Материалы для родителей
статья

Азизян Лариса Николаевна
Развитие ребёнка и его окружение. В школу как на праздник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rebyonka_i_ego_okruzhenie.docx24.76 КБ
Файл v_shkolu_kak_na_prazdnik.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

                Развитие ребёнка и его окружение

                                                       Уважаемые родители, помните!

     Все то, что закладывается в семейном воспитании остается с ребенком на всю жизнь. Воспитание надо начинать с момента рождения, не ссылаясь на то, что ребенок еще очень мал и ничего не понимает. Привычка правильного поведения и взаимоотношений закладывается годами, причем в дошкольном возрасте. К 7 годам ребенок уже сформировавшаяся личность, со своими привычками, чертами характера, взглядами на жизнь. И соответственно начинать воспитание после 7 лет – это утопия. Мы можем что-то корректировать, но изменить – нет.

Поэтому хочется, чтобы вы обратили свое внимание на то, чем занимается ваш ребенок в свободное время, во что играет, любит ли читать, рисовать, лепить. Сам по себе не каждый ребенок может начать это делать. Нужна помощь взрослого, его направляющая и поддерживающая рука. Многие взрослые с благодарностью вспоминают своих родителей за их настойчивость, когда они заставляли их ходить в музыкальную школу, в спортивную секцию, на танцы. Только родители могут привить любовь к чтению, умению держать в порядке свое рабочее место, портфель, одежду, к чистоплотности. Для этого им требуется настойчивость и терпение.

Современные технические средства, без которых современный человек не представляет себе жизни, отрывает наших детей от полноценного развития. Задумайтесь сами, что дают вашим детям планшеты, компьютеры, телевизор, сотовый телефон с массой игр, и другие гаджеты? Они позволяют развивать их внимание, мышление, речь, учат их общаться со сверстниками? Или быть может благодаря им ваш ребенок становится физически более сильным, выносливым, гибким?

Они дают только одно – ребенок не мешает взрослым. Данные технические средства утомляют мозг растущего ребенка, после чего ему трудно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий. А если ребенок взял такую игрушку с собой в школу, то учебный день можно считать пропавшим. На уроке ученик будет думать только о том, когда наступит перемена, чтобы вновь начать играть. И, следовательно, учебный материал урока не усвоен, а перемена, предназначенная  для отдыха дает только дополнительное напряжение.

Где книги, где ежедневные прогулки на свежем воздухе, где развивающие игры, которые развивают мышление, творческие способности, усидчивость и внимание? Вот, что необходимо для полноценного развития растущего ребенка. Но этому необходимо научить ребенка. Все в ваших силах. И тогда, при поступлении в школу, ребенок будет полноценно учиться, без слез.

Еще в 18 веке великий Эйлер сказал, что человека можно насильно накормить, но нельзя насильно научить. Если ребенок с детства привык получать новые знания, то и в школе он будет с удовольствием учиться.

Многие современные дети приходят в первый класс без базы знаний об окружающем мире, который должен быть сформирован к 7 годам. Речь идет не об умении считать и читать, а о знаниях элементарных – таких понятиях, как транспорт, насекомые, цветы, ягоды и т.д. Даже научившись читать, читая текст, ребенок не понимает и половины того, что написано, потому что просто не знает, что это такое. Поэтому, может все-таки отложить в сторону технические средства и найти время, чтобы пообщаться со своим ребенком и развить те его качества, которые в него заложила природа?

Хочется привести в пример эксперимент семейного психолога. Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром.

         Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения. На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ - одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые "панические атаки".  У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы - тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение "шевеления" волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства. Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества. Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи. Что делали подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассиры — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли. Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники. Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось. При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не умели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния. Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой, сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей. Получив такие результаты, cемейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…  А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

Таким образом, мы увидели, как сформировалась зависимость совсем юного человека. А ведь могло быть все иначе, если бы были привиты детям интересы творческого характера.

Следовательно, для полноценного развития ребенка требуется помощь взрослого. Надо помнить – ребенок развивается, подражая своему окружению. Будьте примером своим детям во всем!

                Удачи вам в воспитании ваших детей!



Предварительный просмотр:

В школу как на праздник. Полезные советы и рекомендации родителям будущих первоклассников

Вот и настал тот момент, когда ваш малыш больше не дошколенок и уже совсем скоро ему в первый раз предстоит перешагнуть школьный порог. Волнуются бабушки и дедушки, мамы и папы. Но больше всего взволнован малыш. «Алтайская правда» дает советы и рекомендации, как правильно подготовить к школе ребенка и самих себя, что необходимо купить к началу учебных занятий, как правильно встретить 1 сентября и помочь ребенку адаптироваться в первом классе.

Готов ли ребенок к школе                                                                                    Многие родители задаются вопросами, как понять готов ли ребенок к школе и не рано ли его отдавать в первый класс. Понятие «готовности к школе» предполагает определенную степень зрелость всего организма и нервной системы к повышенным умственным и физическим нагрузкам.                              Психологи выделяют следующие стороны общей готовности к школе: физическая, интеллектуальная и личностная. Как правило, в детских садах штатный психолог проводит специальную серию тестов, в ходе которой и определяет готовность ребенка. Самим родителям сложно определить это. Но, как отмечают психологи, важно, чтобы ребенок хотел идти в школу, понимал важность и необходимость учебы, признавал авторитет взрослых, умел внимательно слушать и выполнять задания, которые ему дают

Готовимся к 1 сентября                                                                                           Психологи сходятся во мнении: очень важно создать у ребенка эмоциональный позитивный настрой, чтобы он воспринимал 1 сентября и поход в школу как нечто радостное и приятное. То есть, необходимо подарить будущему первокласснику ощущение праздника, чтобы он с нетерпением и сам ожидал этого дня. Важнее же всего, отдавая ребенка в школу, создать ему максимально комфортные условия. Не гнаться за престижем, успешностью и прочее, а сделать все, чтобы первокласснику было комфортно. Это позволяет избежать очень многих проблем в будущем. Как рассказала психолог одного из центров психологической поддержки Евгения Скорых, необходимо создавать положительный настрой к обучению в школе. Не секрет: туда, где интересно, весело, приятно и полезно хочется ходить. «Делитесь своими приятными впечатлениями о своей школьной жизни, интересными историями. Расскажите ребенку, что у него появятся друзья, с которыми он будет играть и общаться на переменках, на уроках он узнает много нового, интересного и полезного», - говорит она.

    Для ребенка в этот период очень сильно важна поддержка родителей. Поэтому, когда мы говорим: «Ты - большой, взрослый», мы навешиваем на него новую ответственность. А ребенку и так страшно. Он в принципе уже, действительно, большой и понимает, что школа – это нечто другое, чем детский сад. Поэтому в этот важный этап его жизни малыша нужно поддержать

Вспомнить свой 1 класс                                                                                     Психологи советуют делиться с ребенком своим личным опытом из школьной жизни. Например, рассказывать о том, как вы пошли в первый класс. Если у вашего сына или дочери сложности в общении и установлении контакта с другими ребятишками, можно сказать: когда вы пошли в первый класс, то было очень страшно. Вы никого не знали. Но потом познакомились с одноклассниками, и нашли новых хороших друзей. Если у ребенка трудности с учебой, то сообщить «по секрету», что тоже не всегда получалось решить задачу или постоянно делали ошибки в одном и том же слове.

«Нужно рассказывать о ситуациях по аналогии с теми, в которых оказывается ребенок. О том, как вы переживали, и как с этим справились. Важно, чтобы малыш видел и понимал: да, есть трудности, но не только у него. И у папы с мамой так было, а если есть старший брат или сестра, то и у них. Эти трудности можно преодолеть. Это не трагедия, не конец света. И плохая оценка не значит, что ты плохой. Все могут получить плохую оценку», - говорит Ирина Безгина.

Евгения Скорых подчеркивает: не обманывайте своего ребенка – не программируйте его «быть отличником – потому что он лучше всех или двоечником, потому что с его поведением и невнимательностью быть только им». Ребенок должен знать, что когда человек учится чему-то новому, ему бывает трудно и поэтому он всегда может рассчитывать на вашу помощь.

Режим дня

Организуйте ребенку режим дня, его рабочее место и рабочий процесс. У младших школьников план дня снижает тревогу, помогает физиологически справиться с возросшей нагрузкой. Утром расскажите ему, когда у него закончатся уроки, кто за ним придет, чем потом они будут заниматься. Вечером, перед сном, вспоминайте, как прошел день, что было хорошего в нем.

Приготовьте комфортное для домашних занятий место: свет должен падать с левой стороны, стул и стол должен соответствовать росту ребенка. Научите ребенка складывать канцелярские принадлежности в определенное место, определите место для учебников, портфеля, сменной обуви и т.д. Задать правила с самого начала намного проще, чем потом переучивать ребенка.

При подготовке домашних заданий присутствие родителя на первых порах - обязательно! Родитель присутствует до тех пор, пока ребенок не освоится. Освоится - это значит, начнет сам раскладывать вещи, находить нужные тетради, учебники, ручки.

Задача родителя – создать ощущение у ребенка, что он способен сам справиться со всеми заданиями. Постепенно родитель все меньше и меньше говорит и контролирует и дает ребенку все больше времени справиться с заданием. Сидит рядом, смотрит и начинает помогать только, когда ребенок просит о помощи. Когда ребенок с большей частью заданий справляется сам, родитель начинает отходить и оставлять ребенка одного, сначала на несколько минут. Постепенно родитель перестает сидеть с ребенком за уроками и оставляет за собой только контроль, говорит Евгения Скорых.

Адаптация к школе      

«Приятные хлопоты по выбору портфеля, красивых тетрадок, ярких ручек, карандашей и красок, школьной формы позади. Красивый букет подарен первой учительнице. Праздничная суматоха первых дней проходит, и начинаются школьные будни. Сейчас очень важно родителям стать внимательными наблюдателями. Смотреть и видеть, что происходит с ребенком», - отмечает Евгения Скорых.

Она рекомендует родителям обратить внимание на следующие моменты:

  1. С каким настроением ребенок идет в школу, и с каким возвращается.
  2. Что он рассказывает об уроках, одноклассниках и учителе.
  3. Что происходит со здоровьем: насколько ребенок утомляется, появились ли жалобы на головную боль или боль в животе, нарушение сна и аппетита.
  4. Какие вредные привычки появились: грызет ручку или ногти, навязчивые движения, заторможенность в движениях или, наоборот, расторможенность.
  5. Какое у ребенка поведение: обычное, появилась агрессия или плаксивость.

Также родителям следует интересоваться у учителя, как проходит учебный день, насколько ребенок активен во время урока, отвлекается, успевает ли выполнять задания в темпе всего класса.

«Если вы видите эти проявления, значит, период адаптации к школе затруднен и важно понять причину – что вызывает страхи и нежелание идти в школу», - отмечает психолог.

Причины страха перед школой

«Ребенок боится ухода из своего дома, разлуки с вами, так как к вам тревожно привязан. Создайте ритуал выхода из дома в школу, обнимите ребенка, скажите, что тоже скучаете по нему и с нетерпением ждете встречи, создайте талисман вашего единения, который будет у ребенка и у вас, проговаривайте план его дня, снизьте свой страх, который передается ребенку», - советует Евгения Скорых.

Она также отмечает, что родители внушают непроизвольный страх детям, драматизируют проблемы начала обучения. Поэтому настраивайте ребенка и себя на хорошее, что будет в школе, со всеми сложностями можно справиться, ошибки – это часть пути в обучении новому. Говорите ребенку: «Я уверена, у тебя все получится! Ты умный мальчик (девочка)». Отмечайте малейшие улучшения «Вот эту букву ты написал лучше, чем все остальные. Постарайся все также хорошо писать», «Сегодня ты сам сел за уроки, мне очень приятно»…

Ребенок боится не оправдать ожидания своих родителей. «Верьте в ребенка, чаще говорите ему, что любите его таким, какой он есть. Снизьте свои ожидания в высоких оценках. Для ребенка самое важное в школе не знания и оценки, а отношения, в которых он находится каждый день. Оставайтесь для ребенка ласковой, доброй, любящей мамой», - подчеркивает Евгения Скорых.

Еще одна возможная причина страха перед школой - ребенок испытывает трудности адаптации в детском коллективе. Совет родителям: почитайте ребенку терапевтические сказки о дружбе, о том, как можно подружиться с ребятами. Пригласите одноклассников, которые живут недалеко от вас, в гости или организуйте поход в игровую комнату.

Также ребенок может переживать страх перед учителем. «Хороший учитель в начальной школе - это учитель, который любит ребенка, вежливый, ласковый, уделяющий внимание. Расскажите ребенку, чем вам понравилась его учительница, что она хорошая. Если отношения с учителем не складываются, вы не видите качеств хорошего учителя начальной школы – ребенка лучше перевести в другой класс», - резюмирует психолог

Сколько длится адаптация к школе?

По словам Евгении Скорых, по степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

- Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

- Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

- Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

«Итак, первый период адаптации заканчивается к концу октября, второй период к концу декабря. Отнеситесь более внимательно к ребенку в эти первые полгода обучения!», - рекомендует психолог

Успешная адаптация

Как понять, что адаптационный период ребенок проходит успешно?

  1. Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  2. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  3. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании, при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  4. У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  5. Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  6. На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает: «Нет!»

История из практики

А напоследок публикуем историю о сильном страхе мальчика перед школой. Ее рассказала из своей практики барнаульский психолог Евгения Скорых:

- В прошлом году в мае ко мне привели на консультацию мальчика, который очень сильно сопротивлялся идти в школу на подготовительные занятия.

До дверей школы все было хорошо, когда силой его заводили в класс и оставляли там, он включался в общее занятие детей, был активным ребенком, и снова все было хорошо. Мама уже очень сильно боялась истерического плача, вцепления в ее одежду детских рук с мольбой не уходить и не вести его в класс, в момент вхождения в школу. Мне нужно было найти причину и устранить ее, так как мама и сын были на пределе нервного срыва.

В ходе диагностики выяснилось, что ребенок не посещал детский сад, и расставание с мамой вызывало у него сильную тревогу. Но истерическое поведение было вызвано страхом... турникета, через который нужно было ему проходить.

После 6 коррекционных занятий, ребенок научился принимать ситуацию разлуки с мамой, и уже после первого занятия была одержана победа перед страхом турникета

От автора

И главное. Помните, что, безусловно, школа очень важна, но это еще не вся жизнь. Помогайте ребенку, узнавайте, что ему интересно и волнует в данный момент. Ине стоит сильно строжиться за плохие отметки. Их всегда можно исправить!

Многих родителей очень волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. А на самом деле готовить к этому событию родителям нужно, прежде всего, самих себя. И психологически, и морально. Нужно быть готовыми поддержать ребенка в любой ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.

Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...

Материалы для родителей

Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Материалы для родителей

Полезные советы для родителей учащихся....

Материалы для родителей

Карточка -подсказка по теме Имя существительное...

Материалы для родителей.

Советы для родителей первоклассников....

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Материалы для родителей

ПРЕДИСЛОВИЕ  Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...