Психолого-педагогическое сопровождение родителей младших школьников в условиях введения ФГОС
статья на тему

Хулина Оксана Владимировна

Статья из сборника  « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение родителей

младших школьников в условиях введения ФГОС

Автор: Оксана Владимировна Хулина

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Поэтому и  возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без участия родителей: от того, насколько они «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом. Психолого-педагогическое сопровождение родителей в условиях реализации ФГОС начального общего образования начинается с их просвещения, диагностики, консультирования.

Формы работы педагога-психолога с родителями:

  1. Родительские собрания.

Для своевременного и полноценного информирования родителей об изменениях в содержании образования и сущности стандартов нового поколения, а также в целях их психолого-педагогического просвещения в нашей школе вот уже третий год проводится «Родительский лекторий», где родители не только получают информацию о ФГОС, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической культуры – дать возможность всем, кто заинтересован в усилении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, которые помогут выстроить наиболее эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса. Такие родительские лектории рассчитаны на несколько занятий, раскрывающих основные направления внедрения стандартов нового поколения.

На родительских собраниях в доступной форме знакомим родителей с внедрением ФГОС. Примерные темы собраний: «Что такое универсальные учебные действия и для чего необходимо их формировать», «Особенности организации внеучебной деятельности в рамках  внедрения ФГОС», «ФГОС и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся».

  1. Дни открытых дверей для родителей (посещение уроков, внеурочных занятий, творческих мастерских и т.д.)
  2. Анкетирование родителей.
  3. Консультирование родителей. Цель - совместная выработка индивидуального маршрута развития ребенка. Знакомим с результатами диагностических исследований и даем родителям рекомендации.

Заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания ими актуальности и значимости ФГОС, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи.

Однако, в условиях внедрения ФГОС в деятельности психологов ОУ возникают следующие трудности:

  1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

(мало рекомендаций для узких специалистов).

  1. Недостаточная преемственность д/с и школы (отсутствие в ДОУ психологов).
  2. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) у детей младшего школьного возраста.
  3. Недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей (многие родители отказываются отвечать на вопросы анкеты, диагностировать ребенка и т.д.)

Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

Хулина Оксана Владимировна

педагог-психолог

I квалификационной категории

МБОУ Верхнеспасской СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика психоэмоциональных перегрузок младших школьников в условиях введения ФГОС НОО

Материал представленный на  районную НМК педагогов  "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"...

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...

Формирование культуры взаимоотношений младших школьников в условиях введения ФГОС. (из опыта работы руководителя семейного клуба «Берегиня» при МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри.)

В настоящее время перед школой остро стоит проблема как формирование культуры взаимоотношений между детьми, так и  повышение педагогической культуры родителей....

Выступление на методической консультации «Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС»

Обмен опытом по экологическому воспитанию.в рамках федерального эксперимента «Образование в области экологии и здоровья: вариативный компонент.Формирование основ умения учиться в МКОУ Березовской СОШ ...

Проект "Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС"

Проект «Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС». Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на вс...