Чтение как способ взаимоотношений учителя с учеником и родителем в современной школе
статья (2 класс) на тему

Нина Геннадьевна Чернышева

В данной статье рассказывается о способах и возможностях для налаживания добрых отношений между семьей и школой. Родители и учителя в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст материала38 КБ

Предварительный просмотр:

«Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто, жить,  готовясь, в детстве не живет».

С. Я. Маршак

     Существует много способов и возможностей для налаживания добрых отношений между семьей и школой. Родители и учителя в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни.

     И в школе, и дома мы учим детей любить книги. Большинство  родителей хотят научить своих детей читать быстро и выразительно, привить интерес к чтению, так как огромна роль книги в жизни ребенка. Хорошая книга – и учитель, и воспитатель, и друг.

     Иногда ребенок испытывает трудности в решение задач, так как не умеет ее правильно прочесть. С навыками чтения так же связаны и грамотное письмо. Некоторые родители, к сожалению, ошибочно полагают, что полезно любое чтение. Другие считают, что за качеством чтения должны следить учителя, а роль родителей в этом деле сводится к контролю. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от книг, не предназначенных для чтения детей данного возраста.  Некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Обычно это не приносит пользы младшим школьникам. Дети воспринимают художественное произведение поверхностно, следят за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Подобное  чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская рассуждения автора, характеристики героев, описание природы.

     Необходимо каждому ребенку иметь собственную библиотеку или просто полочки с книгами. Возможность обмениваться книгами с товарищами стимулирует  возникновение интереса к чтению научно – популярной и художественной литературы. Существует многообразие приемов, способствующих привитию у детей умения читать самостоятельно. Например, кто – нибудь из взрослых начинает читать ребенку в слух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и охваченный желанием узнать, что произойдет с героями дальше, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Обязательно взрослые должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

     Взрослые должны с большим терпением, но неукоснительно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора, название книги и даже. Полезно перед чтением спросить, какие книги этого писателя он уже читал или что-то слышал о нем, что он о нем знает. Ребенок должен читать книгу внимательно, не торопясь.

     Иногда у ребенка появляется вредная привычка, прочитав 3-4 страницы, заглядывать на последнюю: чем же все закончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети продолжают читать мене внимательно, пропуская целые абзацы, а иногда просто оставляют ее. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события, чем заканчивается сюжет. Большое воспитательное значение для детей младшего школьного возраста имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они дают возможность представить себе предметы, явления природы, события, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Полезно научить ребенка рассматривать рисунки, подмечать интересные детали.

    Особую важность в чтении отводится умению пересказывать прочитанное. В самом начале овладения процессом чтения надо задавать ребенку вопросы на понимание: «Что тебе понравилось больше всего? Кто главные герои книги? Когда и где это было?» Многие родители понимают необходимость объяснять ребенку значение трудных слов. Совместный поиск значение слова в толковом словаре делает процесс чтения активным и познавательным. Опытные родители часто заучивают отрывок или все стихотворение наизусть, к понравившемуся эпизоду выполняют рисунок, обсуждают прочитанное.

     Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, чтение по ролям, чтение в лицах. Это сближает родителей и детей, способствует развитию взаимопонимания, помогает лучше понять увлечения, интересы детей.

    Для семейного чтения выбирается интересная и занимательная книга. Чтение проводится каждый вечер в одно и тоже время. Читать вслух следует по очереди: сначала читает отец, затем – сын и т.д. Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

     Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, не возможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. В обращении с ребенком надо помнить народную мудрость; «Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью».

       

     Используемая литература:

  1. Журнал «Классный руководитель» № 5 1998 г.
  2. Родительские собрания в начальной школе. Составители: Т.А.Волжанина, В.Д.Воробьева, Т.К.Лужбина, Л.А.Махнева, Е.Ю.Филиппенкова, Н.С.Забурдаева – Волгоград: Учитель, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит...

Культура взаимоотношений учителя с учениками

Атмосфера общения становится сегодня ведущей чертой современного урока. Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения,...

Формы работы с родителями в современной школе

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в це...

Формы работы с родителями в современной школе

С1При активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса педагогов – учащихся – родителей становится реальной цель нашей школы: выпустить в жизнь молодых людей не только знаю...

«Рекомендации по использованию (применению) имеющихся в арсенале учителя средств взаимодействия с родителями учащихся общеобразовательных школ».

Современный родитель - это грамотный, информированный и очень занятой человек, и это является основной проблемой взаимодействия школы с семьей. Данная работа в помощь родителям при работе с ИКТ....

Конспект консультации учителей по теме: «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы»

Конспект консультации учителей по теме: «Инклюзивное образование в современной школе: проблемы, перспективы», целью которого является расширить представление учителей об инклюзивном образо...