Агрессивное поведение в семье
материал по теме

Андреева Юлия Леонидовна

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

    При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya_v_seme._vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.rar165.98 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение   в семье…..

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

    При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

        Большую роль в младшем школьном возрасте играет характер взаимоотношений ребенка и родителей. В этом возрасте ребенок в силу своих возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от негативных родительских воздействий

    Исследования показывают, что основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка.  Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания только 38,5 родителей.

    Исследования также показывают, что среди мотивов жестокого отношения к детям 50% родителей отмечают: «стремление воспитать», чуть меньше 30% - «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует». В более чем 10% случаев жестокость становится самоцелью – крик ради крика, избиение ради избиения.

Речь пойдёт  о поведении родителей хороших, любящих, не находящихся в ситуации острого стресса.

Итак, назову самые распространенные "пружины" агрессивного поведения взрослых.

Общее психическое и физическое истощение, вызванное усталостью, бедностью, постоянным стрессом, долгой болезнью ребенка или собственным недомоганием. В эту категорию также часто попадают приемные родители в период адаптации ребенка в семье, потому что это очень энергозатратный процесс;

Автоматическое воспроизведение модели поведения собственных родителей. Даже если этой моделью вообще-то недовольны и хотели бы от нее избавиться, альтернативные модели приживаются с трудом, поскольку требуют постоянного контроля разумом;

Тревожность, мнительность, постоянный страх, что с ребенком что-то случится; желание предотвратить для него любые неприятности и страдания, часто связанное с неспособностью переносить плач ребенка;

Сильное, хотя и размытое, чувство вины не вполне понятно перед кем; фантазии о том, что другие осудят, накажут, возможно, отберут ребенка.

К великому сожалению, немало есть еще родителей, добивающихся послушания детей с помощью физических наказаний. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что они воспитывают их таким путем. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают лишь свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на ребенка.

Временный «успех», которого родители порой достигают при помощи побоев,- вынужденное раскаяние или послушание ребенка — покупается дорогой ценой. «Врачам известны случаи, когда побои вызывали у детей нервные заболевания. Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что они унижают ребенка, убеждают в собственном бессилии перед старшими, порождают трусость, озлобляют его.

Ребенок теряет веру в себя и уважение к себе, он теряет, следовательно, те драгоценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно воспитывать в ребенке, потому что ничто так не важно для правильного развития, как вера ребенка в свои силы и чувство уважения к самому себе, чувство уважения и доверие к взрослому.

Никакая мера взыскания, никакая форма наказания не должны унижать личность ребенка.

Беда родителей заключается в том, что они видят только результат, непосредственно следующий за физическим наказанием, и не видят того глубокого, скрытого ущерба, который наносится ребенку побоями. Подобное воспитание и отношение со стороны взрослых ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха и появлению немотивированной агрессии. Что приводит к различным деформациям в формировании личности, формированию неадекватной самооценки  и т.д. лишь воспитание в семье,  где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка, приводит к тому, что он вырастает приятным для окружающих его людей.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Эти повреждения могут привести к смерти. Вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии.

Сексуальное насилие, или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости, или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

    Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также  если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также  если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4-х лет.

Психическое (эмоциональное насилие) – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, и др.).

    К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия
  • оскорбление и унижение достоинства ребенка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
  • предъявление к ребенку требований. Не составляющих возрасту и возможностям
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) -  отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

схема жестокого обращения родителей к детям:

тип жестокого обращения

В чем он заключается

«Ребенок – мишень»

Ребенка считают либо слишком пассивным, либо очень активным, и как результат он становится объектом агрессии в семье. Ребенок может быть и объектом излишней любви одного из родителей, если он имеет физические или умственные недостатки.

«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств).

Потеря работы, разлука с любимым и др. ситуации могут вызвать вспышки жестокого поведения.

«Отсутствие навыков отцовства и материнства».

Родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство, и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.

«Необразованный родитель»

Отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики в общении с детьми.

«Модель домашнего насилия»

Жестокое поведение чаще наблюдается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.

«Изоляция от внешнего мира»

Нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и как следствие – потребность в уединении и агрессии на любые попытки его нарушить.

«Семейные стереотипы»

Нарушение их жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушение традиций семьи, этические нарушения и др.)

 Многочисленные исследования показывают, что в результате различных наказаний у ребенка формируются неблагоприятные черты характера и личностные особенности:

  • Такие дети больше подвержены чужому влиянию, у них чаще формируется поведение «вечного протеста», дети, воспитанные в атмосфере зла, вымещают его на других.
  • Родители для такого ребенка становятся отрицательной моделью.
  • Положительные ценности в сознании такого ребенка перерождаются в отрицательные, и наоборот, отрицательные ценности и черты характера могут стать предметом подражания. В результате могут возникнуть нарушенные форм поведения (уход из дома, агрессивность, курение, алкоголизм и др.).  За счет срабатывания механизмов подражания.
  • Постоянные издевательства – моральные и физические – становятся причиной ухода детей из дома.

    Существуют и другие типы семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена постоянным чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.

Рекомендации для родителей по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с ребёнком

  • Наладьте такие взаимоотношения с ребёнком, чтобы он чувствовал себя  с вами уверенно и комфортно
  • Следите за собой, особенно в минуты, когда находитесь под воздействием стресса
  • Если вы расстроены, ребёнок должен знать о вашем состоянии
  • В минуты гнева сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить
  • Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые может вызвать ваш гнев

К некоторым важным событиям ребёнка необходимо готовить заранее. Постарайтесь предусмотреть все нюансы, подготовив ребёнка к предстоящим событиям

Правила подавления агрессивного поведения

  • Несколько раз глубоко вздохнуть, если почувствовал гнев
  • Не давать волю своим действиям, пока медленно не сосчитаешь до 10
  • Представить последствия своего поведения
  • Каждое утро давать себе установку не вступать в конфликты
  • Вечером подводить итоги: хвалить себя за спокойствие, штрафовать за срыв настроения и поведения
  • Закаливание организма (умываться холодной водой)
  • Тренировка воли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КООРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШК...

Агрессивное поведение школьников, его профилактика и коррекция

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...

Причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации.

Статья  позволяет  выявить причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации....

Тревожность, как одна из причин агрессивного поведения депривированных детей.

Если выбирать из детской среды  группу детей,  наиболее подверженных  риску нарушений психического состояния, то вероятно это будут дети, жизнь которых протекает в условиях  эмоцио...

презентация к родительскому собранию "Факторы риска отклоняющегося поведения. Агрессивное поведение"

Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания на тему "Отклоняющееся поведение детей и подростков. Причины. способы преодоления"...

Тренинг "Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение"

Тренинг "Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение"...