Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников
материал по теме

Машкова Алёна Борисовна

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первый учитель!

Ни дня покоя, о себе забывши,

Ведёт он души детские вперёд,

И нет у него одной минутки лишней,

А есть тяжёлый груз забот.

Он помогает и словом, и делом,

Прощает не в меру шаливших детей.

Служит во всём идеальным примером

И окружает заботой своей.

     Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Какими средствами и путями достичь духовной общности учителя с учениками - этой первоосновы всех успехов в обучении и воспитании?

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность зависит от авторитета учителя.

Авторитет педагога - это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях.  Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово "Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. - То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек" [15;265]. Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.

     Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему они все такие разные, по каким правилам они живут, что ценят в друг друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе. Эти уроки ему преподаёт сама жизнь и, конечно его первый учитель.

     Первый учитель! Как много он значит в жизни каждого из нас. Сколько тревог и волнений перед первым сентября. Как ждут этого дня первоклассники. Какие надежды возлагают дети и взрослые на школу. Задача школы – оправдать эти надежды.

     Первое сентября 2010 года – мои первоклассники. «Какие они маленькие, красивые, в глазах любопытные огоньки. Не погасить бы их…» - мелькает у меня мысль. С первых уроков стараюсь работать с выдумкой, творчеством. Преподавание строю так, чтобы оно захватывало не только ум, но развивало бы и чувства ребёнка.

Сотрудничество учителя и учеников должно строиться на принципах доверия, веры в успех и творческое начало. В первом классе самовоспитание – это прежде всего формирование адекватной самооценки. Какие психологические условия должен соблюдать учитель, чтобы методы воспитания (побуждение, приказ, принуждение, поощрение, наказание) были действенными и формировали адекватную самооценку?

Развивающая стратегия воспитания эффективна, когда педагог психологически компетентен. Это значит, что он должен знать возрастные и психологические особенности детей.

Организовывая совместную деятельность, предполагающую взаимозависимость детей, их взаимопомощь, я акцентирую значимость каждого ребёнка.

С первых дней стараюсь сформировать способы нравственного поведения учащихся по отношению к другим людям. Если деятельность общественно значима и видны её результаты, а школьник понимает их необходимость, возникает обязанность и ответственность, и как следствие утверждение самооценки школьника.

   Необходима атмосфера увлечённости, чтобы совместная деятельность оказалась значимой. Педагог организует такую деятельность, которая соответствует потребностям детей и их активности в её осуществлении. Здесь востребованными становятся оценки, даваемые учащимися самим себе (рефлексия).

  Важна адекватность требований, предъявляемых педагогом, уровню саморазвития, самовоспитания и уровню уже сложившейся самооценки школьника. Педагог должен применить индивидуальный подход в воспитании и обучении. Успех применяемого педагогом воздействия зависит от того, насколько оно соответствует личностной программе развития. Каждый ребёнок должен знать, какие свойства его личности хорошие, а какие – плохие. Подобная рефлексия способствует развитию самосознания (осмыслению себя как непохожего на других людей), а также эмоциональным оценкам своих способностей, нравственных качеств и поступков. Самосознание развивается благодаря оцениванию со стороны взрослых людей, поэтому необходимо, чтобы они были и адекватными, и прогностическими, и оптимистическими одновременно.

Сначала развивается самосознание, лишь много позднее – адекватная самооценка. Она зависит от сопоставления образов идеального Я (каким ребёнок хочет себя видеть) и реального Я (каков он на самом деле). Я стараюсь не только адекватно оценивать деятельность воспитанника, но и считаться с тем, что ему дорого в самом себе. Требования учителя достигают наибольшего эффекта, если совпадают с требованиями, которые ученик предъявляет к себе.

Воздействия педагога должны быть гуманными, щадить самолюбие ребёнка, не травмировать его и соответствовать ведущим психическим функциям.

  Учитель – воспитатель должен знать, чем живут, и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. В жизни ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в помощи, в совете. И если он обратится за помощью к учителю, то это говорит, что он ему доверяет, а значит учитель является для него авторитетом. Ребенок будет чувствовать его заботу, но в то же время он будет знать что учитель от него кое-что требует, что учитель не собирается снять с него ответственность.

Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок.

Авторитетный педагог не обманывает и не лжет даже по мелочам. Никогда не проявляет невежливость. Не сорится при учениках с коллегами. Не вовлекает воспитанников в группировки, направленные против других  учеников, родителей и т.д. Не подрывает авторитет товарищей – педагогов, не отзывается пренебрежительно об их дисциплинах, об их работе.

О значении авторитета педагога в учебно-воспитательном процессе говорили многие педагоги и психологи. И.О. Пирогов говорил, что отношение между педагогом и учащимся должны строиться на доверии и уважении, а не на наказании и страхе. Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они не сравнено нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они стыдятся всего дурного, они хранят в себе святые чувства любви к людям, свободной от всяких житейских предрассудков. И эти чувства учитель должен не подавлять, а развивать. Если мы хотим обратить внимание на воспитание, то нужно начать с того, чтобы перестать призирать природу детей и считать их не способными к восприятию убеждений разума [18, 192].

     Таким образом, самовоспитание, направлено на формирование качеств, не имея которых невозможно завоевать высокий авторитет – первоочередная задача педагога. Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижения поставленной цели. Данная задача посильна любому учителю. Необходимо только нацелить себя на серьезную, нелегкую работу, на преодоление лени. “Преодолеть лень можно самовнушением, самовоспитанием. Для этого есть единственный, вернейший способ – это заставить себя сделать то дело, которое нужно сделать. Другого способа нет”, - писал А.С Макаренко [17, 299].

     Итак, в воспитании, как известно, нет мелочей. Истина эта не вызывает сомнений и не требует доказательств. Но в педагогической практике, где почти ежедневно приходится сталкиваться с этими мелочами, золотое правило часто игнорируется. Так, вместо того, чтобы лишь улыбнуться, ответить шуткой на шалость детей и тем погасить конфликтную ситуацию, нередко применяются неадекватные меры наказания. Неотъемлемая составная часть мастерства учителя начальных классов – знание и умение применять приёмы общения. Применяя всевозможные приёмы общения на практике, учитель должен помнить, что педагогика не терпит шаблона.  

     Простое копирование даже самого хорошего приёма без знания особенностей психики детей может привести к неудачам. Удача ждёт того, кто, изучив современную литературу и опыт других учителей, узнал не только как, но и почему добился успеха его коллега. Использовать опыт других преподавателей, последние данные науки с учётом особенностей своего характера, индивидуальных особенностей детей и взаимоотношений с ними – необходимое, я считаю, условие общения учителя с учениками.

Главный стимул моей творческой работы – радостные глаза учеников, а девиз – строки Марины Цветаевой:

Дети – это взгляды глазок боязливых,

Ножек шаловливых по паркету стук,

Дети – это солнце в пасмурных мотивах,

Целый мир гипотез радостных наук.

Дети – это отдых, мир покоя краткий,

Богу у кроватки трепетный обет,

Дети – это мира нежные загадки,

И в самих загадках кроется ответ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение слоговой структуры в преодолении ОНР у младших школьников с ЗПР

Значение слоговой структуры в преодолении ОНР у младших школьников с ЗПР...

Культура взаимоотношений учителя с учениками

Атмосфера общения становится сегодня ведущей чертой современного урока. Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения,...

Значение практических работ для формирования познавательной деятельности младших школьников

Ведение наблюдений за предметами природы - постановка с ними опытов в связи с изучением окружающего мира вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, поставленных перед совре...

Чтение как способ взаимоотношений учителя с учеником и родителем в современной школе

В данной статье рассказывается о способах и возможностях для налаживания добрых отношений между семьей и школой. Родители и учителя в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих...

Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников

Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья»...