Интеллектуальное развитиена уроках русского языка.
материал (2 класс)

Яруллина Валентина Ивановна

Игровые моменты на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей

младших школьников

на уроках русского языка

Содержание

1.Актуальность темы, цели и задачи……..………………………………………………… 3

2. Теоретическая направленность интеллектуального развития младших школьников.

2.1. Особенности восприятия у детей младшего      школьного возраста….. ……………... 7

2.2. Особенности внимания у детей младших школьников…………….…………………..   8

2.3. Особенности памяти у детей младшего  школьного возраста…………………………  9

2.4. Особенности мышления детей  младшего школьного возраста.....…………………… 11

3. Практическая направленность интеллектуального развития младших школьников на уроке.

       3.1. Постановка развивающих целей урока…………………………............................  12

       3.2. Развивающий аспект урока………………………………..………………………   13

       3.3. Организация процесса обучения русскому языку.

              Принципы  подхода…………………………………………………………………  14

       3.4. Линия развития интеллектуальных способностей ребенка…….……………….  15

       3.5. Основные логические приемы формирования понятий на уроках  

               русского языка……………………………………………………………………   17

       3.6. Тематический комплекс упражнений по формированию приемов  

              мыслительной деятельности на уроках русского языка ………………..............  19

       3.7. Разработки уроков по русскому языку с учетом интеллектуального  развития...20

4. Диагностика развития личности  младшего школьника

4.1. Результаты диагностики интеллектуального развития учащихся…………………...   21

4.2. Результаты диагностики образовательного процесса……………………………….    22

5. Заключение……………………………………………………………… …………….    22

6. Приложение……………………………………………………………………………     23

Актуальность темы, цели и задачи.

        Современные жизненные условия, в которые поставлено общество и, в том числе, школа, выдвигают свои требования к новому поколению, вступающему в жизнь: оно должно быть не только знающим основы наук и умелым, но и мыслящим, инициативным, самостоятельным.

        В условиях модернизации системы образования, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Такой подход требует значительного интеллектуального развития: основ логического мышления, абстрактного мышления, саморефлексии, определение своей собственной позиции, самооценки, гибкости и критичности мышления и др.

        Для решения этой задачи нам учителям нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в учебно-познавательную  деятельность. И это понятно! Необходимость развития основ логического мышления  обусловлена временем. Ведь мы живем в эпоху информационных технологий, где найдет свое место в жизни только высоко интеллектуально – развитая личность. той эпохой. Простое усвоение учеником системы знаний уже недостаточно, возникает необходимость в формировании у молодого поколения потребности в самостоятельной деятельности, в развитии своих интеллектуальных способностей.

        

        Одна из концепций, отвечающих новым условиям, - концепция развивающего обучения. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Развивающее обучение направлено на формирование личности  ученика,  его цель - развитие школьника, его  интеллекта, а в основе процесса обучения - самостоятельная познавательная  активность.

        Технология развивающего  обучения достаточно широко применяется в системе начального обучения, где разработаны соответствующие программы и учебно-методические комплексы, позволяющие сориентировать процесс обучения на развитие общих способностей учащихся и формирование способов умственных действий, то есть приоритетное развитие теоретического мышления

Проблема развития личности решается учителями  и в традиционной системе образования. В число таких учителей я отношу  и себя.

За многие годы  работы в школе,  я всегда считала для себя главной целью достижение высокого уровня качества образования. Сегодня я убеждена, что таких результатов можно достичь только через интеллектуальное развитие личности. Познавая любой предмет в школьной программе, ребенок должен мыслить, рассуждать, анализировать, сравнивать делать правильные или неправильные выводы, а  не просто механически все зубрить.

Считаю, что только через интеллектуальное развитие учащихся можно достичь определенный уровень в знании русского языка. Эта идея стала началом моей работы над темой самообразования «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка».

Я поставила перед собой цель: освоить технологию интеллектуального развития младшего школьника, новые позиции в обучении учащихся.

Для реализации были поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы интеллектуального развития личности.

2.Реализовать в практической деятельности методы развивающего обучения.

        3.Выявить динамику результативности применения компетентностного  подхода к обучению учащихся.

Основные методы, которые я использовала в работе:

- теоретические (изучение источников);

- практические (нестандартные задания, упражнения развивающего характера);

- эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование).

        Над  этой проблемой  я работаю  2 год. Изучив множество литературы, я пришла к выводу о необходимости обучения школьников специальным приемам и технике дискурсивного, рассуждающего мышления.

Я присоединяюсь к мнению ученых, методистов, что на уроке ученик должен стать не только объектом, но и субъектом процесса обучения. Ведь следуя за учителем, выполняя его методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке. Эта увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к лингвистике и учебному процессу в целом. Опыт ее применения показал, что она существенно поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского языка, совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь школьников.

Такой подход придает традиционной системе обучения развивающую направленность.

Передо мной стал вопрос:

- Как создать новые условия обучения через учебный процесс традиционной системы обучения?

        Сегодня в рамках учебного процесса я для себя выделяю следующие возможные пути решения данной проблемы:

  1. Организация игрового тренинга, то есть системы игр и заданий по формированию способов умственной деятельности, построенного на учебном материале. Основной целью таких тренингов является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности: обобщение, сравнение, классификации, анализ, аналогия, установление причинно-следственных связей, поиск закономерностей и других интеллектуальных качеств личности.
  2. Организация развивающей работы, проводимой в рамках урока русского языка, включение системы упражнений по формированию определенных

                  мыслительных приемов в каждый урок на различных его этапах.

  1. Развитие мышления учащихся в рамках каждого урока русского языка. С этой целью при разработке уроков предусматривается система  формирования приемов мыслительной деятельности на разных этапах уроков  русского языка  с учетом  его содержания.
  2. Использования дидактического материала, развития мелкой моторики руки.

        Работать по данной проблеме я планирую 4 года.  В перспективе планирую разработать программу  факультативного курса « По ступенькам развития» по русскому языку для 1-4 классов, апробировать ее, через диагностику отследить динамику результатов, внести коррективы для дальнейшей работы.

2. Теоретическая направленность интеллектуального развития младших школьников.

2.1. Особенности восприятия у детей  младшего школьного возраста.

                                             

                                                                                                         

а) простые                         а) осмысленность

        

                         б) обобщенность

                         в) целостность

б) сложные

в) специальные

г) константность

д) объем

                В процессе обучения школьника в начальной школе «восприятие становится думающим» (Д. Б. Эльконин). Восприятие становится:

а) более анализирующим;

б) более дифференцирующим;

в) принимает характер организованного наблюдения;

г)  изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений.

        Развитие восприятия не может происходить само собой. Очень велика роль учителя, который может организовать деятельность детей по восприятию тех или иных предметов или явлений, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

        2.2.  Особенности внимания у детей младших школьников.

              1)  непроизвольное                                         1) объем

              2)  произвольное                                                    2) устойчивость

              3) послепроизвольное                                   3) распределение

                                                                                      4) переключение

                                                                                      5) сосредоточение

        Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильна реакция на все новое, яркое, необычное.

        Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с их возрастными особенностями , путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей.

                Предлагаемые задания, игры, упражнения позволят повысить уровень внимания у каждого ребенка младшего школьного возраста, развить такое свойство внимания, как устойчивость, а также увеличить объём внимания.

2.3.  Особенности памяти у детей младшего  школьного возраста.

               а) объем        а) наглядно-образная

               б) прочность           ( лицо, звуки, цвет и др.)

               в) точность        б) словесно-логическая

               г) организованность

           (понятия, схемы, термины)

        в) эмоциональная (чувства)

      По длительности         По виду анализатора,  

        хранения        через  который поступает                  

        информации        информация:

      а) кратковременная        а) слуховая

      б) долговременная        б) зрительная

        в) двигательная

                               По степени              (моторная)

                                                   активности в        г) смешанная

                   процессе запоминания:

                    а) непроизвольная

                                             б) произвольная  

 Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательств объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

    Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях:

—  усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

—  ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью,

регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить.

        Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).        Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товарищеского соревнования, стремление получить похвалу учителя,  хорошую отметку.

2.4. Особенности мышления детей  младшего школьного   возраста.

        

1) понятия                                                                               1) анализ

2) суждения        2) синтез

3) умозаключения        3) сравнение

        4) абстрагирование

        5) обобщение

        6) конкретизация

        7) классификация

Основными логическими приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

        Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, их превращению в регулируемые, произвольные процессы. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением сложившиеся в процессе обучения.

        Развитие теоретического мышления, т. е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе. В начальной школе необходимо не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно мыслить и творчески работать.

3. Практическая направленность интеллектуального развития младших школьников на уроке. Очень важным для  обучения является умение учителя определять развивающий аспект каждого урока и конкретизация развивающих целей.

 3.1. Постановка развивающих целей урока.

При постановке развивающих целей урока необходимо помнить:

1.  Что знания можно забыть, а умение мыслить остается с человеком навсегда, поэтому развитие мышления одна из приоритетных задач современной системы образования;

2.  Развитие ребенка происходит медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, следовательно, один и тот же аспект развивающей цели может быть сформулирован для нескольких уроков.

3.  Что необходима продуманная система развивающих целей последовательно реализуемых в учебном процессе, то есть программа развития мышления, речи, познавательных процессов, в опоре на учебный материал каждого учебною предмета

4.  В рамках каждого урока цели должны быть максимально конкретизированы и тесно взаимосвязаны с образовательными и воспитательными задачами урока.

5.  Что цели должны быть диагностичны,  что предполагает систематическую диагностику   уровня сформированное и интеллектуальных умений и организацию коррекционно-развивающей работы.

3.2. Развивающий аспект урока.

Развивающий аспект  включает:

1. Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами. Речевое развитие один из основных показателей интеллектуального и общего развития учащихся

2. Развитие мышления: формирование приемов мыслительной деятельности, анализ, синтез сравнение, обобщение, систематизация, выделять главное, установление причинно-следственных связей; формирование умений доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия и т. д..

3.  Развитие психических познавательных процессов:  воображения, внимания, памяти.

4. Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умением координировать свои двигательные действия, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений. Процесс обучения направлен на решение конкретных развивающих целей, поэтому система упражнений на отработку основных понятий, закрепление, повторение, планируется таким образом, что позволяет формировать, как усвоение содержания учебного материала, так и определенные способы умственной деятельности.

Для отслеживания системы работы я для себя составила «линию» развития интеллектуальных способностей ребенка.

3.3. Организация процесса обучения русскому языку. Принципы подхода.

 Применение измененных принципов подхода в обучении:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка.

 Во время  учебное - воспитательной  работы на уроках русского языка  я использую такие методы и приемы, подбираю и составляю такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. ( Они могут быть различными, но в не менее четырех. Например: развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.

2. Принцип действенного подхода к обучению.

 Стараюсь организовать и провести  уроки русского языка так, чтобы  в результате осуществлялся поиск детьми собственных путей решения заданий, в максимальной степени активизируя их мыслительную деятельность и совершенствуя интеллектуальные качества.

3. Принцип обоснованного ответа.

Стремлюсь услышать полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе выполняемых ими упражнений по русскому языку. Стараюсь таким образом построить урок и сформировать задания, что детям необходимо будет обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения.

4.Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Стараюсь предусмотреть сочетание моей разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точке зрения. Уважительное отношение к ответам, мыслям и чувствам одноклассников. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

3.4.Линия развития интеллектуальных способностей  ребенка

п/п

Интеллектуальные умения    

Система упражнений

1

Развитие устной речи - умение            

описывать то, что обнаружено с      

помощью   органов чувств.                                                                                                      

Описание наблюдаемых явлений, иллюстраций, обогащение словарного запаса, чтение данных заданий и упражнений.

2

Формирование умений проводить сравнение и противопоставление

(умение находить сходство и разли-

чие)

Дидактические игры «Чем похожи слова», «Исключи лишнее»

Нахождение сходства и различия в словах, (антонимы, синонимы) в понятиях, событиях.

3

Формирование умений анализировать расчленять целое на составные части

Выделение главной мысли, подписать рисунок, описание предмета, составление алгоритмов, схем к правилам, анализ текстов, разбор слова, предложения, составление плана, Дидактические игры «Составь слово» «Исключи одну букву» «Эхо» «Зашифрованное слово», «Найди ошибку».

4

Формирование понятий проводить синтез, то есть составлять целое.

Дидактические игры «Рассыпанное   предложение» «Черный ящик», составить рассказ по рисунку, описать явление, воспроизведение правила по схеме, сконструировать модель слова, предложения.

5

Формирование умения проводить обобщение.

Дидактические игры «Исключи лишнее» «Логическая цепочка», соотношение слов по столбикам, расположение в последовательности.

6

Формирование умения выделять главное, то есть отделять существенное от несущественного

Дидактические игры«Рассыпанное слово» «Черный ящик» «Найди существенное»

7

Формирование умений

конструировать.

«Магический квадрат», «Найди ошибку», составлять схемы к правилам, к задачам, конструирование определений по тексту.

8

Формирование умений проводить классификацию

Дидактические игры «Исключи лишнее», «Раздели на группы»

9

Формирование умений проводить

конкретизацию

Переход от определения понятий к его примерам и применению.

10

Формирование умений проводить

систематизацию

Составление плана, опорных схем, алгоритмов.

3.5. Основные логические приемы формирования понятий на уроках русского языка.

1. Классификация.

        1). Распредели слова в два столбика. Напишите  их. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных.                                                                                                

Бор, лес, юла, плот, мед, нос, нес. ров. рев, дорога, река, труд,  дело, сила, игра, яма.                                                                

        2). Прочитайте цепочки слов. Напишите их, устранив лишнее  

слово. Ответы обоснуйте.                                                              

колос, удар, поле, уголок                                                        

кусты, капля, пена, звено                                                      

люди, село, лютик, люки                                                      

Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.      

        3). Сгруппируйте слова по орфограммам, вставьте пропущенные буквы.

Мал...чик, маш...на, площ...дка, ч..лан, (Б, б)уренка, ч...гун, чайник, пруж...на, кол...цо, васильки, (Т, т)аня, рыж...ки, ч...йка, (Д, д)он.

2. Сравнение.

1). Проведите сравнение следующих понятий:

 Назовите общие признаки следующих понятий:

солнце и апельсин

кошка и собака

яблоко и арбуз

сок и молоко

2). Поиск предметов обладающих сходными свойствами. Назовите как можно больше предметов, сходных с данным по какому либо признаку или свойству

Апельсин, карандаш, стакан.

        Формированию мыслительной операции сравнения способствуют также такие задания сравнить рисунки и найти отличия, сравнить размеры объекты по размеру, форме и др.

3. Обобщение.

1).Из предложенных слов выберите два, которые объединены общим понятием:

-   Дом, дверь, стол, ковер, шторы, шкаф.

-   Очки, глаз, нос, взгляд, аромат, раздражение,

-   Заяц, бабочка, черепаха, червь, страус, волк.

2).Поставьте каждому частному понятию из левого столбика соответствующее общее понятие из правого столбика. Определите части речи.

Осень                                                   Осадки

Пчела                                                    Планета

Снег                                                      Единица длины

4) В данных цепочках исключи лишние слова. Напишите и охарактеризуйте каждую полученную группу слой. Вставьте пропущенные буквы.

ябл...ко, л...сица, р„бята, дружные

юркие, светлые, узкий, теплые

ден..„ солнечный, яркий, весенний

4.Формирование понятий  синтез, то есть составлять целое.

1). Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте по два предложения.

В  д(е, и)ревне  (К, к)атя  (С, с)инявино  у  ж(ы, и)веет  бабушка  с(о, а)бака нее  (М, м)ухтар;

Надв(и, е)гается  она туч(а, я) (С, copoтью над небо закрыла;

Перечислите все орфограммы.

2). Составить рассказ по картинке, по опорным словам.

5.Формирование умения выделять главное.

1).Прочитайте. Какая связь между словами в левой части? Составьте пару слов справа, выбрав одно из четырех слов в скобках.

стул — деревянный           игла (острая, тонкая, стальная, короткая)

свинец — тяжелый            пух (куриный, легкий, белый, красивый)

На какие две группы можно разделить все слова в полученных примерах?                                                                        

2). Соедините данные слоги, чтобы получилось возможно большее количество названий грибов. Составленные слова напишите  и подчеркните в них известные вам орфограммы. Какие виды слогов вам встретились?

мас-под-лё-бе-нок-рё

зо-вик-сы-ры-ро-жик-еж-ка

под-вол-о-нуш-си-ка-но-ли-вик-сич-ка

Справка: масленок, подберезовик, сыроежка, рыжик, подосиновик волнушка, лисичка.

3.6. Тематический комплекс упражнений по формированию приемов мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Изучив литературу интеллектуального развития младших школьников, я разработала тематический комплекс упражнений по формированию приемов мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. Данный комплекс предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Это достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения по  сравнению с традиционной системой.

Опыт работы показал, что новые подходы к обучению способствуют расширению кругозора учащихся, углублению знаний об окружающем мире, благоприятствуют развитию ребенка как личности, активизируют умственную деятельность детей, дают возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста

3.7. Разработки уроков по русскому языку с учетом развития интеллектуальных способностей учащихся.  (Приложение 2.)

4. Диагностика интеллектуального развития  младшего школьника.

        Диагностика результативности образовательного процесса не может ограничиваться лишь отслеживанием становления предметных знаний и умений у младших школьников.

        Главным показателем развития личности в младшем школьном возрасте является соответствующий возрастным возможностям уровень умственной деятельности, психических процессов внимания, памяти, мышления, связной речи.

Диагностика интеллектуального развития – одна из эффективных форм такого контроля.

        Обычно в школе диагностику  обследования интеллектуального развития учащихся проводит школьный психолог. Но сегодня эту работу должен уметь выполнять и учитель. Конечно, это требует специальной психологической подготовки. В своем классе диагностику интеллектуального развития учеников я  провожу сама. Диагностика  позволяет мне отслеживать не только результаты развития  ребенка, но и сам процесс, видеть продвижение каждого ученика по сравнению с самим собой на всех этапах обучения, предвидеть трудности, определять их причины, выделять пути и способы профилактики и коррекции.

        Влияние системы игр и заданий на развитие интеллекта учащихся я осуществляю по следующим критериям:

  • диагностика уровня интеллектуального развития ребенка;
  • диагностика  уровня обученности.

        Четыре года обучения в начальной школе требуют определенной системы работы в диагностике интеллектуального развития. В этой работе я выделила для себя несколько этапов:

  1. Предварительный  этап -  выявление стартовых возможностей умственного развития начинающих первоклассников.        

Он проходит в конце октября по завершению периода адаптации  ребенка в школе. Такая диагностика помогает мне выбрать способы работы с учащимися в соответствии с их особенностями и средства помощи каждому обучающемуся  в процессе обучения.

        2. Промежуточные этапы -  отслеживание динамики развития каждого ребенка.

Такую диагностики я провожу по итогам 1-го, 2-го, и 3-го года обучения.

Диагностика по окончанию учебного года помогает не только отследить динамику развития учащихся, но и помогает мне скорректировать  образовательный  процесс в направлении усиления его развивающей функции.

            3. Итоговый этап - оценка моей педагогической деятельности по интеллектуальному развитию учащихся, прогноз успешности адаптации каждого из них в основной школе, выявление  проблемы и выбор способов помощи для работы учителям среднего звена.  Итоговую диагностику я планирую проводить в III четверти  4-го класса, чтобы осталось время для необходимой коррекционной работы.

        4.1. Результаты диагностики  интеллектуального развития учащихся.

        Для диагностики интеллектуального развития детей я использовала методику Э. Ф.Замбицявичене.

        Чтобы отследить точные результаты, важно использовать одну и туже методику за весь период с 1 по 4 классы. В 1-м классе, когда  дети еще не умели читать, стартовая диагностика проводилась индивидуально. Во втором классе по группам.

Оценка результатов осуществлялась по Л. И. Переслени   (Приложение 3)

         4.2. Результаты диагностики образовательного процесса.  (Приложение 4.)

5.Заключение.

Интеллектуальное развитие младшего школьника - одна из основных задач в образовании. Опыт работы с детьми  младшего школьного возраста показывает, что при правильном, систематическом использовании  комплексного развития можно добиться существенного продвижения в развитии интеллектуальных способностей каждого ученика, этим самым повышатьи качество знаний русского языка. Для этого необходимо использование разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка, действенного подхода к обучению, сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Диагностика развития  интеллектуальных способностей учащихся в начальной школе позволяет мне отслеживать развивающий эффект своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребенка как причины его трудностей и оказывать своевременную и необходимую помощь каждому ученику. Такая диагностика составляет основу качества образования в современной начальной школе.

В дальнейшем заканчивая, свою исследовательскую деятельность в данном направлении  хочу отметить, что она перестает  для меня носить инновационный характер при этом, оставаясь актуальной на современном этапе и, приобретает постоянство в моей педагогической практике.

Приложение 1. Тематический комплекс упражнений по формированию приемов мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Тема 1: Предложение.

Упражнение 1. Прочитайте предложение. Дайте ему характеристику. Распространите предложение, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова. Шелестит ветвями береза.

Образец: Шелестит ветвями белая береза.

Тихо шелестит ветвями белая береза.

Тихо шелестит гибкими ветвями белая береза. И т. д.

Напишите предложение по памяти.

Упражнение 2. Прочитайте предложения. Что их объединяет? На какие две группы можно разделить предложения? Объясните смысл данных пословиц. Напишите пословицы первой группы по памяти.

Два сапога пара. Одного поля ягоды.

По одежде встречают, по уму провожают.

Упражнение 3. Прочитайте. В каждой группе предложений найдите лишнее. Дайте ему характеристику. Лишние предложения напишите в порядке их выделения. Можно ли считать написанное текстом? Почему?        

Громко поют птицы.

Медом пахнут луговые цветы и травы.

Когда это бывает?

Вы любите, слушать дождь?

О чем он вам может рассказать?

Прилетают птицы, ярко светит солнце.

Как чудесно весной! Синеет высокое небо. Бегут говорливые ручьи.

Упражнение 4. Прочитайте. Напишите предложения каждой группы в смысловой последовательности. Что объединяют предложения между собой?

Пошел дождь. Промокли ноги. Появилась туча. Образовались лужи.

Наступило утро. Прошла ночь. Запели птицы. Стало светло. Свисают сосульки. Солнце стало горячее. Капает с крыш. Пришла весна.

Варианты ответов:

Появилась туча. Пошел дождь. Образовались лужи. Промок ли ноги.

Прошла ночь. Наступило утро. Стало светло. Запели птицы.

Наступила весна. Солнце стало горячее. Свисают сосульки. Капает с крыш.

Упражнение 5. Прочитайте. Напишите предложения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ. Поставьте нужные знаки препинания.

Из-под них показался ежик (.!?) Какой он запасливый (.!? ) На его иголках зеленели яблоки (Л?) В кустах послышался шорох (.!?)

Распределите предложения на две группы. Какой вид предложения отсутствует? Охарактеризуйте его. Составьте вопросительное предложение к данному рассказу.

Упражнение 6. Прочитайте. Напишите текст; поставьте знаки препинания и замените, где нужно, строчные буквы прописными. Закончите текст восклицательным или вопросительным предложением.

Собака — это радость и забота ее надо кормить, выводить на прогулку, обучать  тогда она становится другом.

Варианты ответов:

У тебя есть собака?

Хочешь ли ты иметь собаку?

Ты любишь собак?

Как хорошо иметь такого друга!

Заведи себе собаку!

Упражнение 7. Прочитайте. Напишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

Дятел стучит по дереву (.!?)

Тихо шепчут молодые осины (.!?)

Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (!?)

Вам  нравится в лесу (. ! ?)

----------------------------------?

----------------------------------.

----------------------------------.

----------------------------------!

-Можно ли назвать написанные предложения текстом? Почему?.

Упражнение 8. Прочитайте. Составьте предложения, используя в скобках ходящие по смыслу слова.

1. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная.

        2.  В городе обязательно имеются (автомобиль, здания, толпа, улицы, велосипеды).

3.  Сада не бывает без (растения, садовник, собака, забор, земля).

4. Спорт — это (медаль, оркестр, состязания, тренировки, стадион).

Справка:

1.        Жидкая.

2.        Здания, улицы.

  1. Растения, земля.
  2. Тренировки, состязания.

Упражнение 9. Прочитайте. К каждому повествовательному предложению вставьте подходящие по смыслу вопросительное и восклицательное предложения.

Грянул гром.

Я прочитал сказку.

Прилетели птицы.

Варианты ответов:

Грянул гром. Вы боитесь грозы? Как страшно в грозу!

Я прочитал сказку. Какие книги ты любишь? Как хороши сказки!

Прилетели птицы. Как вы помогаете птицам? Охраняйте птиц!

Составьте схему к каждому виду предложений.

Упражнение 10. Прочитайте. Можно ли считать написанные слова предложениями? Обоснуйте свой ответ.

Сумерки. Ветер. Молния. Гром. Дождь.

Распространите каждое предложение, состоящее из одного слова, так, чтобы получился связный рассказ. Как бы вы его озаглавили?

Вариант ответа:

Быстро наступили сумерки. Ветер завыл и засвистел. Сверкнула ослепительная молния. Грянул гром. Хлынул сильным потоком дождь.

Тема 2 Обозначение мягкости согласных гласными буквами.

Упражнение 1. Прочитайте. Распределите слова в два столбика. Напишите их. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных.

Бор, лес, юла, плот, мед, нос, нес,ров,рев, дорога,река, труд, дело, сила, игра, яма.

Упражнение 2. Прочитайте цепочки слов. Напишите их, устранив лишнее слово. Ответы обоснуйте.

колос, удар, поле, уголок

кусты, капля, пена, звено

люди, село, лютик, люки

лед, мед, клев, рис

вес, перец, вяз, лев

Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.

Упражнение 3. Найдите общую часть для следующих слов:

                                         Гл          Ос

                            М                                     Т

                     

                     Дл                      (…)                       В

Образованные слова распределите на две группы. Запишите каждую в отдельный столбик. Что объединяет обе группы слов?

Справка: общая часть слов -ина.

Упражнение 4. Прочитайте написанные в столбик слова. Постарайтесь их запомнить (через 1—2 минуты слова с доски стираются). Напишите слова в строчку по памяти. Подчеркните в них мягкие согласные. Какое слово является в цепочке лишним? Почему?

Ключ, береза, ребята, лето, клен, орел, елки, пила

 Упражнение 5. Прочитайте вслухсловосочетания. Постарайтесь их запомнить.  (Словосочетания читаются учащимися дважды, после чего последние слова в них стираются.) Ориентируясь на первые слова, напишите в строчку по памяти вторые слова каждой пары. Подчеркните лишнее слово в полученной цепочке. Ответ обоснуйте.

зеленая осина        спелая вишня

        морской берег        далекие звезды

тяжелая работа        красная свекла

Упражнение 6.  Прочитайте. Установите связь между словами в левой части примера. Выберите одно слово из четырех, написанных в скобках, и образуйте пару слов в правой части примера. Выбор слов обоснуйте. Слова исходных и полученных пар распределите на возможное количество групп в связи с изучаемым правилом. Группы слов напишите, подчеркните в них гласные, обозначающие мягкость согласных.

вода — жажда        пища (хлеб, голод, рот, еда)

ложка — каша        вилка (масло, тарелка, мясо, посуда)

птица — гнездо        человек (люди, работа, дом, дети)

коса — трава        бритва   (сталь,   инструменты, острая, волосы)

Варианты ответов:

вода, жажда, голод, ложка, каша, коса, трава, дом, волосы;

пища, вилка, мясо, птица, гнездо, бритва;

человек.

Упражнение 7

Напишите в строчку слова, которых нет в первом столбике. Какое слово в полученной цепочке является лишним? Почему?

зверек        клюква

сын        ясный

роза        уголек

стебелек        лето

        балкон        туфля

батон        стебелек

пишут        свекла

горка        зверек

Упражнение 8. Прочитайте. Вместо вопросительного знака вставьте подходящее слово. Напишите. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.

а) лиса        река        очки

маки        дети        ?

б) ягода        фрукты        ?

лес        ?        огород

в)картофель        вишня        помидоры

репа        яблоки        ?

Справка:

а)        любое слово с ударением на первом слоге и гласной, обозначающей мягкость    согласного;

б)        сад; одно из названий овощей;

в)        одно из названий овощей.

Упражнение 9. Прочитайте пары слов. Найдите их общие и отличительные признаки.

Напишите в строчку слова данных пар, сначала имеющие мягкие согласные, затем — все остальные.

утро       —      вечер

река        —      озеро

дуб        —      береза

Образец рассуждения:

Утро и вечер — время суток. Утро — это начало дня, вечер — его завершение.

Упражнение 10. Напишите. Поставьте, где нужно, знаки препинания. Строчные буквы замените прописными.

Дятел лечит деревья он клювом долбит кору и языком достает личинки язык у дятла длинный, липкий, с зазубринками насекомые прилипают и накалываются на него какая полезная птица

Определите, что вы написали. Задайте вопросы к каждому предложению и к тексту в целом. Подчеркните слова, в которых имеются только твердые согласные.

Тема 3 Мягкий знак на конце слова

Упражнение 1  

Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?        

Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат

Образец: мел — мель.

Упражнение 2. Прочитайте. Из заключенных в скобки слов выберите одно, подходящее по смыслу. Напишите составленные предложения, подчеркивая орфограммы. Найдите общее в выбранных словах.

(Сентябр..., октябр..., феврал..., ноябр..., апрел...) — месяц зимы.

(Год, месяц, неделя, ден..., поденелъник) — время суток.

(Июн..., осен..., вторник, вечер, каникулы) — время года.

(Гус..., лебед..., ворона, снегир..., сорока) — певчая птица.

Упражнение 3. К двум данным словам допишите подходящее по смыслу третье, в котором букв больше, чем звуков. Выбор слов обоснуйте. Орфограммы подчеркните.

1. Ручка        2. Свекла

п (е,и) нал        репа

?        ?

            3. .Д(е,и)ван        4.  Л(е,и)са

стол        волк

?        ?

Варианты ответов:

1. Портфель. 2. Картофель. 3. Кровать. 4. Лось.

   Упражнение 4. Составьте цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова, обозначающей звук. Во всех словах звуков должно быть меньше, чем букв. Подчеркните все буквы, обозначающие мягкость согласных.

Исходные слова: сентябрь, огонь, медведь. Образец:

деталь — лебедь — день — ноль — лошадь — дельфин — нить — тополь — лось — соль.

Упражнение 5. Прочитайте внимательно примеры. Какая связь между словами в левой части? Составьте подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключенных в скобках.

Слова-ответы сгруппируйте по орфограммам.

сад — яблоня        огород (забор, морковь, колодец,

скамейка, цветы)
глаза — очки        нога   (тело,   костыль,    пыль,

движение, обувь)
птица — клюв        волк (рычание, лес, мясо, пасть,

охота)
хлеб — пекарь        дом (город, строитель, жилище,

дверь, вагон)
стол — дерево        нож (стол, вилка, сталь, пища,

скатерть)
цветок — ромашка        дерево (сад, земля, роса, тополь,

листья)

Упражнение 6. Назовите общую часть для всех групп слов, которые начитаются с указанных букв. Сравните полученные группы слов. Что в них общее? Какие различия? Найдите лишнее слово в каждой группе. Напишите слова первой группы в прямом алфавитном порядке, слова второй группы — в обратном.

                         Т                                                                      Г

            К                         Б                                           М                    С

 

            С                (…)              Ш                            Б               (…)                Р

Справка:

общая часть для первой группы слов -ок, для второй -оль

Упражнение 7. Прочитайте написанные пары слов. В каждой из них найдите смысловое сходство и различие. Пары слов напишите по памяти. Подчеркните орфограммы, устно объясните правописание слов.

книга — тетрадь

школа — учитель

 снег — дождь

 весна — осень

Образец:

Весна и осень — времена года; весной природа оживает, осенью — увядает.

Упражнение 8. Прочитайте цепочки слов. Исключите в них лишнее слово. Оставшиеся в цепочках слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.

дуб, дерево, ольха, тополь, береза

         дождь, снег, осадки, иней, град
   секунда, час, год, день, неделя

Упражнение 9. Напишите слова, которых нет во втором столбике. Подчерните в них буквы, обозначающие мягкость согласных.
лень        сон

     лен        двор

     шить        март

     март        лен

     декабрь        озеро

     дверь        весло

     двор        избушка

     толь        барсук

руль        клумба

Упражнение 10 . Вместо вопросительного знака поставьте подходящую цифру или букву. Слова с мягким знаком напишите по памяти.

Задание 1

Слон      окунь       комар
ж        р        ?

Вариант ответа:

Слон — животное, поэтому под этим словом написана буква ж;

окунь — рыба, отсюда буква;  

комар — насекомое, значит  надо написать букву н.

Задание 2

луг        брат        сеть

3/3        4/4        ?

Вариант ответа:

В слове луг 3 буквы и 3 звука;

в слове брат — 4 буквы и 4 3вука;

в слове сеть — 4 буквы и 3 звука, значит надо написать

Задание 3

Букварь        кровать        ель

к м?

Вариант ответа:

Букварь — книга, поэтому под этим словом написана буква к; кровать — мебель, отсюда буква м; ель — дерево, значит надо уписать букву д.

Тема 4  Мягкий знак в середине слова.

Упражнение 1

Внимательно слушайте слова. Напишите их, распределяя в три столбика: с мягким знаком в конце слова; с мягким знаком в середине слова между согласными; без мягкого знака.

Орфограммы подчеркните.

Июль, пеньки, пузырьки, нитки, учить, рыть, морковь, дверь, кустик, ступенька, песня, жильцы, голубь, гости, сильный.

Упражнение 2. Составьте словосочетания, соединяя слова из левой и правой частей. Напишите их, разделяя слова с мягким знаком в середине для переноса.

стальная        ветер

старенький        огоньки

ясная        портфель

большое        село

морская        зорька

яркие        игла

сильный        галька

Упражнение 3. Прочитайте написанные пары слов. Постарайтесь их запомнить (через 1—2 минуты вторые слова каждой пары стираются). Ориентируясь на первое слово, напишите по памяти в строчку второе слово каждой пары. Подчеркните орфограммы.

рисунок — альбом        конверт — письмо

пуговица — пальто        поляна — пеньки

нога — коньки        волосы — шпилька

Упражнение 4. Прочитайте. Какая связь между словами в левой части примера? Составьте подобную пару в правой части, выбрав одно слово из четырех, заключенных в скобки. Выбор слова обоснуйте. Орфограммы подчеркните. Слова-ответы запишите в алфавитном порядке.

учитель — ученик        врач (больница, градусник, температура, больной)

шнурок — ботинок        пуговица ( магазин, пальто, нитки, пришивать)

снег — лыжи        лед (каток, зима, коньки, скользить)

легкий — тяжелый        слабый (крепкий, храбрый, бесстрашный, сильный)

Упражнение 5. Прочитайте. Выберите правильный вариант ответа. Напишите, вставляя пропущенные буквы.

В середине слова пишется мягкий знак в словах:

зон...тик, ясли, кис.ти, чер...вяк, кос.ти, пес.ня; ел...ник, пал...цы, мел...ницы, кол...цо, зор...ка.

Упражнение 6. Прочитайте. Найдите правильный ответ. Напишите слова выбранной группы, разделяя их на слоги.

Слова

Ответы

1

2

3

     огон…ки

школ... ник

колхоз...ник

ел...ник

мален...кий

бор...ба

медвед..
                школ... ник        школ... ни

огон.ки

      школ... ник

ел...ник

мален...кий

бор...ба

огон.ки

      школ... ник

        колхоз...ник

мален...кий

    ел...ник

огоньки

     школ... ник

   мален...кий

         бор...ба

медвед..

Упражнение 7. Прочитайте предложения. Составьте из них текст, соблюдая следующую последовательность:

1-е предложение — со словом, имеющим мягкий знак в конце;

2-е предложение — со словом, имеющим мягкий знак в середине между согласными;

3-е предложение — со словом, имеющим мягкий знак в конце;

4-е предложение, в котором есть два слова с мягким знаком в конце и одно слово с мягким знаком в середине между согласными одновременно.

У него бол...шие ветвистые рога.

В чаще леса скрылся лос....

Лос... — сил...ный звер....

Он ест травку и ветки, любит сол....

Упражнение 8. Прочитайте цепочки слов. В каждой из них исключите лишнее слово. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочке слова напишите в алфавитном порядке. Подчеркните слова, которые нельзя переносить.

лень, день, тень, играть шить, читать, жить, совесть гор...кий, сил...ный, бол...шой, пен... лис.тик, сосул...ка, зон...тик, дож...дик.

Упражнение 9. Прочитайте слова. Напишите их, вставляя пропущенные буквы.

Исходные слова:

рыс..„ кист..., ден..., жил...цы, пит..., дат..., жал..., взят..., угол..., крыл...цо, зор...ка, пен...ки, кон....

.  .  .  ь        .  .  .  ь  .  .                        .  .  .  .  ь  .  .  .  .  ь  .  .

слов с мягким знаком в конце и Упражнение 10. Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества в середине слова между согласными. Вставьте пропущенные буквы. Можно ли назвать написанное текстом? Почему? Устно из предложений составьте текст.

Мал...чики ск...л...зят по л...ду на к...н...ках.

 

Тема 5 Ударные и безударные гласные.

Упражнение 1. Прочитайте. Распределите слова в два столбика. Напишите их и поставьте ударение. Дайте характеристику обеим группам слов. . Лето, зима, весна, сахар, роща, грачи, шины, ежи.

Упражнение 2. Прочитайте. Что общего и что отличного в словах первого и второго столбиков? К словам первого столбика подберите проверочные из второго столбика. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

хлеба        след

шары        враг

леса        хлеб

меха        слово

следы        рог

рога        мех

слова        гриб

враги        шар

грибы        лес

Образец: хлеба — хлеб.

Упражнение 3. Прочитайте. Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе — проверочным. Вставьте Пропущенные буквы. Орфограмму подчеркните.

Г...ра, росы, ст...на, травы, р...ка, стены, стр...на, зимы, зи...ма, страны, реки, тр...ва, горы, р...са.

 Образец: гора — горы.

Упражнение 4. Прочитайте. К проверяемому слову подберите одно проверочное из двух предложенных. Ответ обоснуйте. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму.

леса        —       лесной, лес

снега      —       снег, снеговой

дожди    —       дождевой, дождь

слоны     —       слон, слоновый

поля       —       полевой, поле

ряды       —       ряд, рядов

Упражнение 5. Внимательно прочитайте пары слов, между которыми имеется смысловая связь, постарайтесь их запомнить (через 1—2 I минуты стираются вторые слова каждой пары). Ориентируясь I на первое слово пары, запишите по памяти вторую часто. Проверьте правильность выбора безударной гласной. Орфограмму  подчеркните.

гвоздь        д...ска        дерево        гр...чи

рой        пч...ла        снег        сл...ды

мост        р...ка        больница       вр...чи

шум        в...да        поле        хл...ба

лес        гр...бы        дом        ст...на

Образец: доска — доски.

Упражнение 6. Постарайтесь запомнить слова, которые я назову. Запишите их по памяти в столбик. Проверьте написание каждого слова. Составьте предложение, в которое вошло бы возможно большее количество названных слов.

Мячи, ведро, гнездо, окно, сестра, шары, меха.

Упражнение 7. Прочитайте. Распределите слова на две группы. Обоснуйте свои действия. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

З...ма, п...нал, пл...та, п...тух, п...тно, с...р...ка, р...ды, м...шина, дв...ры, л...пата, бл...ны, пл...ты, п...льто, м...дведь.

Упражнение 8. Прочитайте. Запишите в левый столбик слова с безударными гласными о, о, в правый — с безударными гласными е, и. Какие слова не вошли в левый и правый столбики? Почему? Самостоятельно сформулируйте вывод.

В...сло, цв...ты, с...ды, м...сты, сл...ды, з..ма, стр...на, пл...чо, р...ды, д...жди, д...ла, п...тно.

Вывод: Проверяемыми безударными гласными могут быть буквы а, о, е, и, я.

. Подчеркните орфограммы.
Упражнение 9. Прочитайте. Каждую цепочку слов напишите в смысловой закономерности. Ответ обоснуйте

м...л...ко, к...р...ва,  тр...ва

врач, б...лезнь, выздоровление

д...ма, строитель, к...рпичи

простуда, хол...д, б...лезнь

Вариант ответа: Из слов первого ряда получается следующая цепочка: трава, корова, молоко. Чтобы получить молоко, надо, чтобы выросла трава и ее съела корова.

Упражнение 10. Прочитайте слова. О каком времени года идет речь? Напишите рассказ, включив в каждое предложение по одному слову в указанном порядке. Подберите к нему название. Подчеркните орфограммы.

Солнце. Сн...га. Скв...рцы. Тр...ва.

 Тема 6 Парные звонкие и глухие согласные.

Упражнение 1. Прочитайте. В каждой цепочке слов найдите одно лишнее.

мак, луг, суп, рак

чиж, сад, дуб, лук

пачка, точка, дочка, квочка

Вариант ответа: В первой цепочке слово луг лишнее, так как три слова заканчиваются на глухой парный согласный, а слово луг — на звонкий.

Упражнение 2. Прочитайте. Выпишите столбиком слова, которые начинаются на звонкий парный согласный. Подберите к ним слова, начинающиеся с глухого парного согласного, по смыслу. Вы бор обоснуйте. К оставшимся без пары словам подберите под ходящие, соблюдая названные условия.

Виноград, дедушка, пиджак, зубр, финики, дневник, жук, тетя, барсук, грач, брюки, шмель.

Варианты ответов:

виноград        —      финики (фрукты);

дедушка        —      тетя (родственники);

брюки        —      пиджак (одежда);

жук        —      шмель (насекомые);

дневник        —      тетрадь (школьные принадлежности);

барсук        —      пума (хищные звери);

зубр        —      слон (животные);

грач        —      кукушка (птицы).

Упражнение 3. Прочитайте внимательно сочетания слов. Постарайтесь их запомнить (через 1—2 минуты учитель стирает вторые слова каждого сочетания). Ориентируясь на первые слова, напиши те вторые. Что объединяет все слова между собой? Подберите и напишите к ним проверочные. Подчеркните орфограмму.

красный        мак

вкусный        пирог

теплый        шарф

больной        зуб

вороний        глаз

деревянный        столб

государственный        флаг

уютный        шалаш

Упражнение 4. Прочитайте. Из данного перечня слов образуйте цепочку в следующей

последовательности: проверяемое, два проверочных. Цепочку запишите. Парные согласные подчеркните. Объясните их написание.

возок, воз, возить

морозец, морозы, мороз
        грибы, гриб, грибочек

дубочки, дубы, дуб

глаз, глазоньки, глаза

Упражнение 5

К каждой строчке подберите соответствующее слово.

[пзс] и [нес] е [пгс]

[нзс] о [нзс] о [пзс]

[пзс] о [пзс] о [пзс]

[пзс] о [нзс] о [пгс]

[пгс] и [нзс] о [пгс]

Справка:

ж...л...т, г...л...с, п...л...т, з...в...д, н...р...д.

Условные обозначения:

[пзс] — парный звонкий согласный;

[пгс] — парный глухой согласный;

[нзс] — непарный звонкий согласный;

[нгс] — непарный глухой согласный.

Слова запишите в столбик, подберите к ним проверочные. Составьте предложение, включив в него как можно больше слов из предложенных.

Упражнение 6. Прочитайте пословицы. Выберите те, которые имеют общий смысл. Напишите их, вставляя, где требуется, нужные буквы.



Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Игры, применяемые на уроках русского языка, многогранны и разнообразны. Их классификация может быть различна. Можно выделить следующие основные группы.

• По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные.

1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.
2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая игра, сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы диктантов ( например, музыкальный), различные виды письма.
3. Подвижные игры : со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д.
4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.
5. Интеллектуальные игры, классическими примерами которых являются шашки и шахматы, вызывают у ребят большой интерес. К ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, логорифы, рассказы-загадки.

• Игры и игровые задания- упражнения можно классифицировать по школьным разделам языкознания. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис».

1. К разделам «Фонетика» и «Графика».

 Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно - игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка.
2. К разделам «Лексикология и фразеология» . Собери фразеологизм. Собери пословицу. Угадай слово по его описанию.
3. К разделу «Морфология». Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: - дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства; знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов; обогащение словарного запаса учащихся; развитие речи учащихся; развитие чувства коллективизма у учащихся; воспитание у учащихся чувства языка.
4. К разделу «Синтаксис». Угадай подлежащее! ( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. Методические цели и задачи: знакомство учащихся с главными членами предложения; знакомство с подлежащим; развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у учащихся чувства языка

• Игры можно классифицировать в зависимости от того, на каком этапе урока они могут использоваться.

Как бы не классифицировались игры, их значение в развитии обучающихся велико. Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает
1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьников умения учиться;
2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение
Применение игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и, конечно, позволяет детям чувствовать себя детьми.
Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности.

Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е
изд., М.: «Просвещение», 1988
2. П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, М., 1989
3. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.; 1994
4. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. Новокузнецк: изд. НПК, 1998
5. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002
6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул.пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997
7. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа»,1975, с.108
8. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983, т.4
9. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.

Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока  русского языка.  В работе представлены теоретическое обоснов...

Комплексное интеллектуальное развитие на уроках русского языка

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном...

презентация "Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Комплексная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуа...

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...