памятка для родителей
консультация (2 класс) по теме

памятка для родителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

• Старайтесь говорить со своим ребенком открыто,  и откровенно на самые деликатные темы.

• Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

• Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

• Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

• НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

• В период полового созревания мальчикам особенно важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

• Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

• Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

• Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

Что влияет на успешность школьника на начальном этапе обучения в средней школе?

1.Формы, содержание и методы организации учебного процесса.

Увеличивается количество предметов и, соответственно, информационный поток, что вызывает перегрузки. Этому, как правило, сопутствуют  обездвиженность, нарушения режима питания, уменьшение времени отдыха, иногда учеба во вторую смену, совпадающая с периодом суточного снижения работоспособности. Все это непосильно даже для хорошо успевающего школьника.

2. Дидактические и методические средства обучения ориентированы, в основном, на учителя, который, хоть и творчески, переносит их на всех учащихся без учета возрастных особенностей развития.

3. Решающее значение в усвоении школьных программ имеют не сами знания и умения, а интеллект, понимаемый здесь как уровень развития познавательной сферы, таких мыслительных функций, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, речевое развитие.

4. Часто к моменту перехода в среднюю школу не сформировано такое важное новообразование возраста, как произвольность (способность управлять своим поведением и деятельностью).

Несформированность интеллекта и произвольности часто является одной из главных причин школьной дезадаптации в этом возрасте. Тем более, что низкие результаты, полученные в начальной школе, с возрастом не корректируются, а лишь усугубляются.

5. Мотивационная сфера. Учебная деятельность младших подростков – это не только деятельность по усвоению знаний и умений. Это еще и способ формирования мотивационно-потребностной сферы ученика. Младший школьный возраст  - возраст становления мотивации учения.

К 5 классу может возникнуть «мотивационный вакуум», т.к. потребность в учении уже удовлетворена. В этот период отмечается угасание интереса к учебе. Уменьшается число учащихся с интересом, увеличивается число тех, кто учится из чувства долга.

По исследованиям психологов, все меньше учеников удовлетворены учебой, оценками, растет ощущение перегруженности, утомления.

6.Влияние отметки и оценки.

По словам английского психолога Р.Бернса, «в течение одного школьного дня ребенок подвергается непрерывной и систематической оценке».

В традиционной школе оцениваются, в основном, успехи в учебе, о которой судят по вербальным проявлениям интеллекта. Учащиеся с плохо развитой речью чувствуют себя вообще ни на что не способными.

7.Эмоциональный фон пребывания в школе.

У девочек уже в начале школьного обучения лучше развита речь и мелкая моторика. Они более послушны и опрятны, более спокойны двигательно. У мальчиков чаще встречается синдром гиперактивности, они более склонны к риску, в силу чего доставляют больше хлопот учителю, чем девочки. Таким образом, эмоциональный фон пребывания в школе более благоприятен у девочек, чем у мальчиков.

8. Отношения учителя с учениками.

Предметники плохо знают учеников,  поэтому не учитывают их индивидуальные особенности.

Ожидания учителя в отношении учеников часто зависят от стереотипов, установок и даже внешности ребенка, т.е. субъективны. В его отношениях с учениками проявляется эгоцентризм – «как он относится ко мне».

Для учеников очень важно первое впечатление от учителя. Существует довольно устойчивая зависимость между манерой поведения учителя на уроке и теми переживаниями, которые испытывает ученик.

9.Чувство взрослости.

Характерной чертой этого возраста становится зарождение чувства взрослости. Однако, претензия подростка на взрослость не признается ни взрослыми, ни сверстниками. Это может формировать чувство неполноценности, которое «коренится в действительной неполноценности лишенного власти младенца, в то время как вся она принадлежит взрослым» (Р.Мэй).

10.Влияние отношений с одноклассниками.

В начальной школе центром всех переживаний школьника был учитель. В средней - все большее значение приобретает общение со сверстниками. Замечено, что эмоциональное самочувствие ребенка в коллективе зависит от его реального положения, но не прямо, а через осознание своего места в нем. Это, в свою очередь, влияет на отношение к учебе и к школе. Коллектив имеет своих лидеров и отвергаемых, причем, часто предпочтения отдаются тем ученикам, которые получают больше положительных подкреплений  от учителя, у которых лучше развита речь и которые могут отстоять и обосновать свою точку зрения.

11.Влияние отношений в семье.

Примерно 75% детей испытывают проблемы, возникающие под влиянием дисгармоничных отношений в семье. Если аномалии семейного воспитания входят в альянс с неконструктивным стилем общения учителя с классом, отклонения в социальном поведении ребенка могут носить необратимый характер.

Переход из начальной школы в среднюю является таким периодом в школьной жизни ребенка, когда, по Выготскому, «происходит резкое изменение его «ситуации социального развития», вызывающее необходимость реконструкции сложившегося адаптивного поведения.

Особенности адаптации пятиклассников

Психолог. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникно­вению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученик в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не со­ответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в бы­стром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информа­тикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, ро­дители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоци­руют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от ин­теллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Итак, рассмотрим проблемы школьной адаптации. (По мере формулирования проблемы психолог или классный руководитель делает запись на школьной доске или листе ватмана.)

 

Камень 1:изменение условий обучения

Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного Учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс (например, гимназический). Тогда ко всему вы­шесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.

Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто, Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволну­ешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.

Камень 2: изменение требований

Период адаптации еще усложняет рассогласованность требова­ний разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.

Чем можно помочь?

Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни где «многотребовательность» в порядке вещей.

Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий.

 

 

Камень 3: отсутствие контроля

Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера, быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживалось выполнение всех заданий всеми уче­никами. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся из разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны, появляется некоторая «безнадзор­ность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведе­нием ребенка на всех переменах. Не организовывает в полной мере Досуг после уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил.

Чем можно помочь?

Такое отношение к ребенку, по понятным причинам, может обидеть вас, дорогие родители. «Как же так, - скажете вы, - ведь надо искать индивидуальный подход ко всем ученикам в классе!» Конечно, я истины в этом есть, и учителя прилагают максимум усилий. Но про этот подход не находится. А во-вторых, опять-таки найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых, где есть требования выполнения определенной работы, но при этом начальство часто не учитывает индивидуальность работника. Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хочет свободы - вот ему и пробный шар. Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.

Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).

Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Камень 4: пробелы в знаниях

За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходок учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

Чем можно помочь?

Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичны? Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение, почему именно эти вычисления применяет при выполнений определенных задач.

Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости все равно остается, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания Ведь и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали - все это поможет разбору и усвоению материала. Развитие этих психических процессов лучше всего пойдет в играх, потому что в игре появляется более сильная мотивация, чем в учебной деятельности. Потом закрепленные навыки перенесутся у учебную ситуацию.

Завершая рассказ об адаптации к средней школе, хотелось бы отметить следующее: продолжительная школьная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т. д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"

Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....