Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и педагога-библиотекаря с обучающимися с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Психолого-логопедическое занятие с обучающимися с особыми образовательными потребностями проводят сразу три педагога: учитель-логопед, педагог-психолог и педагог-библиотекарь. Цель занятия: развитие навыков работы со словарями, связной речь, познавательных интересов учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Полинарное занятие "День Словаря"

Тема: День Словаря

Авторы занятия: учитель-логопед, педагог-психолог, педагог-библиотекарь

Тип занятия:  комбинированное занятие

Класс: 3 классы

Цель занятия: развитие навыков работы со словарями и познавательных процессов обучающихся

Задачи:

  • уточнить и расширить знания о русском языке и словарях;
  • развить умение пользоваться словарями и навык самостоятельной работы учащихся;
  • развить внимание, память, мышление и связную речь;
  • повысить мотивацию учащихся к чтению дополнительной литературы, воспитать любознательность.

Необходимое оборудование и материалы:

  • компьютер, мультимедиа – проектор, экран, колонки;
  • презентация в программе Microsoft Office Power Point;
  • портрет Даля В.И.;
  • карточки с фразеологизмами;
  • мяч;
  • закладки;
  • словари;
  • ручки или карандаши.    

Ход и содержание занятия

I. Орг. момент. (слайд 1)  

Библиотекарь: Здравствуйте. Сегодня необычное занятие. Мы проводим его в новой для вас обстановке. Посмотрите, что вы видите? Что необычное в кабинете? (Много книг, много учителей, это библиотека, стеллажи с книгами, есть столы ...). 

Психолог: Перед тем, как мы начнем наше занятие, предлагаю немного поиграть и приподнять себе настроение. Упражнение «Рукопожатие». Вы ходите по библиотеке и здороваетесь со всеми без слов, рукопожатием. Вам надо за одну минуту пожать как можно больше рук. Каждый считает сколько раз он поздоровался. Надо, чтобы ваши пожатия рук были спокойными, ласковыми, дружественными.

(Через минуту беседа: Сколько рук пожали? С каким настроением пожимали? Кто улыбался своим товарищам, когда приветствовал их?)

Логопед: Когда мы здороваемся с человеком, то дарим другим частичку своей души, сердца, дарим хорошее настроение, желаем здоровья. Слово «здравствуйте» происходить от старославянского слова здравие – «здоровье». Как вы думаете, откуда мы это узнали? (Ответы детей: кто-то рассказал, прочитали в книгах, словарях, интернете, ...).

Психолог: Теперь встаём в круг и поиграем в игру «На баржу грузили». Передаём мячик по кругу и называем всё, что можно грузить на баржу и что начинается на звук С ( Примеры: стол, слон, сосиски, самолёт, словари, снег, сок, ...).

Библиотекарь: Скажите, пожалуйста, а что такое «баржа»? (Ответы детей(слайд 2).

Ба́ржа – плоскодонное грузовое судно, которое используется для перевозки грузов по воде. Иногда баржами называют также тихоходные грузовые суда с упрощёнными обводами. Как правило, слово "баржа" обозначает судно без двигателя; для перемещения баржи используют буксир.

Где можно узнать значение незнакомого нам слова или выражения? (В интернете, спросить у взрослых, найти в словаре, ...).

II. Сообщение темы и целей занятия.

Логопед: Послушайте загадку. Кто знает отгадку, садится на свободное место.

Я очень даже много знаю
И на вопросы отвечаю –
Что есть, что было встарь.
Ну а зовут меня …
            (Словарь).

Правильно. Догадались какая тема нашего занятия сегодня? (Ответы обучающихся) (Слайд 3). Мы познакомимся ближе с интересными и нужными словами и фразами, узнаем о них как можно больше.

Библиотекарь: Будем правильно и самостоятельно пользоваться различной справочной литературой.

Психолог: Будем думать, отгадывать загадки и ребусы, развивать своё внимание и память. Кто самый внимательный, тот сейчас ответит, сколько картинок с баржами было на слайде? (Правильный ответ: 3).

Каким цветом написана тема занятия на слайде? (Жёлтым). На какой звук начинались слова, которые мы грузили на баржу? (С). Молодцы!

III. Беседа о словарях и В.И. Дале.

Логопед: Что же такое словарь?  (Ответы детей).

Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.

Какие можно встретить Словари? Посмотрите на нашу выставку и найдите разнообразные словари:

  • словарь антонимов
  • словарь синонимов
  • словарь иностранных слов
  • орфографический словарь
  • толковый словарь
  • профессиональные словари
  • этимологический словарь
  • энциклопедии

Кто создаёт Словари? (Ответы детей).

Библиотекарь: Первый толковый словарь создал В.И. Даль (портрет Даля В.И.). Знаток русского слова Владимир Иванович был чутким ценителем и страстным собирателем русской речи. 53 года Даль собирал слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки, загадки. Итогом его работы стал четырехтомный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка». В словаре Даля 200 000 слов письменной и разговорной речи. Это самый объемный языковой словарь, представляющий до сих пор огромный интерес.

В.И. Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь. Потом Даль меняет профессию и поступает в медицинский институт. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд попал в плен к неприятелю. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.

Для нас издан «Школьный толковый словарь русского языка». Но самыми известными являются словари С. И. Ожегова и В. И. Даля. Найдите их на нашей выставке словарей.

IV. Устное объяснение слов. 

Логопед: Попробуйте объяснить (истолковать) некоторые слова из словаря В.И. Даля (слайд 4).

  • Нюни – губы
  • Желдак – солдат, воин, ратник, служилый
  • Морось, бус – мельчайший дождь
  • Косохлёт, подстега – косой дождь
  • Дряпня, лепень – снег с дождем
  • Ситничек – самый мелкий дождь
  • Дождевик – поганый гриб

Эти слова сейчас мы не употребляем или используем в другом смысле, но если они вам где-то встретятся в разговоре или литературе, то вы можете узнать их значение ... (в словаре). Да, это уникальный – толковый (толковать – объяснять) словарь Владимира Ивановича Даля.

V. Работа с Универсальным словарём.

Психолог: Как вы думаете, для чего ещё нужны словари? (Ответы детей).

Прочитайте стихотворение о словаре (слайд 5). (Несколько человек, после подготовки, читают выразительно четверостишье или все стихотворение).

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.                            В. Шефнер

Это стихотворение – настоящее правило общения со словарём. Запомните его.

Прежде всего человек из словаря должен взять в свою речь слова – добрые, нежные, душевные, важные, хорошие, как говорит эта пословица: «Хорошим словом мир освещается». Это потому, что хорошие слова делают и нас, и наш мир добрее. И поможет нам в этом – замечательный Универсальный словарь.

А вот всё ли знаем мы с вами о слове «родина»? (Ответы детей).

Логопед: Открывайте словарь. Попробуйте прочитать статью о слове «родина» и самостоятельно разобраться в ней. Напомните, как будем искать слово в словаре. (По алфавиту сначала первой буквы, затем второй и последующих...). На какой странице нашли нужное слово? (Стр. 127).

Из каких разделов состоит статья? (Слайд 6).

Обратите внимание, что в написании слова красным цветом обозначена буква, в написании которой можно ошибиться. Рядом написана грамматическая информация. Названые признаки постоянные, они не меняются, а вот по падежам слово РОДИНА изменяться может.

Потом идёт толкование лексического значения слова. Это объяснение значения кажется намного проще, чем само слово и ассоциации и впечатления, которые оно у нас вызывает. Ниже приведены два интересных примера употребления слова в контексте – стих и прозаическое предложение. Ещё ниже, рядом с буквой С в кружочке, написаны два слова, казалось бы, совершенно чужих слову РОДИНА. Это синонимы – близкие по значению выражения. (Отчизна, отечество).

А от какого слова они ведут своё родство? – От слова отец. Как вы считаете, какое слово душевнее, теплее, роднее нам – отечество, отчизна или родина? Конечно, чаще мы в своей речи употребляем последнее слово – родина, оно ближе нам. Первые два слова – более торжественные, официальные, более громкие. И ещё одно слово написано возле буквы А в кружочке – это антоним, т.е противоположное по значению нашему слову. Прочитайте его. (Чужбина).

В завершение работы над словарной статьёй расшифруйте, пожалуйста, последнюю запись, что она обозначает? – Это морфемный анализ слова, показавший нам состав однокоренных слов.

Вот как много информации дал нам Универсальный словарь в такой небольшой статье. 

VI. Физминутка.

Психолог: Чтобы создавать словари надо быть очень внимательным к окружающей речи, обстановке, природе, людям. И многое надо запоминать. Проверим вашу память и внимание. Вспомните кто был рядом с вами и встаньте в круг как в начале занятия.

Поиграем в игру «Невидящие». Узнаем, кто самый внимательный из вас.

У всех учеников глаза открыты, они смотрят на того, кто в центре круга и слушают, что он просит делать. Но участники игры должны помнить, что «не видят» ни одного движения того, показывает их.

Ведущий проделывает разные движения со словесными командами. Играющие выполняют только то, что слышат. Ведущий может обмануть игроков: сказать одно, а показать другое. Игроки выполняют только словесную команду. 

VII. Объяснение фразеологизмов. Работа в парах.

Библиотекарь: Вы, наверное, ни раз слышали, когда кто-нибудь говорил: куда глаза глядят, заварить кашу, на вес золота, пропустить мимо ушей? Это меткие и образные выражения. Узнать значение этих фразеологизмов нам поможет «Школьный фразеологический словарь русского языка» или «Фразеологический словарь. Почему мы так говорим?»

Найдите Фразеологический словарь у себя на столе. Будем работать парами. На карточках написаны фразеологизмы, надо в словаре найти и рядом написать их объяснение. (Работа в парах на карточках).

Проверяем (слайд 7).    

  • Взять в толк – 
  • Взять верх над кем или чем – 
  • Взять на буксир – 
  • Взять себя в руки –     

VIII. Разгадывание ребуса (слайд 8).

Психолог: Сегодня нам помогала книга... Перед вами ребус – разгадайте его и проверьте себя, верно ли вы определили, какая книга вела нас по пути знаний, которые мы сегодня обрели. Да, правильно. Это словарь. Надеюсь, теперь он станет вам настоящим другом.

IX. Итог. Рефлексия.

Логопед: Теперь вам под силу будет прочитать это забавное, доброе и умное стихотворение, вставляя хором в его строчки необходимые слова! (Отрывки из стихотворения Якова Козловского «Русской речи государь по прозванию словарь». (Совместное договаривание четверостиший)(Слайд 9)

Библиотекарь: Эти умные книги помогают узнать значение непонятных терминов или фраз. Делают нашу речь высокограмотной, стильной, развёрнутой. Помогают в учёбе и в общении с друзьями и знакомыми. Все они ждут вас на домашних книжных полках, в нашей школьной, а также в других городских библиотеках.

Логопед: Словари – это настоящие друзья и помощники человека, они ждут встречи с вами! Чем захотелось вам поделиться после нашего занятия? (Чувствами, информацией, знаниями, играми, хорошим настроением...) Что запомнилось? Что нового узнали?                                     

Психолог: Чтобы закончить наше занятие на позитивной ноте, предлагаю, каждому из вас взять закладку и нарисовать на ней пожелание и подарить своему товарищу (рисуют под спокойную музыку) (слайд 10). 

Использованные Интернет ресурсы и литература:

1. Баско Н.В. Фразеологический словарь. Почему мы так говорим? - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016.

2. Гуркова И.В. Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово? - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.

3. День Словаря - http://деньсловаря.рф/день-словаря-2016-год/

4. Зотова С.В. Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно? - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015.

5. Игры на внимание - https://summercamp.ru/

6. Картинки - https://yandex.ru/images/

7. Сценарий праздника - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2017/01/31/den-slovarya.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"

Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...

Интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога для обучающихся 1-х классов "Осенний букет"

На интегрированном занятии учителя - логопеда с педагогом - психологом приводятся примеры  совместной работы на разных этапах коррекционных занятий для обучающихся 1-х классов, имеющих речевые на...

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...

Использование игрового комплекта ПЕРТРА в совместной работе учителя - логопеда и педагога - психолога

Хочу поделиться опытом использования игрового комплекта ПЕРТРА на логопедических занятиях с учащимися с нарушениями речи при формировании зрительно-пространственных функций и развитие кинетических ощу...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя информатики с обучающимися с ОВЗ

Данное занятие с обучающимися с ОВЗ проводят сразу три педагога: учитель информатики, учитель-логопед, педагог-психолог. Цель занятия: уточнить и расширить знания об информационной безопасности, разви...

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...