Главные вкладки

    Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)
    статья по теме

    В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и  повышение педагогической культуры родителей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС.

    (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)

    Автор работы: руководитель семейного клуба «Берегиня», учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15 Родоманченко Людмила Владимировна

    «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому»

    (В. Брант.)

            В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и  повышение педагогической культуры родителей.

            Поскольку в советском обществе общественная система воспитания считалась приоритетной, то родителям много десятилетий внушалось, что им отводится роль помощников учителей в воспитании и обучении собственных детей. Учащихся убеждали в том, что школа – второй дом, а учительница – вторая мама. Это способствовало тому, что отголоски потребительского отношения к школе сохранились и у современных родителей. Теперь настало время, когда учитель должен убедить их в обратном. А именно, в том, что основную роль в воспитании детей выполняет семья и только семья, а школа помогает ей в этом.

             Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и образования подрастающего поколения, школа провела большую и серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного пространства. Приоритетную роль здесь играет и формирование культуры взаимоотношений: между родителями и детьми, между детьми друг с другом, между учителями и родителями, а так же учителями и детьми. Мы, учителя, стараемся помочь как детям, так и родителям решать такие педагогические задачи как построение бесконфликтных отношений с людьми, охранение любви и доверия с близкими людьми и многие другие.

            Для реализации этих задач творческой группой учителей СОШ № 15 в 2007 году была разработана программа семейного клуба «Берегиня» «От сотрудничества с родителями  к  успешности обучения ребенка в школе»

    (слайд № 1) Титульный лист

    (слайд №2 - 3) Результаты анкетирования

    Что мы заметили? Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Резкое расслоение общества на богатых и бедных обусловливает и характер внутрисемейных отношений. И в том и в другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.  Доказательством этого могут послужить результаты анкетирования которые вы видите на слайде:

    1. только у 22% детей родители каждый день интересуются их школьными делами, 52% - показали, что родителям это интересно 1 раз в неделю (когда родители расписываются в дневнике), и у 26% обучающихся - вообще не интересуются;
    2. по «душам» или доверительно разговаривают с детьми всего 22% родителей учащихся;
    3.  Диагностика этики поведения учащихся  показала, что у 48% положительная интерпретация предложений и у 42% - отрицательная, а диагностика нравственной мотивации дала следующие результаты: высокий уровень у 42%; средний уровень у 38% и низкий уровень у 20% учащихся.

    Детей школы можно разделить на несколько категорий: - первый ребенок в семье - 35%, единственный ребенок – 9%, поздний ребенок – 13%, второй ребенок – 43% . Это наглядно показывает, что в основном семьи – молодые. У родителей появляются вопросы, связанные с воспитанием своего ребенка. А так как в большинстве случаев воспитанием занимаются мамы и бабушки, то они больше любят своих «кровинушек», чем руководствуются правильным выбором методов воспитания.

              Педагоги нашей школы, владеют достаточно высоким уровнем профессионализма в реализации традиционных воспитательных задач, умеют создать условия для духовного и физического совершенствования, формирования стойкой патриотической позиции, развития личности, усвоение норм человеческого общения.  Школа на протяже6нии нескольких лет активно привлекает  родительскую общественность, максимальное количество социальных партнеров к реализации поставленных задач.

    Направления реализации программы

    • Создание благоприятных условий для проведения просветительской работы с родителями (внедрение передовых воспитательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме просветительской работы с родителями);
    • Методическое обеспечение просветительской работы с родителями (повышение уровня профессионального мастерства классных руководителей, организация обмена опытом семейных клубов города, научно-методическое и информационное обеспечение программы);
    • Мероприятия по реализации просветительской работы (участие в школьных, городских, районных, республиканских мероприятиях).

     Хотелось бы остановиться на первом направлении работы клуба: родительский всеобуч.

    Именно в рамках этого направления работы клуба идет большая работа по формированию культуры взаимоотношений в широком смысле этого слова. Только в этом учебном году в рамках родительского всеобуча прошли следующие заседания, часы общения:

    (слайд № 9)

    Тематика проводимых родительских всеобучей очень разнообразна, например: Формирование у ребенка внутренней культуры и ответственности за учебный труд; Ситуация успеха в учебной деятельности и ее значение для успешного обучения ребенка; Младший школьник в среде сверстников;  Умеет ли Ваш ребенок строить взаимоотношения со сверстниками при переходе в пятый класс; Дети и взрослые. И многие другие.

    Кроме того особенно хотелось бы остановиться на взаимодействии клубов внутри школы.

    Правовой клуб «Астрея»

    (слайд № 10)

    Родительский всеобуч

    (слайд№ 11)Краеведческий клуб «Гиркил» 

                  (слайд № 12)Турклуб «Омега»

    В каждом из этих клубов есть интересные формы и методы работы, способствующие формированию культуры взаимоотношений:

    (слайд № 13)

    - научно-практические конференции

    (слайд № 14)

    - часы общения

    - открытые уроки

    - совместные туристические походы и т.д.

    Трудно переоценить теснейшее сотрудничество семейного клуба с городской  литературной гостиной «Встреча», которой руководит Знаменщикова Татьяна Ивановна. Вот перечень встреч только в этом учебном году:

    - Ко дню города в стенах СОШ № 15 «Мой Нерюнгри – обетованный край»

    - Зимняя сказка.

    - Весенние напевы.

    (слайд №15)

    - Творческие вечера посвященные нашим Нерюнгринским поэтам: Константину Шутину, Л.М. Носковой, Т. П Деминой (где состоялась встреча с ребятами из Алданского детского дома).

    Так же осуществляется теснейшая связь с городской детской библиотекой.

    Все это способствует духовному обогащению как детей, так и родителе.

    Второе направление деятельности семейного клуба культурно – массовая работа клуба, что является мощным стимулом формирования культуры взаимоотношений между детьми и взрослыми; между семьей и школой.

    (слайд № 16)

    Традиционные праздники клуба «Берегиня»:

    - Ко Дню знаний «Вместе – дружная семья!»

    - Ко Дню города «Нерюнгри – чудо таежное.»

    - Ко Дню пожилых людей: концерт «А ну-ка, бабушки!»

    - Ко Дню матери: семейный праздник «Мама милая моя.»

    - К празднику Рождества: «Рождественские посиделки»

    -(слайд №17 ) К 23 февраля «Рыцарский турнир»,

      (слайд №18)семейный праздник «Для меня всегда герой – самый лучший папа мой!» 

               - (слайд № 19) К 8 Марта семейные праздники: «Милой мамочке посвящается», «Бабушкины руки»

    - К клубному дню конкурсы: «Мама. Папа. Я – талантливая семья», «Мама, папа, я – интернациональная семья».

    Очень большое воспитательное воздействие имеет республиканский конкурс «Семья года». На протяжении двух месяцев подготовки к конкурсушкола, родители и дети представляют собой единый творческий коллектив. Кроме этого, и родители и дети, очень любят спортивные конкурсы

    (слайд № 20) «Мама, папа, я – спортивная семья!».

          Хочется отметить, что большую роль в воспитании и культуры взаимоотношений играют такие «теплые» семейные встречи.

    (слайд № 21) Семейные встречи.

                                             

    - Семейные посиделки: «Мы за чаем не скучаем», «В нашей горнице - светлице»,

    (слайд № 22)«Раз в крещенский вечерок девушки гадали» и др. 

    - Уроки этического общения для детей и их родителей: «Моя семья  - мое богатство», «Моя семья – моя крепость», «Моя семья – моя радость», «Счастье, когда тебя понимают».

    - Турнир для детей: «Что я знаю о своей семье?»

    - Турнир для родителей «Как вы решаете семейные проблемы?».

    (слайд №4) Оценка деятельности школы родителями

    Деятельность клуба доказывает, что родители охотно принимают участие не только в досуговых мероприятиях, но и в обсуждении насущных проблем. В процессе общения родители получают от учителя практические умения и навыки, опыт и желание советоваться с ним, доверять ему. Часто в решении той или иной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников и этим не следует пренебрегать. Без контакта этих двух социальных институтов воспитание подрастающего поколения становится ущербным.

    (слайд № 23)В заключение хочется  привести в пример слова Е.В. Бондаревского «Человек культуры – это свободная личность способная к самоопределению в мире культуры.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО

    Материал представленный на  районную НМК педагогов  "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

    Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

    В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

    Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...

    Психолого-педагогическое сопровождение родителей младших школьников в условиях введения ФГОС

    Статья из сборника  « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС»...

    Выступление на методической консультации «Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС»

    Обмен опытом по экологическому воспитанию.в рамках федерального эксперимента «Образование в области экологии и здоровья: вариативный компонент.Формирование основ умения учиться в МКОУ Березовской СОШ ...

    «Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников в рамках введения ФГОС» (из опыта работы)

    Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...