Доклад "Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы как средство повышения воспитанности школьников"
статья на тему

Доклад подготовлен для выступления на ШМО учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

                                                                       «Инновационные технологии

 в системе воспитательной работы школы

 как средство повышения воспитанности

школьников»

                                                                 Подготовила:  Сорокина М. А.,

                                                   учитель начальных классов

                                                   МБОУ "СОШ с. Свердлово

                                                   Калининского района"

2014 – 2015 уч. год

                                                                                    

  …Творчество есть необходимое условие существования,

                  и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

хоть йота нового, обязано своим происхождением

                                             творческому процессу человека…  

        Л.С.Выготский

Глобальный вызов,  брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России,  делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. Приоритетная роль отводится воспитанию, цель которого – воспитание ученика, востребованного современным обществом.

Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной школе.

Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий: Интернет-технологий, технологий электронной почты, компьютерных обучающих программ, Web-технологий, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексий как метод самопознания и самооценки, тренинговых технологий, технологий воспитания с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение внеклассных мероприятий без использования  ИКТ.

Направления, формы, методы внеклассной работы, как одного из видов воспитательной работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеклассная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В процессе многоплановой воспитательной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Решить эти задачи помогут современные воспитательные технологии:

  • технология проектного обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  •  здоровьесберегающая технология;
  • технология учебной деловой игры;
  • технология развития критического мышления;
  • технология КТД   И.П. Иванова;
  • технология проведения учебных дискуссий;
  • Тьюторство – технология педагогической поддержки;
  • технология создания ситуации успеха;
  • шоу-технологии;
  • ситуативные технологии.

В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.

Технология КТД (коллективного творческого дела) И.П. Иванова. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Законы КТД:

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нём;
  • свобода выбора форм деятельности;
  • содружество взрослых и детей;
  • развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

         29 декабря 2014 года в 1 классе был организован и проведен праздник «Прощание с букварем». В нем приняли участие все учащиеся. Для организации праздника требовалось написать сценарий. Помог в этом метод проектов. Ребята в течение двух недель искали интересные материалы в виде детских песен, стихотворений, сценок, загадок. Вместе с детьми был составлен сценарий, распределены роли, ответственные за оформление доски. Уже в ходе подготовки к празднику у ребят появилось чувство ответственности за проведение данного мероприятия. После проведения праздника ребята, вместе с родителями, подвели итоги своей работы. В целом все остались довольны и подготовкой и проведённым праздником.

        В работе классного руководителя часто возникают сложности, связанные с непредвиденными в ходе планирования ситуациями, которые требуют незамедлительного решения. В этом случае использую ситуативные технологии. Это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.

Например, ситуативный классный час может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия.

        Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:

  • осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;
  • наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;
  • рефлексия всего события;
  • свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;
  • обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» с социальными нормами;
  • мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу

Воспитатель специально выстраивает  «ситуацию анализа очередной ссоры»:

  • задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
  • даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
  • выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
  • обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

      Разбор ситуаций помогает учащимся прогнозировать свои поступки и действия другой стороны, помогает избежать возможных конфликтов, а при их возникновении искать пути выхода из конфликта.

Детям можно предложить ролевую игру. Один из учеников выполняет роль учителя, другой — виновника конфликта, остальные — очевидцев. Причём, виновник конфликта – это ученик, не являющийся таковым на самом деле. Мы разыгрываем ситуацию, сложившуюся на уроке или на перемене, и каждый участник высказывает своё мнение по поводу поведения той или иной стороны. Ищем выход и альтернативное поведение. Далее оцениваем своё поведение в данной ситуации. Такая работа на классных часах помогает увидеть себя со стороны, проанализировать своё поведение объективно, услышать мнения товарищей.

      На классных часах  применяю тренинги общения, имеющие цель – создание у ребят средствами групповой практической работы опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).

    Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, развитие каких-либо личностных качеств.

      Например, в начальных классах уместно проводить тренинг на развитие коммуникативных навыков общения. Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.  Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

       Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – ещё одно направление работы классного руководителя.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. 

С профилактической целью провожу классные часы, направленные на воспитание негативного отношения к курению и употреблению спиртных напитков, так как нередки случаи, когда свой первый отрицательный опыт дети получают именно на  ступени обучения в начальных классах.

       Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ называют интерактивной, так как она обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Эту технологию можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания.

 Технология очень помогает при составлении сценариев к классным праздникам, при подготовке к школьным мероприятиям, когда каждый класс получает своё задание.

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления

Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...

«Технология индивидуально - групповой работы как средство повышения мотивации и эффективности обучения на уроках в начальной школе.

Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем - это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с уч...

Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний.

В статье представлены виды неуспеваемости, причины и приёмы, которые направлены на то, чтобы помочь учащемуся преодолеть струдности в обучении....

Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ

Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ...