Откуда у ребёнка агрессия
статья (1 класс) на тему

Метаева Валентина Павловна

Эта статья поможет родителям разобраться, почему их ребёнок бывает агрессивен и причины агрессии. Предлагаю вашему вниманию тест, показывающий уровень агрессивности вашего ребенка. Статью сопровождает презентация с основными тезисами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_agressiya.pptx113.97 КБ
Файл agressiya_rebyonka.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Откуда у ребёнка агрессия?

Слайд 2

Агрессивное поведение - это немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам. Ключевым здесь является слово «немотивированное».

Слайд 3

Агрессивный ребенок от шести лет и старше

Слайд 4

Об агрессивности ни в коем случае нельзя судить по ее проявлению, нужно обязательно искать причину возникновения. Основными факторами, вызывающими агрессию, являются:

Слайд 5

защита, месть, желание получить что-либо, стремление привлечь к себе внимание, подчеркивание собственного превосходства, ущемление достоинства другого .

Слайд 6

Если агрессия является самоцелью - это очень тревожный признак. Дети, которые причиняют боль ради боли - группа риска по пополнению рядов преступников. Это поведение требует консультации психолога.

Слайд 7

Риски развития проявлений агрессии выше у детей: которых родители бьют, зло шутят или издеваются над ними, незаслуженно стыдят, родители которых сами лгут, выпивают, устраивают дебоши, нетребовательны к ребенку и не имеют авторитета, родители которых не доверяют ребенку, не пускают в дом его друзей, проявляют мелочную опеку и просто его не любят.

Слайд 8

1 нет 2 нет 3 нет 4 нет 5 да 6 нет 7 нет 8 нет 9 да 10 нет 11 да 12 да 13 нет 14 да 15 да 16 да 17 да 18 да 19 да 20 да

Слайд 9

0 - 5 баллов. По поводу агрессивности вашего ребенка можете не беспокоится. Подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребенок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей? 6 - 12 баллов Это средний показатель агрессивности, присущий большинству детей дошкольного возраста. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях она проявляется и исключить или видоизменить эти ситуации. 13 и более баллов. Скорее всего, вы не совсем правильно обращаетесь с ребенком. Если не получится понять, что именно вызывает агрессивность вашего ребенка, то лучше разобраться в этом вместе с психологом.

Слайд 10

А грессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.



Предварительный просмотр:

Откуда у ребенка агрессия?

Ключевые слова: поведение, агрессия, жалобы, ссора

Жалоба на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно - одна из самых распространенных тем, с которой приходится работать психологу. Интересно, что попытки уточнить у родителей, в чем конкретно выражается агрессивность малыша, приводят иногда к неожиданным ответам: «Утащил у папы его любимую ручку», «Без разрешения смотрел мультики», «Обзывал сестренку», «Отказался поцеловать бабушку, которую давно не видел». Ни один из этих примеров не подходит под определение агрессивного поведения. Поэтому, прежде чем обсудить тему агрессивности маленьких детей, давайте уточним само это понятие.

Агрессивное поведение - это немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам. Ключевым здесь является слово «немотивированное». Ребенок стремиться ломать предметы, портить вещи, ссориться с окружающими не оттого, что его обида связана с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими предметами и людьми не связанным. И рационального объяснения такому поведению родители не могут вывести из конкретных ситуаций. Между тем, причина эта есть, Но лежит она гораздо глубже, чем сиюминутная ситуация. 

К сожалению, с возрастом симптомы агрессии у детей могут не только уменьшаться, но и нарастать, принимая самые разнообразные формы. На это влияют многие факторы: взросление, общение со сверстниками, поведение родителей и окружающих. Методы коррекции в этом возрасте могут быть применены разные, они подбираются индивидуально.

Формы агрессии

Вербальная агрессия

  • Косвенная проявляется в виде:
  • Жалоб (А он меня ударил!);
  • Демонстративного крика (Уходи! Отстань!);
  • Агрессивные фантазии (Я сейчас тебя так отделаю, что…).
  • Прямая - словесные унижения другого:
  • Дразнилки (Дяденька, достань воробушка! Ябеда-корябеда!);
  • Оскорбления (Ты - урод! Дурак!).

Физическая агрессия

  • Косвенная направлена на принесение материального ущерба другому:
  • Разрушить замок в песочнице, построенный другим ребенком;
  • Сломать чужую игрушку;
  • Замазать красками рисунок, нарисованный не им.
  • Прямая - это непосредственное нападение на другого:
  • Символическая, когда ребенок запугивает другого, например, показывает кулак.
  • Реальная - непосредственное физическое нападение (укусы, хватание за волосы, царапание, удары палками, игрушками, драка).

Об агрессивности ни в коем случае нельзя судить по ее проявлению, нужно обязательно искать причину возникновения. Основными факторами, вызывающими агрессию, являются:

  • защита,
  • месть,
  • желание получить что-либо,
  • стремление привлечь к себе внимание,
  • подчеркивание собственного превосходства,
  • ущемление достоинства другого.

Если агрессия является самоцелью - это очень тревожный признак. Дети, которые причиняют боль ради боли - группа риска по пополнению рядов преступников. Это поведение требует консультации психолога.

Источники агрессии

Семья, в которой ребенок перенимает модели поведения взрослых и закрепляет их на практике. В агрессивных семьях ребенок теряет чувство защищенности и весь мир кажется враждебным, поэтому ему и приходится обеспечивать собственную безопасность.

Сверстники в детском саду, школе, во дворе, так как агрессивное поведение другого может привлекать возможностью быстрее получить желаемое. Доказано, что уровень агрессии детей, посещающих детский сад, выше, чем у «домашних» детей.

Телевидение. На каждый час детских мультфильмов приходится примерно двадцать актов насилия. Во взрослых фильмах сцен насилия меньше, около десяти в час, но они длятся дольше и являются более жестокими. То есть дети обучаются стереотипам поведения, в том числе и агрессии, у телевизора.

Риски развития проявлений агрессии выше у детей:

  • которых родители бьют, зло шутят или издеваются над ними, незаслуженно стыдят,
  • родители которых сами лгут, выпивают, устраивают дебоши, нетребовательны к ребенку и не имеют авторитета,
  • родители которых не доверяют ребенку, не пускают в дом его друзей, проявляют мелочную опеку и просто его не любят.

Что поможет справиться с агрессией ребенка

Родители должны быть всегда ласковы, внимательны и открыты для ребенка и его друзей, быть требовательными, честными и обязательными, иметь такт и чувство юмора.

Заменить просмотр телевизора реальными играми с ребенком, поощрять его приглашать в дом сверстников для игр и занятий.

Ребенку нужно посещать спортивные секции - это наиболее действенный вид коррекции агрессивного поведения, причем такие дети часто добиваются высоких результатов.

Хорошо снимает агрессию вода, поэтому можно просто больше времени проводить с ребенком в бассейне, на речке или на море, а маленьких детей можно часто купать в ванной, разрешая им там достаточно долго играть, конечно, под наблюдением родителей.

Занятия с психологом помогут научиться управлять своими эмоциями, снимут напряжение и страх, вернуть позитивное видение окружающего мира.93


У психологов существует две основные гипотезы, объясняющие детскую агрессию. Обе они связаны с эмоциональной нестабильностью ребенка, сложившейся под влиянием семейного стиля воспитания. Ребенок не имеет возможности ответить в полной мере, как взрослый, на поступки старших, которые он переживает, как несправедливые. Поэтому он направляет свою агрессию на другие объекты, более безопасные для него - других детей, менее защищенных родственников (например, бабушку или младшего брата), на животных, на растения или просто неодушевленные предметы. 
Первая гипотеза, объясняющая появление агрессии у дошкольника связана с чрезмерно жесткими требованиями, предъявляемыми ребенку дома. Был проведен опрос родителей, как в их семье принято наказывать детей. Ответы условно разделили на две группы. К первой отнесли те, семьи, где родители не считают зазорным поставить ребенка в угол, шлепнуть, лишить любимого лакомства - все это относится к жестким мерам наказания. Ко второй группе отнесли семьи, где родители стараются не реагировать на «неправильное» поведение детей или убеждать их, переключать на другие действия - то есть использовать мягкие меры воздействия на детей. Оказалось, что агрессивность детей выше в семьях, придерживающихся жестких мер наказания. Однако, это касается не всех детей, а только... девочек. Так что девочек жестко наказывать опасно, - то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают в любой пригодной для этого ситуации. Вот вам и слабый пол! Мальчиков же наказывать жестко тоже бессмысленно - это мало влияет на их поведение, которое в гораздо большей степени, чем у девочек, определяется внутренними причинами. 
Вторая гипотеза о причинах детской агрессивности состоит в том, что агрессивность могут проявлять дети, живущие в обстановке эмоциональной холодности. Поясню, что это значит. Часто агрессивность порождается не столько недовольством окружающими, сколько недовольством собой, отсутствием любви к себе (согласитесь, что и у нас, взрослых это очень частое явление). А как ребенок подтверждает собственную значимость, то, что он любим близкими? Прежде всего через их одобрение, похвалу, выраженные словом или просто жестом. Очень много семей, где ребенка, вроде бы и не наказывают, но при этом никак и не поощряют. Этакий «ледяной дом», где маленький человек может только гадать, любим он или нет. 
Для проверки этой гипотезы вновь был проведен опрос родителей, после которого все ответы опять разделили на две группы. К первой отнесли те семьи, где детей хвалят лишь за видимые достижения: за то, что он что-то выучил, научился чему-то конкретному, помог маме и т. д. Во вторую группу попали родители, которые не забывали выражать свое восхищение ребенком по поводу и без такового. Просто за то, что он у них есть. Так вот, связь между агрессивностью и отсутствием постоянного эмоционального поощрения оказалась значительно более прочной, чем казалось до начала эксперимента. Причем, относится это и к мальчикам и к девочкам в равной степени. Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой вынужден жить ребенок, - гораздо более сильный стимулятор агрессивности, чем суровое наказание. Родителям есть над чем подумать. 
Предлагаю вашему вниманию тест, показывающий уровень агрессивности вашего ребенка. Прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет». Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще. 


1. Можно ли сказать, что ваш ребенок не агрессивнее других детей? 
2. Верно ли, что ваш ребенок не ломает игрушки? 
3. Верно ли, что ваш ребенок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)? 
4. Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребенок не бросает предметы на пол? 
5. Бывает ли, что в раздражении ваш ребенок может замахнуться и ударить кого-либо? 
6. Верно ли, что ваш ребенок никогда не оторвет листочек или цветок у комнатного растения? 
7. Можно ли быть уверенным, что на улице, подойдя к собаке или кошке, ваш ребенок нарочно не наступит на него, не ущипнет? 
8. Правда ли, что он никогда не обидит насекомое? 
9. Замечаете ли вы, что играя с близким человеком (бабушкой, сестрой) ребенок может причинить ему нечаянную боль? 
10. Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребенок соизмеряет силы? 
11. Правда ли, что играя с куклами, ваш ребенок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки? 
12. Правда ли, что характерным игровым приемом вашего ребенка бывает «стрижка» ушей, волос, «лишних» деталей у кукол и других игрушек? 
13. Верно ли, что ваш ребенок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду? 
14. Бывает ли, что когда вашего ребенка никто не видит, он щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребенка? 
15. Верно ли, что рассматривая книжку, он может вырвать страницу? 
16. Верно ли, что ваш ребенок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием? 
17. Случается ли, что находясь рядом с другим ребенком, ваш ребенок толкает и пихает его? 
18. Случается ли, что в ответ на замечания взрослых, ваш ребенок употребляет бранные слова? 
19. Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми? 
20. Бывает ли, что от обиды ваш ребенок нередко уходит в другую комнату, бьет подушку, стены, мебель? 
А теперь сравните ваши ответы с Ключом, приведенным ниже, и подсчитайте, сколько ответов совпало. 

1 нет 2 нет 3 нет 4 нет 5 да 
6 нет 7 нет 8 нет 9 да 10 нет 
11 да 12 да 13 нет 14 да 15 да 
16 да 17 да 18 да 19 да 20 да 
0 - 5 баллов. По поводу агрессивности вашего ребенка можете не беспокоится. Подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребенок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей? 
6 - 12 баллов Это средний показатель агрессивности, присущий большинству детей дошкольного возраста. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях она проявляется и исключить или видоизменить эти ситуации. 
13 и более баллов. Скорее всего, вы не совсем правильно обращаетесь с ребенком. Если не получится понять, что именно вызывает агрессивность вашего ребенка, то лучше разобраться в этом вместе с психологом. 

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии.Упражнения для снятия агрессии, гнева

Упражнения, направленные на обучение ребёнка  способам разрядки гнева, агрессии.    «Крик» Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат с Вашей стороны, кроме одной...

Родительское собрание на тему "Что такое агрессия? Как вести себя с агрессивным ребёнком."

Разработка родительского собрания 4 классе поможет учителям и родителям разобраться в вопросах поведения агрессивных детей, путях возникновения детской агрессии и оказать помощь детям....

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Как помочь ребёнку с нарушением поведения ,если я него проявляется физическая агрессия?

Педагоги часто в школьной деятельности сталкиваются  с детьми агрессивными,. Что делать?Помогать ребёнку находить решение выхода из  проблемной ситуации....

Диагностика агрессии ребёнка

Данный материал представляет собой сценарий классного часа, направленный на работу с детьми младшего школьного возраста, так же предложены рекомендации по работе с агрессивными детьми....

Тема: Агрессия ребёнка. Причины и профилактика.

Цель: привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребёнка, его поведение и отношение...