Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления
методическая разработка по теме

Правдина Елена Анатольевна

Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный"

 

Тезисы

Конспекта проведения мастер-класса

Направление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:

Тема: «Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления»

Цель: познакомить коллег с методикой работы с использованием технологии развития критического мышления.

 

1.     Беседа с участниками мастер-класса об используемых формах воспитательной  работы ко дню Победы.

(На доске записываются различные виды и формы работ в этом направлении, которыми пользуются педагоги).

2.     Постановка проблемы: как заинтересовать детей, как сделать так, что бы они начали задумываться, пропустили информацию через своё сердце, а не просто выслушали очередную информацию.

    3. Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Существует три фазы в технологии развития критического мышления.

1.     Вызов

2.     Осмысление

3.     Рефлексия

На конкретном примере мне хотелось бы познакомить коллег  с тремя этапами в технологии развития критического мышления.

     4.  Из опыта работы с классом.

      5. Рефлексия. (Сделать выводы по проведённому мастер-классу)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_master-klassa_skk.doc51 КБ
Microsoft Office document icon vernye_i_nevernye_utverzhdeniya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения мастер-класса

Тема: «Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся: система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления»

  1. Представление
  2. Беседа с участниками мастер-класса об используемых формах работы.

Мне хотелось бы услышать от вас какие виды и формы  работ вы используете в воспитательной работе ко дню Победы.

(На доске записываются различные виды и формы работ в этом направлении, которыми пользуются педагоги).

Вы легко называете традиционные формы работы. Вы все их знаете.

Но как же сделать так, чтобы Праздник Победы в Великой отечественной войне не превратился в очередной календарный праздник. Люди стали более эгоистичны, что бы уйти от этого.  Надо сопереживать, помнить на чувственном уровне.

Основная цель работы – вызвать чувство сострадания, сопричастности, выработка осознанной гражданской позиции, развитие чувства гуманизма, милосердия.

     3.Постановка проблемы.

Сейчас идёт большой поток информации на детей. И не всегда эта информация правдива.

Родина, Родители, Родственники, Родник, наРОД - это же слова одного корня.
         Увы, всё чаще подменяется понятие "Родина" другим - "Страна". Но ведь страна - это всего лишь место проживания. Понятие же Родина - гораздо глубже и значимей.
        Беда в том, что после многих лет "железного занавеса" Россия стремится присоединиться к "мировому сообществу", "догнать" его, "сравняться".

Наши прадеды, деды, отцы защищали Родину, СВОЮ ЗЕМЛЮ с оружием в руках. И в случае ОТКРЫТОЙ агрессии наверное  найдётся немало защитников. В открытом противостоянии Россию победить невозможно. Вот и идёт захват иными методами, подменяется понятие Родина и Страна.

Во время сегодняшнего мастер-класса мне хотелось бы, чтобы мы с вами обменялись опытом. Поскольку, естественно, такое событие как Победа в ВОВ в мае обойти стороной  невозможно. И уже начиная с первого класса учителя рассказывают об этом празднике, проводят различные мероприятия на эту тему.

Совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо знать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.
             Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как "какое-то там воспитание" или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли.

Большая ответственность лежит, на мой взгляд, на школе, учителях.

Именно мы должны донести до детей правдивую информацию.

В этом году мои дети перешли в 5 класс. И передо мною встала проблема: как заинтересовать их, как сделать так, что бы они начали задумываться, пропустили информацию через своё сердце, а не просто выслушали очередную информацию.

      4.Технология развития критического мышления.

-А как вы считаете с чего необходимо начать работу?

Я  очень долго думала и решила: работу стоит начать с того, чтобы заинтересовать детей, чтобы им самим захотелось узнать больше. Для этого я хочу вам предложить следующую форму работы.

Существует технология развития критического мышления.

Технология РКМП разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной и воспитательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Существует три фазы в технологии развития критического мышления.

  1. Вызов
  2. Осмысление
  3. Рефлексия

На конкретном примере мне хотелось бы вас познакомить  с тремя этапами в технологии развития критического мышления.

     5.Из опыта работы с классом.

После использования ТРКМ я сразу провела беседу с детьми, заинтересовались ли они. Я видела, что многим детям захотелось узнать больше. В ходе беседы выяснили, что дети хотят съездить в город Санкт-Петербург. Во время поездки мы посетили музей блокады Ленинграда и Пискарёвское мемориальное кладбище. Дети очень заинтересовались этой темой. После возвращения в Москву мои дети самостоятельно выпустили газету, составили слайд-шоу и решили со своим рассказом выступить перед учащимися 1-3 классов(провести классный час). Затем дети предложили, что надо съездить ещё по местам боёв. И мы решили на весенних каникулах съездить по маршруту Москва-Минск-Брест-Москва. Сейчас работа не останавливается. Ребята узнают в семьях о своих прадедушках и прабабушках – участниках ВОВ. У одной ученицы – Дашковой Александры - прабабушка пережила блокаду Ленинграда. Сейчас мы шефствуем над ветераном ВОВ, которая живёт рядом с нашей школой. Это Морцева Лидия Ивановна.

-Как вы думаете, как же можно проверить, достигла наша работа поставленных целей? Я решила дать детям задание написать эссе на тему: «Что нужно сделать, чтобы никогда и нигде не было войны?»

                 Вот некоторые работы.

                Мне хотелось бы зачитать отрывки из их сочинений.

        «Я считаю, что надо расширять движение миротворцев среди детей и подростков. В скором времени именно юные миротворцы будут продолжать спасать наш мир от войны и сеять дружбу на земле.»

«Людям, чтобы выжить. Нужны не танки, боевые корабли и оружие. А доброта, отзывчивость и взаимопонимание. И, чтобы объяснить им это, не жаль потратить свою жизнь.»

«Любовь, дружба и доброта смогут одержать Победу над злостью и жестокостью. Каждый человек должен любить и уважать другого человека, быть добрым и отзывчивым. И все люди Земли должны сказать себе: Мы выбираем мир! Нет войне!»

      6. Рефлексия.

                Скажите, есть ли у вас вопросы?

Мастер-класс мне хотелось бы закончить притчей.

Притча «Строительство храма»

Один человек идёт мимо стройки. И спрашивает одного рабочего:

«Что ты делаешь?» Рабочий отвечает: «Землю копаю». Прохожий спрашивает второго рабочего: «А ты что делаешь?» Второй рабочий отвечает: «Я кирпичи вожу». Тогда прохожий спрашивает третьего рабочего: «А ты что делаешь?». Третий рабочий отвечает: «А я храм строю».

Какой смысл в этой притче? Как вы считаете?

Основная мысль -  что можно заниматься одним делом, но по разному к этому делу  относиться. Очень бы хотелось, чтобы дети правильно относились к тем событиям, которые произошли почти 70 лет тому назад.

        Я нашла для себя технологию работы, с которой я вас познакомила. Эта технология помогла мне заинтересовать детей, и считаю, что и вам поможет.

        

        

  • Экспедиции, экскурсии  по местам боевой славы.
  • Выпуск  школьной газеты, журнала,
  • Соревнования, состязания
  • создание проектов
  •  конкурсы  патриотической направленности.
  • Встреча с ветеранами
  • Классный час
  • Просмотр фильмов и чтение книг о ВОВ
  • Беседы
  • Поисковая работа
  • Эссе
  • Составление слайд-шоу
  • Шефская работа
  • анкетирование



Предварительный просмотр:

Верные и неверные утверждения

До чтения

(слушания)

После чтения

(слушания)

  1. Вторая мировая война началась 22 июня 1941 года.
  2. Польша – первая страна, на которую напала армия Гитлера.
  3. Фашисты стали называть войну против СССР молниеносной.
  4. На начало войны было следующее соотношение самолётов

Немцы-1390, советские войска-680

  1. За неспособность взять Брестскую крепость майора Крюгера расстреляли.
  2. Первая крупная победа советских войск – Сталинградская битва.
  3. Через три месяца после начала войны немцы уже подступили к Москве.
  4. В сентябре 1941 года немцам удалось взять Ленинград в кольцо блокады.
  5. 700 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда.
  6. Во время второй мировой войны ученые Третьего рейха практически довели до конца разработку мощного варианта наркотика.

Верные и неверные утверждения

До чтения

(слушания)

После чтения

(слушания)

  1. Вторая мировая война началась 22 июня 1941 года.
  2. Польша – первая страна, на которую напала армия Гитлера.
  3. Фашисты стали называть войну против СССР молниеносной.
  4. На начало войны было следующее соотношение самолётов

Немцы-1390, советские войска-680

  1. За неспособность взять Брестскую крепость майора Крюгера расстреляли.
  2. Первая крупная победа советских войск – Сталинградская битва.
  3. Через три месяца после начала войны немцы уже подступили к Москве.
  4. В сентябре 1941 года немцам удалось взять Ленинград в кольцо блокады.
  5. 700 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда.
  6. Во время второй мировой войны ученые Третьего рейха практически довели до конца разработку мощного варианта наркотика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления как инструмент для формирования УУД

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных...

«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?         Эти вопросы ежедн...

Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на курсе литературного чтения

Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на курсе литературного чтения...

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...