Родительское собрание в 1 классе. Тема "Сквернословие"
материал по теме

Лазарева Галина Анатольевна

Родительское собрание на тему "Сквернословие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sob_grubye_slova.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Сквернословие»

      Каждый раз, принимая детей в первый класс, сталкиваюсь с одной и той же проблемой: сквернословие.

      Как говорят лингвисты, в сквернословии детей виновата еще и нынешняя языковая ситуация. Матом не ругаются, им разговаривают. Это стало обычным и распространенным как для детей, так и для многих взрослых.

      Родители на собраниях не поднимают эту тему. Хотя знают, что первый интерес к “запретным” словам часто появляется у малыша еще задолго до школы. Просто удивительно, как умудряется кроха из множества неизвестных и не понятных ему взрослых слов выделить именно “те самые”.

А секрет здесь очень прост. Бранные слова несут в себе огромный заряд всевозможных эмоций. И если кроха случайно услышал неприличное слово в детском саду, на улице, в магазине или в кругу семьи, он интуитивно уловит ту особую интонацию и эмоциональность, с которой слово было произнесено. И не просто уловит, а и постарается запомнить. И не только запомнит, а еще и попробует употребить. В этом нет абсолютно ничего страшного или не нормального. Обычная детская наблюдательность и непосредственность, только и всего. И здесь многое зависит от того, как мы отреагировали на первую неосознанную попытку малыша “примерить” на себя запрещенные слова. А ведь он пока еще не знает, что слова эти запрещенные. Он лишь повторяет нечто звучное, эмоциональное и, бесспорно, сказанное взрослым с явным удовольствием.

Если родители растерялись, расстроились, рассердились или, что еще хуже, принялись ругать и наказывать малыша, он непременно сделает для себя однозначные выводы: что-то здесь не так, нужно с этим разобраться. И разберется, будьте уверены. И станет применять “запрещенные приемы” в тех случаях, когда захочет обратить на себя внимание или “насолить” родителям.

     Поэтому реакция на сквернословие должна быть однозначной, твердой, но совершенно спокойной. Можно удивиться: “У вас что, в садике говорят такие слова?” А дальше объяснить на понятном малышу уровне, что подобные выражения считаются неприличными. Да, они есть, но их не принято употреблять в повседневной речи. Точно так же, как не принято, например, выходить на улицу голым. Думаю, не стоит говорить, что все подобные разговоры действенны лишь в том случае, если грубые слова не принято произносить в кругу семьи.

      В младшем школьном возрасте интерес к бранным словам вспыхивает с новой силой. И это тоже вполне объяснимо. Во-первых, увеличивается круг общения ребёнка. Если раньше взрослые  могли как-то контролировать и отслеживать его контакты, то теперь делать это становится все труднее. А это значит, что у ребенка появляется больше возможности узнать что-нибудь “новенькое” от одноклассников или старших товарищей.

Во-вторых, в этом возрасте и у мальчиков, и у девочек вспыхивает интерес к “запретным” темам, касающимся взаимоотношений полов. Отсюда и всевозможные “ругательные” словечки. Девочки заговорщицки шушукаются на переменах, делясь новыми невероятными (и, чаще всего, далекими от истины) знаниями. Мальчишки ругаются более открыто, бравируя друг перед другом и приводя в ужас и смущение девчонок, ради чего, собственно, все и затевалось.

     И здесь вновь основная воспитательная роль принадлежит нашим доверительным беседам с малышом. Интересуйтесь событиями в школе, побуждайте сына или дочку рассказывать о своих друзьях, играх, разговорах. Если у вас налажен хороший контакт с ребенком, если в семье принято делиться друг с другом радостями и переживаниями, если кроха абсолютно уверен, что на любой его вопрос будет дан правдивый ответ, и что над ним не будут насмехаться то, скорее всего, малыш и сам обратится к вам за разъяснениями. И реакция вновь должна быть абсолютно спокойной и однозначной. Честно ответьте на возможные детские вопросы о деторождении. Или даже сами спровоцируйте подобный разговор.

 Если маленький школьник будет знаком с медицинской терминологией, то потребность в нецензурных выражениях значительно ослабнет или отпадет вовсе. Какими бы занудами не казались мы своим детям, но разговоры о недопустимости сквернословия в повседневной речи нужно заводить снова и снова.

 Есть другие варианты борьбы с этой «вредной» привычкой. Можно побоксировать с диванной подушкой. Подвигаться под громкую музыку, мысленно «расправляясь» с тяжелыми воспоминаниями. Да и у всех нас есть свои способы избавления от плохого настроения, кое-каким можно научить и малыша. Кому-то захочется обратиться к зарубежному опыту. За рубежом детские психологи хорошим методом борьбы с нецензурной бранью детей считают систему штрафов. У нас такие меры особого распространения не получили. Но некоторые родители говорят, что это им помогло. Действовали так. Говорили ребёнку : «Материться плохо, это ты сам знаешь. Кроме того брань — правонарушение, за которое полагается штраф. Чтобы ты не подвергся наказанию в общественном месте, мы сами будем штрафовать тебя. За каждое ругательство из твоих карманных денег будем вычитать определенную сумму. Давай определим ее вместе».

Другой пример.  Один  папа, у которого сын-школьник без удержу ругался с использованием нецензурной лексики, однажды усадил его за стол, дал лист бумаги и попросил написать все непечатные слова, которые тому известны и их значение. Сын растерялся, но просьбу выполнил. После чего папа написал свой список, который оказался раза в три длиннее. “Вот видишь, - сказал он, - я знаю этих слов гораздо больше, чем ты. Но разве я их употребляю?” А затем поговорил с сыном, как с равным, внеся необходимые разъяснения. После этого разговора сын не только стал гораздо меньше ругаться, но и авторитет папы невероятно вырос в его глазах…

Но это следствие. Важно определить причину.

 Причины сквернословия.

     Первая – наследственная. Многие серьёзные учёные полагают, что способ выражения мыслей и чувств генетически обусловлен. Не передаются генетически сами слова и выражения, а способ заложен. Впрочем, с этим можно и не соглашаться, просто то, что обусловлено генетически, неискоренимо. Вторая причина – социальное наследование норм общения, сложившихся в обществе, образа выражения мыслей и чувств. Пока они далеки от совершенства, бороться с ними очень трудно. Третья причина та, что воспитание почти не обращает на это внимания. Школа немало занимается культурой поведения. Но пока ощутимых результатов нет.

    Кроме названных общих причин возникновения детской грубости и дерзости существуют ещё и конкретные: ответ на несправедливое отношение к ним взрослых (необоснованное обвинение во лжи, в неблаговидном поступке, лени). При этом следует различать случаи действительно несправедливого отношения к школьнику от случаев, когда ему только кажется, что к нему относятся несправедливо. Здесь весьма важно рассеять заблуждение, убедить его в том, что претензии к нему справедливы. грубость школьников объясняется и тем, что многие считают это качество признаком силы, мужественности. Дети и особенно подростки стыдятся проявлять мягкость, чуткость, душевную теплоту, которые расценивают как признаки слабости, мягкотелости; грубость, раздражительность, вспыльчивость могут быть следствием недостаточного развития воли, неумения владеть собой, несдержанности, порывистости; грубость и раздражительность могут возникать вследствие переутомления и назойливости взрослых.

     Мы не в состоянии отгородить малышей от окружающего мира со всеми его недостатками. Ребенок пока еще слишком мал, что бы самостоятельно разобраться “что такое хорошо и что такое плохо”. И он впитывает и повторяет все то, что видит и слышит вокруг себя. И наше родительское внушение, наш мощный противовес влиянию мира рано или поздно принесет свои плоды. Проблема сквернословия преодолима. Необходимо лишь школе вместе с родителями бороться со сквернословием школьников, вести целенаправленную и систематическую работу по преодолению грубости и вульгарности у детей, используя все благовидные способы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....