Культура взаимоотношений учителя с учениками
классный час по теме

Джаббарова Наргиз Али кызы

 

Атмосфера общения становится сегодня ведущей чертой современного урока. Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения, поскольку целью является обучение общению, а успешно обучать можно лишь в адекватных условиях, то создание атмосферы общения оказывается насущной необходимостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_vzaimootnosheniy_uchitelya_s_uchenikami.docx13.14 КБ

Предварительный просмотр:

Атмосфера общения становится сегодня ведущей чертой современного урока. Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения, поскольку целью является обучение общению, а успешно обучать можно лишь в адекватных условиях, то создание атмосферы общения оказывается насущной необходимостью.

 При отсутствии должного психологического климата ученик вправе не отвечать на вопросы. Но взаимоотношения учитель-ученик не позволяют ему отказаться от ответа. Но вполне достаточно одной его мысли об этом: мотивационный канал мгновенно блокируется. И мы получим то, что часто видим на уроках: ученик либо молчит, либо (это бывает чаще) выдает безжизненные ответы. Самое пародоксальное то, что учитель довольствуется этим и оценивает такие ответы положительно.

 Наша задача - научить детей учиться, научить их наиболее рациональным приемам. Поэтому можно использовать специальные памятки, которые помогают снять значительную напряженность в отношении ученика с учителем.

 Демократизация отношений и атмосфера общения важны и по другой причине. Дело в том, что обучение не должно и не может успешно осуществляться из-под палки. К сожалению, многим учителям и особенно молодым кажется, что напускная строгость поможет им навести порядок в классе. Возможно, порядок и будет поддерживаться, но лишь внешне. При обучении общению более важен и речевой компонент, учитель и ученик должны стать партнерами по беседе. “Современный урок должен стать уроком творческой дружбы”

 Конечно, мотивация говорения порождается не только психологическим комфортом. Но если нет этого, то парализуются и другие стимулы к речевой деятельности

 Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным: иначе получится, что мы обучаем общению вне общения.

 Можно возразить: но ведь все же основная задача урока - обучение, а не демократизация взаимоотношений? Да, конечно. И речь идет вовсе не о том, чтобы первое подменить вторым. Да и не нужно это, методически не выгодно, ибо реальное общение - это стихия, а всякий учебный процесс требует специальной подготовки. Методическая задача здесь состоит в том, чтобы придать обучению характер и форму общения.

 Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только в условиях демократизации взаимоотношений можно эффективно осуществить воспитательное воздействие на учеников. Добрые взаимоотношения - единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят умные мысли и добрые чувства.

 Важным аспектом при обучении является индивидуализация, как составная часть демократизации взаимоотношений, ибо безликой речи не бывает - речь всегда индивидуальна.

 Как реализовать индивидуальность? Надо очень хорошо изучить учеников класса, интересы, характеры, жизненный опыт, все это необходимо свести в специальную схему - методическую характеристику класса, которая используется при подготовке и проведении уроков. Сложность заключается в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений и их организации.

 Таким образом, демократизация взаимоотношений возможна через индивидуализацию при выполнении условно-речевых и речевых упражнений. Но задача заключается не только в учете способностей, а и в целенаправленном их развитии. Известный исследователь способностей И.Лейтес писал, что многосторонне развитие способностей - это нормальное, полноценное выражение человеческих возможностей. Итак, индивидуализация, как компонент методического содержания демократизации отношений на уроке требует от учителя придерживаться следующих положений:

 - ведущей является личностная индивидуализация, т.е. учет при выполнении упражнений всех свойств личности, что обеспечивает мотивацию и интерес к учебной деятельности;

 - индивидуализация пронизывает весь учебный процесс;

 важным аспектом индивидуализации является учет индивидуальных свойств учащихся и их постоянное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимоотношений учитель – ученик

Взаимоотношения учителя и учеников устанавливаются в процессе учебной и различной внеурочной деятельности...

Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит...

Этика и психология взаимоотношений педагога и ученика

Умение общаться ,быть хорошим речевым партнёром-это приятно и полезнокаждому .Но есть профессии(их не случайно называют «разговорными»),где  умение  общаться не роскошь и не желаемое приложе...

Чтение как способ взаимоотношений учителя с учеником и родителем в современной школе

В данной статье рассказывается о способах и возможностях для налаживания добрых отношений между семьей и школой. Родители и учителя в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих...

Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)

В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и  повышение педагогической культуры родителей....

Статья. Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися

Статья о современных моделях взаимоотношений учителя и ученика,в рамках здоровьесберегающих технологий.Умение выстроить отношения между учеником и учителем.В помощь молодым специалистам....