Родительское собрание на тему "Необходимо ли общение с книгой в эпоху глобальной компьютеризации"
методическая разработка по теме

Приходько Нина Сергеевна

Родительское собрание разработано в форме дискуссионного клуба, побуждает родителей быть активными участниками обсуждаемой проблемы.

Список литературы для чтения летом по окончании 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание 

Тема: «Необходимо ли общение с книгой в эпоху глобальной компьютеризации»

г. ШАХТЫ

2013 г.

Цель:  повышение уровня информационной культуры, оказание помощи родителям в  осознании ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания детей, интеллектуального ресурса их развития личности, как залога их жизненного успеха.

Оформление: презентация, корзины для голосования, мячики.

Ход проведения.

На мультимедиа (1 слайд). На слайде весы, на одной чаше которых книга, на другой – компьютер.

Учитель: Как вы думаете, какова тематика нашей  сегодняшней встречи?

(Мы будем говорить о книгах и компьютерах.  Попробуем ответить на вопрос: Необходимо ли общение с книгой в эпоху глобальной компьютеризации?)

1. Поднимите руки, кто, придя  вечером домой, проводит свободное время с книгой в руках?

2. Поднимите руку, кто свободное время проводит у телевизора или компьютера?

Учитель: Мы живем в эпоху телевидения и компьютеризации. С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации. С другой, психологи и врачи говорят о появлении новой болезни – компьютерной зависимости.

А как вы считаете, нужно ли общение с книгой в современной жизни?

  1. Поднимите руку, кто считает, что общение с книгой необходимо? (Выбирается 5 человек).  Прошу вас присесть за столы слева от меня.

  1. А кто считает, что в современном мире для быстрого получения информации без компьютера не обойтись? (Выбирается 5 человек). Прошу вас присесть за столы справа от меня.

Уважаемые родители, вы стали участниками дискуссионного клуба

 «К барьеру».

Участники слева будут защищать книгу. Участники справа -  отстаивать права компьютера.

Итак,  начнём. Первый вопрос:

  1. Что доступнее и удобнее при получении информации, книга или компьютер?

Книги более доступна широким массам людей, т.к. она дешевле компьютера или её можно бесплатно взять в библиотеке.

 Книгу гораздо удобнее читать: ее можно взять с собой на кухню, в туалет, в кровать, на прогулку в парк, на пляж, не опасаясь при этом, что она повредится или будет украдена.

Компьютер зависит от электричества, а для использования книги не нужно ничего, только сам читатель.

Различные книжные новинки найти в электронном виде практически невозможно. Некоторое время издатели стараются следить за соблюдением авторских прав и не дают выкладывать тексты в Интернет. А те вещи, которые выбрасываются «пиратами», обычно низкого качества.

Старые литературные произведения тоже довольно сложно достать. Ведь «перекатать» древнюю книгу в «цифру» даже с современным оборудованием – дело очень хлопотное и требующее кучу времени.

Чтение с экрана компьютера портит зрение. Книга в этом смысле – гораздо более здоровый способ получения информации. Книга не может стать жертвой компьютерного вируса или сбоя операционной системы.

Быстрота поиска нужной информации (не всегда есть время искать книгу).

Компьютер может вместить в себя целую библиотеку.  Идеален для поиска информации.

Редкостные, дорогостоящие издания доступны в электронном варианте доступны большим читательским массам. В некоторых случаях перевод книги в электронный вид – единственная возможность сохранить её. Поэтому создаются электронные библиотеки (например, Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина в Питербурге), где хранятся старинные экземпляры, которые были бы обречены на исчезновение.

Информацию в Интернете можно найти бесплатно. А халява, как известно, лучший друг студента.

Электронные версии книг незаменимы при написании рефератов и дипломов. Нажать «Скопировать», а затем «Вставить» гораздо проще, чем перепечатывать вручную или сканировать. Или даже можно  найти научную работу в готовом виде.

 

Электронную книгу можно читать на любом компьютере: дома, на работе, на экране мобильного телефона. А еще сейчас все чаще можно встретить и-буки (e-book) или, как их называют в народе, «читалки». Это электронный девайс, куда можно загрузить тысячи книг и с удобством читать, как обычную книгу. Некоторые модели позволяют читать даже в темноте.

Учитель.  Вы считаете, что  книгу можно читать не только в бумажной версии, но и в электронном виде. То есть книгу и компьютер можно совместить.  В современной мире появляется новый вид книги: Электронные книги.  Компьютеры уникальны и неповторимы по-своему, а книги по-своему. Компьютер и книга равноценны, т.к. то, чего не найдешь в книге, можно найти в компьютере.

Второй вопрос нашей дискуссии звучит так:

  1. Что безопаснее при использовании для здоровья человека?

Листая книгу, человек держит в руках – экологически чистый продукт.

Чтение с экрана компьютера портит зрение. Книга в этом смысле – гораздо более здоровый способ получения информации.

С книгой ребёнок может общаться столько, сколько ему угодно, а время работы с компьютером должно быть дозировано.

Если читать книги в электронном виде, то не нужно носить тяжёлый портфель, набитый бумажными книгами, что не вредит позвоночнику, не способствует его искривлению.

В отличие от отпечатанной типографской продукции, на компьютере можно поставить свой любимый шрифт и удобный размер. Есть возможность использования закладок, пометок и гиперссылок.

Электронная библиотека не захламляет полки и не покрывается пылью. Хранение книг – это накапливание пыли, что вредно для здоровья, для нашей дыхательной системы и кожных покровов.

Учитель.  Сделаем вывод: что при использовании любого из этих средств информации, необходимо соблюдать санитарные нормы и правила.

Переходим к третьему вопросу нашей дискуссии:

  1. Что играет большую роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей, мыслительной  активности ребёнка?

Блуждание в интернете - враг чтения,  из-за этого снижается грамотность, рассеивается внимание, вообще гибнет культура, которая зиждется во многом на общении с книгой.

Читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Чтение – всегда труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нем эти новые качества.

А как приятно быть обладателем какой-нибудь редкой книги или подписанной самим автором! Электронный текст – это что-то вроде ширпотреба, никакой индивидуальности. Его вряд ли признают антиквариатом.

В Интернете могут публиковаться начинающие авторы, чьи творения только ждут читательской оценки. Кроме того, в сети публикуются узкоспециальные тексты, которые не могут иметь коммерческого успеха на книжном рынке, но очень нужны тесной прослойке профессионалов.

Существует множество компьютерных игр и тренажеров на развитие внимания, памяти, наблюдательности, компьютерные головоломки.

“Понятие “грамотность” сегодня подразумевает умение пользоваться компьютером, т.к. уже во всех учебных заведениях требуют печатные рефераты,  а компьютер нам нужен для того, чтобы делать рефераты и добывать информацию.

Владение клавиатурой, мышкой компьютера развивает мелкую моторику, ориентировку на плоскости, можно использовать компьютер, чтобы увидеть изображение в нескольких измерениях.

Сейчас можно учиться дистанционно. А это без компьютера невозможно.

Учитель. Чтение книг отражается на самой способности мыслить. Конечно, Интернет, в котором всё можно найти ускоряет и облегчает работу. Но мыслить он не учит. Чтение – это, по сути, сотворчество, самый верный способ научиться самостоятельно размышлять». «Детские книги должны быть доступны для всех, в том числе и для малоимущих семей. Чтение хорошей книги не должно быть роскошью в материальном смысле. Ребёнок должен сжиться с книгой, рисовать в ней, не опасаясь, что его за это накажут».

И наконец, «книги нужно дарить».

Следующий вопрос:

  1. С каким из этих объектов ребёнок раньше начнёт своё общение?

Своё первое общение ребёнок начинает с книги, но не с компьютера.

Ещё не умея читать, ребёнок рассматривает в книге иллюстрации, слушает чтение взрослого (сказки, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки), эмоционально реагирует, выражая своё отношение к услышанному.

В компьютере можно прослушать аудиозапись, увидеть интерактивную картинку.

Учитель. С младенчества при общении с книгой возникает удивительное взаимопонимание. Когда маленький ребенок слушает сказку, которую рассказывает ему мама или дедушка, он не просто узнает увлекательную историю. В этой ситуации важно все: и то, в какой обстановке ведется рассказ, и возникающее чувство родства – сознание того, что ты окружен заботой и любовью старших, что ты принадлежишь к этой семье. Все это передается, пока ребенок “слушает сказку”. С рождения в нас заложено чувство языка и потребность в рассказывании и слушании.

При прослушивании аудиофайла, ребёнок слушает чужой, не родной голос, утрачивается связь с мамой, с семьёй.

Следующий вопрос нашей дискуссии:

  1. Что представляет собой интеллектуальную и культурную ценность нации.

Книги, это история человечества.  Древние книги, берут своё начала с момента появления

Подарочные эксклюзивные книги представляют собой уникальные издания в кожаных, золоченых и посеребренных переплетах ручной работы. Эксклюзивными книги делает также великолепный дизайн. Внешняя форма соответствует содержанию. Эксклюзивные книги могут быть о чем угодно и каких угодно авторов, начиная от истории виноделия и заканчивая сборниками стихотворений Гете. Прекрасное качество бумаги, изумительные иллюстрации и дизайн — вот что делает такую книгу уникальной.

Помимо эксклюзивных книг можно приобрести и книги антикварные. Антиквариат, как известно, очень ценится, многие люди занимаются коллекционированием таких книг. Антикварные книги — это не просто источник информации, пусть даже ценной, они имеют историческое прошлое, а следовательно, историческую ценность.

Существуют книги, которые издавались всего в нескольких экземплярах, особенно до революции. Самыми ценными являются именно такие книги.

По сути, все антикварные книги находятся либо в музеях, либо в частных коллекциях, и получить на руки такую книгу весьма непросто. Все коллекционеры антикварных книг — библиофилы — ищут возможность обзавестись редким изданием.

Иногда книги, имеющие антикварную ценность, можно найти в антикварных магазинах или на аукционах. Стоят многие из них недешево, но библиофилов это не останавливает.

Антикварные книги не только украшают книжные полки, но и служат бесценным источником информации для написания кандидатских или докторских диссертаций. Многие книги требуют серьезного анализа, учитывая их историческую ценность.

 Перевод книги в электронный вид – единственная возможность сохранить её. Поэтому создаются электронные библиотеки (например, Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина в Питербурге), где хранятся старинные экземпляры, которые были бы обречены на исчезновение.

В компьютере, при помощи интернета можно войти в библиотеки разных стран и познакомиться с хранящимися там книгами, их содержанием.

Учитель.  С точки зрения культурного наследия печатная книга имеет большую значимость, чем её электронная версия.

 

И последний вопрос нашей дискуссии:

  1. Что позволит сохранить леса и реки нашей планеты.

Если использовать вторичное сырьё и замкнутый цикл производства для изготовления книг, то не придётся уничтожать леса и загрязнять реки.

При создании файлов для компьютера не нужно использовать природные ресурсы, а для производства бумажных книг приходится вырубать леса и загрязнять реки, а значит, наносить ущерб окружающей среде. 

Учитель.  Итак,  разные средства коммуникации могут сосуществовать так же, как, например, разные виды транспорта: автомобиль, поезд, велосипед, самолет.

 Что происходит с книгой, когда литература (и книга) вступает в соревнование с новыми средствами информации, такими, как телевидение, видео и компьютеры, Интернет и прочее? Пока, наверное, рано судить. Пока мы пребываем на самой ранней стадии развития новых информационных технологий. Думаю, мы едва ли понимаем, как эти технические новинки изменят нашу жизнь, наш образ мыслей – всю человеческую цивилизацию. А если электронные книги помогут сберечь какое-то количество деревьев и сохранить чистыми реки – это можно только приветствовать.

Мне хочется закончить нашу дискуссию некоторыми мыслями, которые, хотя и были сформулированы не мною, а одним из венгерских писателей, но удивительным образом по смыслу совпало с тем, что я хотела сказать вам сегодня:

 И если люди в чем-то ошибутся и окажутся в несчастье, то когда-нибудь этому настанет конец, – сказал видный венгерский писатель ХХ века Д. Костолани. – И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя… будет искать ответа в… душе своей. И не найдет ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод Мечтаний, не нужная никому рухлядь; книга, такая тусклая рядом с золотой действительностью. Книга, которая считалась умершей; книга, старый дешевый хлам; книга, источник всякой жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой, вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую дальнюю даль. Книга – это манна небесная,  способная накормить толпы; пища, которая, чем больше ешь ее, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий сытость голодным, богатство нищим, силу немощным; книга, благодаря которой любой может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей...

Педагог подходит к корзинам для голосования: ( 1. Книга, 2. Компьютер, 3. Книга и компьютер)

Пожалуйста, сделайте выбор, положите свои шарики в ту корзину, которая наиболее приемлема для вас?

Участники  кладут в одну из корзин свои шарики, у каждого в руках только один шарик .

Учитель: Неважно, в каком виде люди будут читать книги, главное, чтобы они их читали.

Дорогие родители! Дайте в руки вашему ребёнку хорошую детскую книгу и вы увидите, какой добрый свет зажжется в глазах вашего мальчика или девочки. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроём, вчетвером – всей семьёй, большой или маленькой, вместе читать книги и тогда вас будет ожидать чудо.

Вот на этой оптимистичной ноте хотелось бы завершить наше небольшое заседание. Спасибо Вам за участие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Необходимо ли общение с книгой в эпоху глобальной компьютеризации ?

Слайд 2

1.Что доступнее и удобнее при получении информации, книга или компьютер?

Слайд 3

Что безопаснее при использовании для здоровья человека ?

Слайд 4

3. Что играет большую роль в развитии интеллектуальных , творческих способностей, мыслительной активности ребёнка?

Слайд 5

4. С каким из этих объектов ребёнок раньше начнёт своё общение?

Слайд 6

5. Что представляет собой интеллектуальную и культурную ценность нации?

Слайд 7

6. Что позволит сохранить леса и реки нашей планеты?



Предварительный просмотр:

Список литературы для чтения летом по окончанию 1 класса.

  1. Г.Х. Андерсен. Принцесса на горошине. Дюймовочка. «Русалочка», «Дикие лебеди», «Новое платье короля»
  2. В. Гауф. «Маленький Мук», «Калиф-Аист»
  3. Ш. Перро. «Синяя Борода», «Золушка, или Хрустальная туфелька»
  4. Д. Мамин-Сибиряк    « Аленушкины сказки».
  5. А. Пушкин   «Сказка о рыбаке и рыбке».
  6. В. Драгунский. Денискины рассказы
  7. В. Бианки. Лесная газета
  8. Г. Снегирев. Про пингвинов
  9. Д. Хармс. Стихотворения
  10. Б. Заходер. Стихотворения
  11. Е. Чарушин. Рассказы
  12. И. Токмакова. Аля, Кляксич и буква «А»
  13. С. Михалков. Праздник непослушания. Стихотворения
  14. Г. Корнилова. Наш знакомый Бумчик
  15. Ю. Раскин. Как папа был маленьким
  16. Э. Успенский. Дядя Федор, Кот и Пес. Крокодил Гена и его друзья. Про Веру и Анфису
  17. Г. Остер. Рассказы (Зарядка для хвоста. Бабушка Удава. 38 попугаев и др.). Задачник. Вредные советы
  18. Д. Биссет. Забытый день рождения
  19. Д. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки»
  20. Б. Житков. «Про волка», «Про обезьяну», «Мангуста»
  21. С. Козлов. Сказки о Ежике и Медвежонке
  22. Р. Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Рикки-Тикки-Тави»
  23. Д. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса»
  24. О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга»,
  25. А. Линдгрен. «Рони, дочь разбойника»


Предварительный просмотр:

Требования  к ведению дневников учащихся

1.Дневник – это школьный документ,

2.В дневнике заполняются полностью первые страницы (Ф.И.О. учителей, данные об учащемся, расписание занятий, звонков, контактные телефоны и т.д)

3.У дневника должны быть твердые корочки или обложка.

4.Все записи в дневнике выполняются только синей или фиолетовой пастой разборчивым, аккуратным почерком. Недопустимо писать в дневнике ручками с разноцветной пастой, фломастерами, цветными карандашами, маркерами

5. В дневнике не разрешается делать рисунки, пропускать страницы, прописывая на них слово «каникулы», вырывать страницы.

6.Ученикам не разрешается самостоятельно ставить оценки в дневник, исправлять или обводить оценки, поставленные учителем

7. В конце каждой недели, на последней странице, где выставлены рукой учителя четвертные оценки и после каждой записи, сделанной учителем должна стоять роспись родителей ученика

8.Расписание уроков заполняется на неделю вперед.

9.Названия предметов записываются с большой буквы и только с утвержденными сокращениями:

Русск.яз

Матем.

Окр.мир

История

Чтение

Музыка

ИЗО

Физ-ра

Информ.

10.Название каждого месяца пишется с маленькой буквы, около каждого дня проставляется число

ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ТЕТРАДЕЙ

  1. Тетрадь учащегося должна быть в плотной прозрачной полиэтиленовой обложке.

  1. Записи должны вестись чётким аккуратным почерком только ручкой с синей или фиолетовой пастой с тонким стержнем.

  1. Как правильно подписать тетрадь? Образец:

          Тетрадь                                                               Тетрадь

для работ                                                            для работ

по математике                                                  по русскому языку

ученика 2 класса «В»                                      ученицы 2 класса «В»

МБОУ гимназии им. А.С.Пушкина                МБОУ гимназии им. А.С.Пушкина                

Иванова Дмитрия                                          Ивановой Екатерины

  1. Писать, выходя за поля, нельзя. На обложке тетради не должно быть рисунков агрессивного содержания.

  1. Недопустимо рисовать в тетради, на обложке, вырывать листы, обводить оценки, поставленные учителем, приклеивать всевозможные наклейки.

  1. Для обозначения орфограмм используется паста зелёного цвета.

  1. Для выполнения разбора слова по составу и других обозначений используется простой карандаш.

  1. В записи даты и названии работы тоже подчёркиваются орфограммы (для тренировки навыка).

  1. Новая тетрадь заводится только после того, как закончится старая.

  1. Все виды контрольных и проверочных работ делаются в специальных контрольных тетрадях, которые можно посмотреть на родительском собрании, так как они подлежат хранению в школе в течение 5 лет.  

  1. Пропуски строк и клеточек в тетрадях:

В тетрадях по русскому языку пропускается только 2 строки между классной и домашней работой. Внутри работы строки не пропускаются. Каждое новое задание выполняется просто с «красной» строки

В тетрадях по математике между классной и домашней работой пропускается 4 клеточки. Между столбиками примеров должно быть 3 клетки.

При записи больших выражений с многозначными числами и несколькими действиями запись выполняется следующим образом: сначала записывается полностью выражение, затем под ним выполняются решения каждого действия столбиком. Между столбиками каждого действия 3 клетки. В конце решения окончательный ответ записывается в заданное первоначально выражение.

Каждое новое задание отделяется от предыдущего двумя клеточками.

От слов «Классная или домашняя работа» вниз пропускается 2 клетки

  1. Дата записывается так:

По русскому языку:        25 января.                                  (1-2 классы)

                                Двадцать пятое января.                        (3-4 классы)

По математике:           25 января                                         (1-4 классы)

8.Как исправлять ошибки внутри работы?                                                                         Неверно записанную букву (цифру) зачеркивают аккуратно косой линией простым карандашом, сверху ручкой записывают правильную букву (цифру).

Если неправильно записана часть или все слово, то неверная запись зачеркивается аккуратно по линейке горизонтальной линией простым карандашом, сверху пишется ручкой правильное слово.

Пользоваться маскирующим белым штрихом НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.

Скобки для исправления НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ.

9.Все подчеркивания и проведение прямых линий выполняются с помощью линейки простым карандашом

10. При выполнении домашней работы сначала ОБЯЗАТЕЛЬНО выполняется работа над ошибками, допущенными в предыдущих домашней и классной работах. Для этого, после слов «Домашняя работа» на следующей строке пишется «Работа над ошибками» и выполняется работа. Затем пишется название следующей работы:

  Упражнение 124.     (по русскому языку)

Задача 56.         (по математике)

  1. При невыполнении работы над ошибками следующая работа оценивается на 1 балл ниже заслуженного.

12. При решении задачи сначала чертится схема, выполняется решение. У каждого действия пишутся пояснения, что найдено в данном действии.

После решения задачи ОБЯЗАТЕЛЬНО записывается полный ответ, без сокращений. Образец:

Ответ. В первой пачке на 20 тетрадей больше, чем во второй.

 Сокращения допускаются только общепринятые: кг, г, ц, т; см, мм,  м, дм, км; см, мм, дм, м, км

  Если ответ в задаче не написан, задача считается нерешенной   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 2 класса "Общение в школе и дома"

Задачи: Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка, помочь родителям уменьшить агрессивное поведение ребенка, помочь преодолеть застенчивость детей.Форма про...

Родительское собрание на тему: "Роль общения в процессе обучения младшего школьника"

Данный материал был разработан и проведено собрание родителей в целях повышения мотивации учения детей младшего школьного возраста и создания положительного эмоционального климата в семье и школе....

Родительское собрание на тему: "Искусство общения с детьми"

«Родительское собрание на тему: «Искусство общения с детьми».  Лебедева Елена Николаевна...

Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. О детской дружбе»

Зачем нужны друзья? Контактные и замкнутые дети. Как помочь ребёнку найти друзей? Семь секретов социального успеха....

06. Родительское собрание: «Развиваем в ребёнке любовь к книге и чтению»

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11587579","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","wid...

Родительское собрание на тему «Эффективное общение с ребёнком»

Тема родительского собрания «Эффективное общение с ребёнком» Вопросы рассматриваемые на родительском собрании имели целью помочь родителям проанализировать свое родительское по...

Родительское собрание на тему Роль общения в развитии личностных качеств в развитии ребёнка

Общение родителей с детьми - важный фактор для развития личности ребёнка....