: творящего терпения, тактичной мудрости, доброго юмора и оптимистичного веселья!

Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того, чтобы придать остроты дню, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте безусловной любви  к своему ребёнку и взбейте всё энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детского предвкушения и ожидания. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте объятием. Следуйте чётко этому рецепту и всё у вас получится!

Приятного аппетита, дорогие родители!

(Обсуждение)

  1. Дом, который построим мы.
  1. У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, где уютно и тепло. Попробуем посмотреть дом мечты, где все будут жить счастливо, в любви и согласии. Но построить такой дом можно только из «строительного материала» с особыми свойствами: доброты, юмора, понимания, взаимопомощи, терпения, такта. Я предлагаю вам «кирпичики» с надписями. Попробуйте объяснить, что у вас написано, без помощи однокоренных слов. Когда остальные отгадают, можем начинать строить дом нашей мечты.
  2. Обсудите в своих группах и решите какой «кирпичик» вы еще хотели бы добавить

(Пишут маркером и добавляют)

  1. Я добавлю крышу.
  1. Современная притча «Полная банка»

(Смотрим видео, обсуждаем)

  1. Как надо любить ребенка?

- У вас на столе есть маленькое сердце. Каждый из вас напишет одно слово: Как надо любить своего ребенка? (прикрепляем на большое сердце)

  1. Заключительная часть.

- Сегодня выписано много рецептов родительской любви. И все же мне бы хотелось заострить ваше внимание на одном моменте.

   У психологов есть понятие «тактильного голода». Бывает он у детей, которых вполне достаточно кормят, но мало ласкают. Это одна из основных бед детей, воспитывающихся в детских домах. Некому их обнять, прижать, потормошить, поцеловать. Это не запишешь  в  должностные инструкции. На это способны только родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах содержать свой порыв. Но в наш стремительный век мы становимся все закаленнее и выдержаннее. Многие родители переносят и в дом привычку быть подчеркнуто сдержанными, научились подавлять желание прижаться к родной головке. Боязнь избаловать детей вытеснила родительскую ласку, а призывы относиться  к детям как к равным, воспринимаются слишком буквально.

   Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: «Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется 4 объятия в день, для нормального же развития – 12»

- У нас с вами сегодня получился очень интересный разговор. Вы понимаете, что очень многое мы с вами не затронули. А кое-что мне хочется оставить вам для размышлений.

  1. Видео «Теория 1 000 шариков» (о ценностях жизни)
  2. Рефлексия.

- Наша встреча подошла к концу. Мне хотелось бы, уважаемые родители, узнать, что дала вам сегодняшняя встреча, над чем заставила задуматься?

      (ответы родителей)

Большое  спасибо за работу, хочу вернуться к тем словам, которые вынесены в эпиграф нашего сегодняшнего разговора: «Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю».

   Закончить нашу встречу я хочу словами: «Дети подобны чашам, когда эти чаши полны любви, тогда они сами готовы отдать свою любовь, тогда они будут любящими детьми. Но, когда эти чаши пусты, им нечего отдать». Я желаю , чтобы ваши дети были наполнены вашей любовью. Любите и будьте любимы. Желаю вам успехов в трудном и благородном деле – семейном воспитании ваших детей. Пусть он принесет вам только радость и счастье.

Список используемой литературы: 

  1. Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 классов /автор-составитель Бескоровайная Л.С. – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.
  2. Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов /авторы-составители: Лунина Е.И., Шепурева Н.С. – Ростов на/Д: “Феникс”, 2001.
  3. А.Павлов Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5 , с.36.
  4. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.
  5. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"

В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....

Материалы к родительскому собранию "Плохая память ребёнка. Как её развивать"

Данный материал будет полезен как учителям начального звена, так и родителям младших школьников, поскольку содержит подробную информации о памяти детей данного возраста, её особенностях , а также реко...

Работа с родителями. Родительское собрание (семейный совет) "Ребёнок и школа"

Что делать, если ребёнок идёт в школу без желания? Выход есть!Надо об`единиться семье и школе. А для начала провести семейный совет.Цель: активизировать взаимодействие семьи и школы;Задачи: Опр...

Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"

На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....

Родительское собрание "Как на самом деле любить своих детей"

   Ребенка можно сравнивать с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвраща...