"Родителям о новых стандартах образования"
методическая разработка по теме

Павлова Елена Львовна

Ключевая  задача новых стандартов в образовании - не превратить наших учеников в хомячков, которые за щечками накапливают запасы. Невозможно изучить все. Нужно уметь находить ту информацию, которая нужна в данный момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_novykh_standartakh_obrazovaniya_moy_doklad.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Родителям о новых стандартах образования.

                  Опять новые? – спросите вы. Сколько можно?  И  зачем об этом знать родителям?

            Если  бы в образовании  ничего не менялось, мы  до сих пор учили бы АЗ ,бу КИ,  ВЕДИ. Мир стремительно меняется. Еще несколько лет назад компьютер был роскошью, игрушкой, сегодня зарплата на банковских карточках, телефоны даже у детей в детском саду, компьютер в каждом учреждении. Сегодняшние школьники, возможно, будут работать по таким специальностям, о которых мы еще не знаем.  Уже нельзя просто накапливать знания: пока учитель в школе вкладывает готовые знания в головы учеников, жизнь меняется, знания устаревают, дети выходят из школы  не готовые жить в современном мире.   Поэтому и назрела потребность кардинально изменить подход к образованию в школе.

 Ключевая задача новых стандартов в образовании – не превратить наших учеников в хомяков, которые за щечками накапливают запасы.  Невозможно  изучить все, да  и не нужно все знать.  

           Нужно уметь находить ту информацию,

            которая необходима в данный момент.  

                                                                   .  

Поэтому меняется роль учителя и родителей в учебном процессе.   Теперь мы с вами не лекторы и не радио, выдающие информацию, знания. Мы должны  научить ребенка навыку саморазвития, самообучения. Источником знаний был учебник и учитель. Сейчас наша задача показать другие возможности. И не только показать, но и стимулировать детей самим находить знания.

Какие это возможности? Это в первую очередь книги и журналы. Положа руку на сердце, скажите, кто из вас читает, пользуется книгами, к примеру, по кулинарии, садоводству, строительству? Кто из вас выписывает журналы? Кто записан в библиотеку?  Есть  ли словари, справочники? Часто ли дети заглядывают в словари?

И, наконец, интернет. Можно как угодно относиться к компьютеру, но без него уже нельзя учиться. Не в стрелялки-догонялки  играть, а использовать компьютер в обучении, в поисках нужной информации.

Ученики должны самостоятельно накапливать багаж знаний, экспериментировать, учиться анализировать, сопоставлять информацию, делать выводы.

     Наша главная задача - научить ребенка учиться.

Что значит учить учиться?  Как заинтересовать ребенка процессом обучения?   Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки материала. Бывает учение с увлечением, и учение с мучением.

Учение с мучением – дело известное.  Бродит ребенок по комнате и никак не может заставить себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец, открывает, а в ней все непонятно, ненавистно. Ну ладно, сегодня кое-как выучил урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять мучения!

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением! Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу или за компьютер. Какая радость браться за трудную задачу, вертеть ее, прикидывать. НЕ выходит! А если попробовать  по-другому! Ура! В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует. Вот успех, вот решение. Жизнь получается хорошая, счастливая!

С чего начинается такое учение? Именно с любопытства. Ну-ка, ну-ка, интересненько, что тут! Немного усердия и восторг победителя. Мама, у меня получилось!  Внимание и всеобщее ликование. Не вдруг, а постепенно интерес становится более устойчивым, закрепляется, появляется тяга к занятиям, узнаванию нового. Катастрофическая неспособность увлекаться работой закладывается в детстве. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников. Ах, эта посуда! Ах, опять идти на работу! Опять читать!

Я недавно смотрела встречу школьников с известным российским психологом  Асмоловым,  одним из авторов  новых стандартов в обучении. Ему задали вопрос,  как заставить себя учиться.

-В основе активности, ответил психолог, - лежит любовь. Если вы ни в кого и ни во что не влюблены, у вас нечего не получится. Если ты прожил без любви, может ты и неплохо прожил, но зря.

Умение работать с любовью, увлечением, умение искать и находить интерес в любом деле - это свойство характера и нужно нам  воспитать в ребенке. Тут нет никакого открытия. Интерес прячется не в делах, не в занятиях, а в нас самих. Что умеем делать хорошо, то и любим.  Не интересно потому, что не занимаешься,  не занимаешься потому, что неинтересно. Получается заколдованный круг.  Сколько бы ребенка не ругали, сколько бы ни объясняли, что читать увлекательно, что геометрия полезна, сколько бы ни повторяли, что не учиться стыдно, дело с места не сдвинется. Причина слабого учения остается: заколдованный круг продолжает вертеться, только двойки слетают.

Успех - это умение добиваться поставленных целей, получая от этого удовольствие.

Скажите, много удовольствия получишь от  заунывного чтения, от  бездумного  заучивания правил?

Вот поэтому новые стандарты образования отводят играм не меньшую роль, чем остальным формам обучения.  Познание через игру – один из главных принципов новой школы.

И не только в начальной школе, но старших классах. Это не значит, что учение с увлечением - это учение с развлечением. Игра – как метод обучения.

Соревнования, конкурсы, совместные проекты- все это должно поддерживать интерес к учебе, способствовать успешному обучению.

 Для младших школьников игра - естественное состояние, в игре ребенок ярче воспринимает поставленные задачи и легче с ними справляется. Но и с взрослыми детьми можно использовать элементы игры, соревнования.  Вы мне возразите, что учеба – это серьезный труд. А кто сказал, что труд должен быть обязательно скучным, безрадостным!?

Но в любом случае, будь, то игра или серьезная работа, ребенку необходим ваш интерес к его делам в школе, ваша помощь, да и контроль не помешает. Тут важно не перегнуть палку. Если ребенок без вашей помощи не может сделать домашние задания, то о какой самостоятельности можно говорить.

И последнее в нашем разговоре о новых стандартах: об успехах своих детей вы будете узнавать не только из дневников.  Потому что  источником знаний перестает быть только учебник и учитель. У каждого ученика будет портфолио, где будут собираться дипломы и грамоты, результаты тестов,  совместных проектов, практических занятий.

Вы скажите мне, что не всем быть президентами и учеными.  И в этом я соглашусь с вами. Но все, без исключения должны стать успешными людьми. Успешными фермерами, строителями, бизнесменами, учителями, врачами. Успешными и счастливыми.  Старое правило: Все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать хорошо. Никакие новые стандарты не помогут нашим детям, если мы не научим их ответственно относиться к учебе. Если ребенок пришел в школу с невыполненными домашними заданиями, забыл учебник, ручку, то ни о какой успеваемости нет и речи.

 И еще одно не менее старое правило: ребенок учиться тому, что видит в дому. Дети наследуют не только цвет ваших глаз и форму носа, они перенимают у вас образ жизни, ваше отношение к работе, учебе. Они будут жить не так, как вы их учите, а так как вы живете. И если вы хотите, чтобы ваши дети были ответственными, будьте сами такими, если хотите, чтобы учились с увлечением, работайте сами с увлечением, если хотите, чтобы были счастливыми, будьте счастливы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...

Новые стандарты образования в начальной школе

Информация для родителей. Чем новые стандарты образования отличаются от старых? Как будут учиться дети по новым стандартам? Как будет оцениваться работа кольников?...

Родителям о ФГОС (стандарт образования)

Родители подробно познакомятся со стандартами второго покаления....

Что принесет вашему ребенку новый стандарт образования?

Что такоеФедеральный государственный стандартначального общего образования?Это - совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.Что...

Знакомство родителей с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Знакомство родителей с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт начального о...

Государственный стандарт - ориентир на новые стандарты образования

В этой статье рассказывается о государственных стандартов....