Система воспитательной работы в школе
классный час (3 класс) по теме

Зайцева Наталья Васильевна

Система воспитательной работы в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2222.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы в школе.

       Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания воспитательной деятельности школы, в которой должны быть созданы условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

       Для того чтобы школа могла обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности, в ней должна существовать система воспитательной работы.

        Система воспитательной работы – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов школьного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

         Построение системы воспитательной работы является не только желанием педагогического коллектива, но и объективной необходимостью. И эта система должна содержать такие эффективные формы и методы, которые позволяют создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. А это позволяют сделать следующие виды деятельности: познавательная, игровая, спортивная, творческая, коммуникативная, досуговая.

         Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы начинается с постановки цели и определению задач, посредством которых намечается достижение цели.

         Следующим этапом является составление плана – программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы обучающиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.

         Критериями эффективности процесса воспитания является ценностное отношение к человеку, познанию, творчеству, нравственности.

         В нашей школе система воспитательной работы строится по следующим направлениям:

- интеллектуально-познавательная деятельность;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- экологическое воспитание;

- спортивно-оздоровительная работа;

- художественно – эстетическое воспитание;

- трудовое воспитание;

- ученическое самоуправление;

- работа с родителями.

        Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Большое внимание этому вопросу уделяет музей Боевой Славы – центр патриотического воспитания школьников. Учащиеся принимают участие во всех  школьных и муниципальных мероприятиях: Вахта Памяти, митинги, конкурсы патриотической направленности. В школьном музее систематически проводятся экскурсии и уроки мужества. Учащиеся поддерживают связи с ветеранами Великой Отечественной войны, постоянно ведут шефскую работу по оказанию помощи ветеранам войны, вдовам и труженикам тыла. Традиционными стали «Голубые огоньки», проводимые в канун Дня Победы.

        Другим приоритетным направлением воспитательной работы является экологическое направление, которое осуществляется через интеграцию «Экологии» с другими предметами, а также через работу кружка «Юный эколог» и внеклассную работу. Обучающиеся школы принимают активное участие в различных конференциях, конкурсах плакатов и рисунков экологической направленности и занимают призовые места.

      Спортивно-оздоровительная работа осуществляется через работу секций, соревнования, классные часы. Наши воспитанники занимаются в спортивных секциях, проводимых в школе, посещают секции в ДТДиМ, спортивную школу. Школьные команды принимают участие во всех спортивных соревнованиях и занимают призовые места. В школе проводятся классные часы, конкурсы, соревнования, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

      Художественно-эстетическое воспитание осуществляется через уроки музыки, изобразительного искусства, а также через внеклассную работу и работу кружка «Мастер изображения». К праздникам и внеклассным мероприятиям дети готовят концерты. На высоком художественно-эстетическом уровне проходят школьные мероприятия: день знаний, осенний бал, новогодние праздники, праздничные программы, посвященные Дню учителя, и Международному женскому дню. Обучающиеся школы принимают участие в музыкальных и художественных конкурсах и занимают призовые места.

      Обучающиеся школы посещают выставки, которые организуются в городском музее, в художественной школе, а также в школе искусств.

     Системный и деятельностный подход  диктует необходимость выйти за рамки школы, поэтому в систему воспитательной работы входит работа с учреждениями дополнительного образования другими учреждениями. Школа сотрудничает с ДТДиМ, детской библиотекой, школой искусств, городским музеем, инспекцией по делам несовершеннолетних, ГИБДД, спортивной школой, советом ветеранов, центральной районной больницей, кинотеатром «Заря».

     При построении системы воспитательной работы необходимо помнить  о взаимодействии школы и семьи, цель которого привлечь родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания. Для того чтобы сотрудничество учителей и родителей проходило на более высоком уровне и давало хорошие результаты, каждому классному руководителю рекомендуется составить социально-демографический паспорт семей, изучить внутрисемейные отношения, воспитательную позицию и уровень педагогической культуры родителей. Владение этими данными позволит установить оптимальные взаимоотношения с родителями и шире привлекать их к жизни школы и класса.

     Именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми - своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто разобщает поколения, не находящие общий язык. А появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями необходимо отводить значительное место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае необходимо использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьер между семьей и школой.

     При работе с родителями можно выделить 3 следующие задачи:

  1. Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе;
  2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания;
  3. Способствовать повышению роли и значения семьи в воспитании детей.

     При построении системы воспитательной работы классному руководителю необходимо помнить о систематическом общении с педагогами, работающих в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся.

     Большая роль в создании благоприятной воспитательной среды отводится психологической службе школы. По просьбе классного руководителя психолог школы работает с учащимися и предоставляет ему аналитический отчет  о психологическом климате в классе.

     Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, необходимо проводить различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу.

     На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением следует понимать совместную деятельность обучающихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и совместной деятельностью. Главной задачей самоуправления является привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления лучше брать Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов лучше проводить общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – президент класса и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности.

     Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:

Общее собрание (классное)

-  планирует работу в классе:

-  подводит итоги работы:

-  распределяет поручения между творческими группами.

Творческие группы:

-  дисциплины и порядка (организуют дежурство по школе и в классе);

-  школьный пресс-центр;

- организаторы интересных дел.

     Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняет в течение какого-то периода индивидуальное задание. Затем задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя  в различных ролях.

     Содержание воспитательной работы в школе (в классе) разрабатывается на основе

-  комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;

-  данных мониторинга достигнутого уровня сформированности коллектива и творческого развития личности;

-  учета возрастных особенностей учащихся;

-  изучения индивидуальных и  интересов и потребностей учащихся;

- коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе жизнедеятельности коллектива.

     Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципам:

- сохранения и отработки всех удачных, эффективных моментов;

- учета и анализа неудачного опыта, внесения коррективов;

- поиска нового или варьирования уже знакомого, хорошо известного.

     Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя,  деятельность которого многообразна, круг обязанностей очень широк.

Реализация поставленных целей и задач предъявляет к классному руководителю целый комплекс высоких профессиональных требований. Воспитатель профессионал должен:

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности;

-  создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для реализации их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива;

-  способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание «ситуации успеха»;

- способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно значимой деятельности.

     В своей деятельности классные руководители должны использовать основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе.

Ребенок – субъект собственной жизни.

Педагогу – воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведет ( в  большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребенок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно. Что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.

Каждый ребенок талантлив.

Исходя из этого чрезвычайно важного принципа. Необходимо помочь каждому ребенку найти себя, проявить, развить свои способности.

 

Ситуация «успеха» - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию.

Успех порождает дальнейший успех. А неудача (очень часто)  не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребенку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.

Принцип толерантности.

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов,  принятых человечеством, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на  признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды. Принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и  моде, к людям и окружающему миру.

Принцип создания воспитывающей среды.

Создание воспитывающей среды – очень сложная проблема. Этот принцип предлагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания. Взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа:  развитие детского самоуправления, а также инициативы и  самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений «ответственной зависимости». Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение.

Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального развития каждого ученика, интересов всех детей к самым различным видам деятельности. То есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так  и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

     Для каждого руководителя и всего педагогического коллектива в целом очень важно объективно оценивать результаты своей работы. Сделать это профессионально грамотно. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности следует ориентироваться на следующий ряд критериев:

- возрастающая упорядоченность жизнедеятельности школьного (классного) коллектива;

- взросление  (классного) коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.

- общий устойчивый эмоционально-психологическтий климат в  классе (в школе);

- социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;

- повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;

- активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях, а школы в муниципальных воспитательных мероприятиях;

- степень вовлечения родителей учащихся в дела  классного коллектива;

- сознательный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

     Таким образом, система воспитательной работы – это управление процессом развития личности и строится она  исходя из социального состава учащихся. Микросреды, сложившихся традиций и возможностей школы. Также это динамическая система, изменяющаяся со временем, так как приходится учитывать возрастные изменения детей, изменения , происходящие в жизни класса, школы, общества.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Данная система воспитательной работы позволит классному руководителю комплексно подойти к построению всей воспитательной работы в классе....

Совершенствование системы воспитательной работы через использование проектной методики. Педагогический проект "Мама, папа, школа, я - вместе дружная семья.

Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности....

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Воспитательная система класса - это способ организа­ции жизнедеятельности и воспитания членов классного со­общества, представляющий собой целостную и упорядо­ченную совокупность взаимодействующих комп...

Система воспитательной работы в начальной школе

Исходя из цели воспитательной работы школы , анализа воспитательной работы за прошлые учебные года, учитывая психологические особенности учащихся, мною была взята и реализуется воспитательная пр...

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...