Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка
материал по теме

Доклад на общешкольном родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_obshcheshkolnom_sobranii_.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка

  • Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую, творческую деятельность. Она вводит ребенка в общество, именно в нем он получает социальное воспитание. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
  • Проблема отношений родителей и детей сложная и парадоксальная. Сложность ее в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
  • Семья в современных условиях не всегда может выйти из жизненных ситуаций самостоятельно. Она живет и развивается благодаря действию глубинных психологических механизмов и законов. Знание этих законов, «тайных пружин жизни семьи» позволяет педагогу ясно понять происходящее в семейном пространстве и помочь любому типу семьи сделать шаг на пути к гармонии и целостности.

Социальная основа сотрудничества семьи и школы в воспитании детей заключается в том, чтобы действительно цели школы совпадали с целями, которые ставятся родителями.

  • Общие задачи воспитания должны объединить два образовательных – воспитательных института – сельскую семью и школу, которые создают воспитывающую среду.
  • Сельская семья должна рассматриваться школой, как один из наиболее значимых факторов, активно и успешно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.

Такая позиция школы тесно связана с определением и конкретным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ребенка, как субъекта семейно — воспитательных отношений. От этого зависит понимание ученика как индивидуальности, что позволят учесть его особенности, наклонности, а также подобрать пути и средства воспитания.

  • Семья — это педагогический фундамент. Воспитательная функция идет вслед за репродуктивной. Семью следует понимать и оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе созидательной идеи, гуманности, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, чтобы он потом полностью смог себя реализовать в течение своей жизни.
  • Для того чтобы воспитать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами, но еще важнее уметь общаться с детьми, добиваться взаимопонимания и доверия, а все это можно добиться только при сотрудничестве семьи, школы.
  • Таким образом, для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитании необходимо, чтобы родители были активными участниками педагогического процесса, понимали его необходимость, умели анализировать деятельность и поведение своих детей. Разумная система изысканий и положительное стимулирование - путь к успеху. Педагоги должны знакомить родителей с программой учебно - воспитательного процесса, обогащать психолого - педагогическими знаниями, одобрять и поддерживать родителей при участии их в жизни школы.
  • Идеалом семьи, школы и общества является всесторонне развитый человек - образованный, физически и нравственно здоровый, закаленный, приносящий пользу и умеющий реализовать своё мастерство, умения.
  • А. С Макаренко писал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает одна как следует, нельзя. Мы должны организовать семейное воспитание и организационным началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания».

С этих позиций и определяются основные пути сотрудничеству учителей школы с семьей:

 - Регулярное разностороннее педагогическое просвещение родителей;

- Привлечение родителей к активному и творческому участию в учебно-воспитательном процессе;

 - Сотрудничество учителей—предметников с родителями;

 - Отбор и обобщение лучших методов семейного воспитания.

  • При поведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы: малочисленность семьи, воспитание одного ребенка, утрачивание семейных традиций, дефицит общения родителей с детьми.
  • В практической работе с семьей и родителями мы - педагоги используем коллективные и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные формы работы - это беседы, лекции, конференции, консультации, посещение семей родительские чтения и вечера.
  • Налаживание с родителями положительных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, изучив ситуацию или проблему, заранее продумывает ход беседы, варианты ответов. Большая целенаправленная работа заключается в том, что, направляя поток воздействия родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутренних отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры.

Сотрудничество семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.

  • Школа ставит перед собой много задач:

воспитательные, учебные и просветительские. Школа и социальный педагог должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни. Попробуем выяснить и четко усвоить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.

  • Если:

 Ребенка постоянно критикуют -  он учится ненавидеть.

 Ребенка высмеивают -  он становится замкнутым.

 Ребенка хвалят и одобряют - он учится быть благодарным.

Ребенка поддерживают -  он учится ценить себя.

 Ребенок растет в упреках -  он учится жить с чувством вины.

 Ребенок растет в атмосфере терпимости -  он учится понимать других.

 Ребенок растет в честности -  он учится быть справедливым.

 Ребенок растет в безопасности -  он учится верить в людей.

 Ребенок живет во вражде -  он учится быть агрессивным.

 Ребенок живет в понимании и дружелюбие -  он учится находить людей в этом мире.

  • Эти советы возникли у меня на базе жизненных и практических наблюдений, осмысления педагогической практики.
  • Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок должен усвоить этот закон.
  • Каждый человек всю жизнь проводит в семье.
  •  Сначала в родительской, потом в собственной, затем возможно в семье своих детей.
  •  Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности и заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: « мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира и благополучия в семье. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. Воспитание ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность.
  • В настоящее время роль педагога становится более значимой, так как численность детей «трудного поведения» растет, а эффективности педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через четко спланированную работу с родителями.
  • А рецептом воздействия на семью в социуме, в целях повышения ее роли в социализации ребёнка является педагогическая работа.
  • Сельский педагог должен своевременно и качественно оказывать помощь семьям, выявлять причины отклонений в семейном воспитании и устранять их в тесном контакте с педагогическим коллективом. В образовательном учреждении дети приобретают общественные и учебные навыки, интеллектуально и эмоционально развиваются. Приобретение ребенком общественных и учебных навыков — вот поле сотрудничества школы и семьи, а фундамент его интеллектуального и эмоционального развития.

Мы учителя, родители и общественность, должны объединить усилия в воспитании доброго, убежденного человека. При этом всегда нужно помнить слова А.С. Макаренко: «Ребенок – это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь не сравнено богаче взрослой». И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый, надёжный – учитель, родитель, наставник.

Тюлячинская средняя школа

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Сотрудничество семьи и школы в развитии личности ребенка»

Выступление на общешкольном родительском собрании

Выполнила учительница начальных классов Кошкина Э.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и школа в формировании личности ребенка.

Семья для ребенка - это не только место его рожднения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи. Школа может помочь родителям пр...

Презентация "Семья и школа в формировании личности ребенка"

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, т...

Презентация "Сотрудничество семьи и школы в развитии личностных УУД младших школьников"

Как гласит старинная поговорка, человеческое счастье состоит из двух составляющих – у кого родиться и у кого учиться. При этом важно, насколько данные составляющие гармонично взаимодействуют между соб...

Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...

взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка

выступление на педагогическом совете...

Роль семьи и школы в воспитании личности ребенка

Общеизвестно, что семья и окружение важно и влияет на развитие личности. Мы не можем избежать влияния генов на личность, потому что он встроен в нас, но мы можем попробовать преодолеть некоторое генет...

Влияние семьи на культурно-нравственное развитие личности ребенка

Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Актуальность обусловлена тем, что семья является главным институтом воспитания.  То, что ребенок в детские годы преобретает в ...