Главные вкладки

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
    статья по теме

    Паршина Оксана Евгеньевна

    Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

    Паршина О.Е.,

    МАОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Губкина

    Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.[1]

    Как учитель начальных классов я уверена в том, что в ребенке необходимо пробудить желание и необходимость быть здоровым. Одним словом, воспитать привычку. Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.  

    Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

      Поэтому,  приняв детей в первый класс,  учитель начальных классов должен   поставить для себя такие  задачи как формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

    Каждый ребенок - яркая индивидуальность, и нужно уметь найти к нему правильный подход, заинтересовать. А как это сделать? Какими средствами?   Я считаю, что через игру, так как игра является основным видом деятельности младшего школьника.  Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Недаром А.С. Макаренко говорил: "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет". [2]

    Например, можно поиграть с первоклассниками в названия полезных привычек. Я раздаю ребятам  карточки:

    – Задача ребят, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово. Зашифрованным словом  может быть название полезной привычки и наоборот, например, (умываться, дружить, грызть ногти, обзываться, лениться, читать лежа, помогать, драться).

              Большую часть дня младшие школьники  проводят сидя, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, отсюда ухудшение зрения и осанки. Поэтому использование физкультминуток по технологии В.Ф. Базарного повышает интерес, настроение детей, подготавливает организм к дальнейшей работе.

    Например, для профилактики близорукости у детей можно проводить физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров (траектории овала, восьмёрки, по  которым дети «бегают» глазами, «Весёлые человечки», «Коврик»). [3]

              Маленьким школьникам нужны собранность, умение правильно распределить время, иначе его не хватит на то, чтобы плодотворно учиться, хорошо и интересно отдыхать. Для этого необходимо  вспомнить о режиме дня, пользе его соблюдения для здоровья. Я предлагаю первоклашкам игру «Рассказ по цепочке». ( Ученики становятся в круг. Ведущий начинает рассказ фразой: Мальчик проснулся в 7 утра и… следующий игрок повторяет предложение ведущего и показывает движением, что сделал мальчик дальше. Каждый последующий игрок повторяет по очереди все, что показывали до него. В конце игры хором все повторяют фразу и  движения по очереди.)

         Чтобы заинтересовать ребят я не  даю готовый режим дня, а вместе с учениками  и родителями дорабатываю его, тогда все этапы режима будут легко выполнимы, а  повторение одних и тех же действий в одно и то же время становится привычным. А привычное делается необходимым. У человека возникает потребность в этих действиях, и он совершает их легко и просто без особых волевых усилий, т.е. соблюдение режима дня приводит к тому, что у ребенка создаются и укрепляются определенные стойкие здоровые привычки.   Необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из ценностей жизни. «Здоровье – это ещё не все, но все без здоровья – ничто» - утверждал Сократ.[2]

    Правильная организация учебно-воспитательной работы, умелое педагогическое влияние на ребенка, в частности воспитание у него чувства долга, умения видеть свои недостатки, воспитание волевых качеств, целеустремленности и трудолюбия, в большой степени облегчат выработку у него хороших привычек и предупредят появление и закрепление привычек вредных.

    Литература

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
    2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2004.
    3. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО

    Материал представленный на  районную НМК педагогов  "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

    Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

    В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

    Психолого-педагогическое сопровождение родителей младших школьников в условиях введения ФГОС

    Статья из сборника  « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС»...

    Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)

    В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и  повышение педагогической культуры родителей....

    Выступление на методической консультации «Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС»

    Обмен опытом по экологическому воспитанию.в рамках федерального эксперимента «Образование в области экологии и здоровья: вариативный компонент.Формирование основ умения учиться в МКОУ Березовской СОШ ...

    Проект "Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС"

    Проект «Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС». Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на вс...