Этика и психология взаимоотношений педагога и ученика
классный час по теме

Тараба Лариса Александровна

Умение общаться ,быть хорошим речевым партнёром-это приятно и полезно

каждому .Но есть профессии(их не случайно называют «разговорными»),где 

умение  общаться не роскошь и не желаемое приложение ,а жизненная  

необходимость. Одна из таких профессий педагог.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Этика и психология взаимоотношений педагога и ученика.

Умение общаться ,быть хорошим речевым партнёром-это приятно и полезно

каждому .Но есть профессии(их не случайно называют «разговорными»),где  

умение  общаться не роскошь и не желаемое приложение ,а жизненная  

необходимость. Одна из таких профессий педагог.  

К сожалению, значение общения ,умение педагога общаться недооценивается

и считается, чем-то  второстепенным ,некой необязательной роскошью.

Это большое заблуждение. По мнению философов ,социологов и психологов

общение-это такой социальный процесс, в котором происходит обмен  

деятельностным  опытом, способами деятельности ,воплощёнными в

материальную и духовную культуру.

Так как обучение учащихся осуществляется через общение с педагогом,

важно чтобы в процессе обучения  выполнялась  воспитательная её функция,

т.е ме жду обучающимися устанавливались отношения доверия ,взаимной

симпатии, тогда воспитательное воздействие осуществляется эффективнее и

быстрее ,вот почему так важен психологический климат в классе. А этот

климат зависит от умения общаться, которым  владеет педагог.

Масса исследований показала зависимость этого климата от стиля

руководства, отношений ,а так же зависимость успешности обучения от

психологического климата.

Если атмосфера в классе конфликтна и накалена ,то нормальное обучение

невозможно. Педагог должен создать такую обстановку, в которой  у

учащихся появиться потребность быть выслушанным, понятым, поделиться,

сопережить ,понять.

Речевые учебные ситуации, разумеется ,могут быть «конфликтными», и спор  

не только невозможен, но и желателен ,ибо он стимулирует речевую

деятельность .Понимание этого есть основа педагогики сотрудничества на

почве коммуникативного общения.

Общение –это не воздействие одного человека на другого, а взаимодействие  

как партнёров.

Общаясь друг с другом как личности, педагог  и ученик выступают:

1)в  личностный контакт, ибо предмет общения становиться личностно

–значимым для обоих .а поведение мотивированным.

2)в эмоциональные отношения ,ибо их отношения _это отношения

сопереживания, симпатии, искренности.

3)смысловой контакт –ибо оба они не приняли ситуацию  и смысловые

барьеры сняты.

Такой психологический контакт и обеспечивает речевое партнёрство,

что ,в свою очередь является основой педагогического общения.

Общение осуществляется определёнными средствами : вербальными и

невербальными.

Нет нужды доказывать роль вербальных средств  в общении и

сложности  владения ими в педагогическом общении.

Речь педагога с точки зрения обучения должна быть проста ,понятна,

лаконична, доступна, но она  должна быть недостяжимым образцом.

Это значит ,что учитель должен так рассказывать что-то, так  

оценивать работу ученика, так побудить сделать что-то, что это будет

понятно ученику по смыслу ,окажет на него нужное воздействие.

Исследования показали, что ученики считают важным для

установления психологического контакта: внешний вид,

естественность движений поз, мимики, жестов, чёткости речи, её

разнообразие, красивый тембр, широкий спектр эмоциональных

проявлений.

Но так ,как общение это процесс двусторонний ,то  какими бы

коммуникативными умениями не обладал педагог , он не сможет

добиться речевого партнёрства, если ученики не будут обучены  

элементарными  правилами общения на уроке.

Нельзя рассчитывать, что ученики увидят, поймут ,привыкнут

необходимо специально показывать приёмы общения ,объяснять их

функцию. учить владеть ими .Так как учёба это один из видов

деятельности , который требует большого умственного ,нервного,

эмоционального  напряжения .Труднее всего тем учащимся ,у кого не  

получается контакт с коллективом, с педагогом  , кто пребывает  в вечном  страхе перед опросом, отметкой, кто не уверен в своих силах,   кто не  научился работать ,кто склонен к быстрому переутомлению.

Поэтому каждый учитель должен ставить перед собой цель-научиться

управлять функциональным состоянием учеников .Для этого есть

средства  и упражнения, их можно найти в книгах: Леви. В. «Охота за

мыслью» М,1997г.,Леви.В. «Искусство быть собой» М ,1997г.,

Леонтьев .А.А. «Педагогическое  общение» М.1980г.

Кроме этого каждый педагог должен владеть перцептивными и

продуктивными умениями.

К перцептивным коммуникативным умениям относят следующие умения:

-умение видеть всех одновременно и каждого в отдельности

-определять и понимать психическое состояние ученика

-умение определять и понимать психическое состояние класса

-видеть в какой помощи нуждается ученик

-умение мгновенно оценивать ситуацию общения.  

К продуктивным коммуникативным умениям можно отнести следующие:

-умение устанавливать речевой контакт с учениками

-умение быть адекватным в любой ситуации общения

-регулировать поведение ученика

-умение изменять эмоциональное  состояние ученика в нужном направлении.

Работая с учеником важно для учителя усвоить основные правила,обязанности:

1.Быть оптимистом.

2.Быть честным и правдивым.

3.Не забывать  о шутке в общении с учеником.

4.Не стараться казаться умнее и лучше ,чем ты .

5.Любить учеников как своих детей.

6.Знать себе цену.

Освоив и применив на практике все эти обязанности  вы найдете  общий  язык с детьми- а это главное для педагога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение взаимоотношений учителя и ученика в самовоспитании младших школьников

Педагогическая деятельность - это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспит...

Культура взаимоотношений учителя с учениками

Атмосфера общения становится сегодня ведущей чертой современного урока. Создание этой атмосферы не очередная мода, а требование, которое вытекает из программных целей и закономерностей обучения,...

Открытое занятие Халимон М.Н. «Использование элементов арт-терапии в работе психолога». Конкурс педагог-психолог Подмосковья.

Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барь...

неделя психологии МО педагогов – психологов, социальных педагогов, учителя – логопеда «Доброта – спасет мир» и "Жить в мире с собой и другими"

второй год в нашей школе проходит неделя психологов, социальных педагогов и логопеда.Цель - развитие представления учащихся о доброте, воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать ...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и педагога-библиотекаря с обучающимися с ОВЗ

Психолого-логопедическое занятие с обучающимися с особыми образовательными потребностями проводят сразу три педагога: учитель-логопед, педагог-психолог и педагог-библиотекарь. Цель занятия: развитие н...