«Влияние родительских отношений на проявление тревожности и страхов у детей дошкольного возраста»
консультация по теме

Третьякова Светлана Николаевна

Родительское собрание в подготовительной группе предшколы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родит. собрание «Влияние родительских отношений на проявление тревожности и страхов у детей дошкольного возраста»

Цель:

* способствовать сплочению родительского коллектива.

*создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений;

*помочь родителям проанализировать своё родительское поведение.

Ход:

Настроиться на работу, нам поможет игровая разминка.

1. Задание «Продолжи фразу»

Цель: создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Раздаются карточки с фразами, которые надо продолжить.

1) Когда я вспоминаю свое детство, то я думаю, что оно было… .

2) Семья –это… .

3) Традицией нашей семьи было….

4) Я ищу в семье… .

5) Мне кажется, что счастливая семья – это….

6) Я горжусь тем, что я…

7) По моему мнению, воспитанием моего ребенка должны заниматься….

8) Для меня, моя семья-это… .

9) Любимое занятие и отдых в моей семье-это… .

10) Ответственность за воспитание ребенка должны нести….

11) Я часто боюсь …

12) Когда я чего то боюсь, то у меня…

13) Любимая игра моего ребенка – это … .

14) Если ребенок просит поиграть с ним, то …

15) Детская игрушка должна быть …

2. Разберем позиции родителей.

П. Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными. (кумир семьи)

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4. Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5. Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6. Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру.

А. Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него родителями: “кумир семьи”, “мамино сокровище”, “паинька”, “болезненный ребёнок”, “ужасный ребёнок”, “Золушка”

Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека, невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности и страхов у ребенка.

Что же такое страх? Это такая же эмоция, как радость, грусть и т. д.

Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства

Уважаемые родители, преследуют ли вас страхи? Ведь страх, тревога - это такие же проявления эмоции, как радость, восхищение, удивление. В последнее время психологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми мы не можем справиться. В отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя выяснить причины появления, могут исчезнуть бесследно.

Сегодня мы вместе попробуем выявить причины появления страха у детей и подумаем, как можно помочь ребёнку избавиться от уже существующих страхов и предотвратить появление новых.

Как вы считаете, что может вызвать чувство страха у детей.

Психолог записывает ответы родителей на доске, формулируя их в виде тезисов.

Возможные варианты причин появления детских страхов:

1. Наличие страхов у родителей. Страхи взрослых очень часть передаются детям. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, причём большинство страхов передаётся детям неосознанно.

2. Тревожность в отношениях с ребёнком. Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её.

3. Чрезмерное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками.

4. Большое количество запретов со стороны одного родителя и полное предоставление свободы ребёнку другим родителем.

5. Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье. Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, т. к. такие дети чаще всего становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся воспитать "гения". В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.

7. Конфликтные отношения между родителями. Психологи отмечают, что дети младшего школьного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей, причём именно дети в возрасте 6-7 лет чаще реагируют появлением страхов на конфликт родителей.

8. Одиночество, боль вызывают страх.

9. Эмоциональная чувствительность, впечатлительность. Таки дети очень ранимы и уязвимы, всё принимают близко к сердцу и легко расстраиваются. Они чаще всего неспособны к агрессивным ответам, "всё держат в себе", не выражая своих чувств и переживаний.

10. Поступление в школу. Это серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования.

Дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, девиантному поведению, эмоциональным нарушениям личности (агрессивность, замкнутость, неуверенность, негативизм, упрямство, жестокость, конфликтность, неуступчивость)

Портрет тревожного ребенка.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Повышение самооценки

*Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей.

*Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь, причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

*Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх, как: "Комплименты", "Я дарю тебе. ", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей".

Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации.

*При работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт.

* Полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

*Раскрашивание лица старыми мамиными помадами.

*Импровизированный маскарад, принесет тревожному ребёнку еще больше удовольствия.

Обучение детей умению управлять своим поведением

*Если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

*Желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях.

*Предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, только для них.

*Нельзя сравнивать детей друг с другом. Желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других.

*Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз о уровня ваших глаз.

*Совместное сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх.

*Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка.

*Тревожные дети боятся двигаться, в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить сильный страх, волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

3. Рассматривание педагогических ситуаций

Цель: родители, заслушав ситуацию должны определить какой стиль родительского воспитания присутствует в данном случае.

1. Родители постоянно жалуются на своего ребенка как на "бандита", заявляют, что не знают, что с ним делать. Но в то же время не принимают никаких советов и жалуясь, лишь показывают окружающим нестандартность ребенка, свою обеспокоенность его поведением, но в глубине души нередко удовлетворены и горды "проделками сорванца".

2. Родители стремятся "знать о ребенке все", не оставляя ему ничего сугубо личного, тайного, сокровенного, докучая советами в делах, которые должен решать сам ребенок. (опека)

3. Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и удовлетворяются (кумир)

4. Родители понимают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.

5. Ребенок находится под контролем, много запретов, на ребенка возлагаются работа по дому, воспитание младших сестер или братьев, ограничение в еде, игрушках. (Золушка)

Рефлексия.

Дорогие родители! Очень хотелось бы, чтобы этот разговор как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Вы все любите своих детей, но умеете ли вы проявлять свою любовь, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения?