Воспитываем ребенка – лидера.
консультация на тему

Материал об общении детей в коллективе и о том, как воспитать ребенка – лидера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvaem_rebenka_-_lidera.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитываем  ребенка – лидера»

В современном обществе успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленность волевых качеств необходимо начинать уже в дошкольном детстве, особое внимание уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных силах.

Картина взаимоотношения между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. Проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива. Дети-лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни в дошкольных учреждениях. Авторитет таких детей и сила их воздействия на ровесников часто превосходит влияние взрослых.

Изучая взаимоотношения детей, А.С.Залужный выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т.д.) и постоянных. Он не согласен с тем, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству, - лидером может быть – и бывает в действительности – при соответствующих условиях практически каждый ребенок: сейчас один, в следующий момент другой и т.д. Учитывая совокупность подходов к феномену лидерства, можно сделать следующий вывод.

«В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но, поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, появление лидера есть результат стечения места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал

ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны последователей».

Наблюдая за взаимоотношениями дошкольников, можно увидеть, что к одним сверстникам, изобретательным в играх, дети относятся с симпатией и стремятся к общению с ними, других – сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.

На основе исследований можно выделить качества, значимые для высокого и низкого статуса дошкольников в коллективе сверстников.

Для детей 3-7 лет, имеющих высокий статус в коллективе сверстников, характерны такие качества, как успешность совместной со сверстниками деятельности, высокая социальная активность, высокий уровень игровых умений, обостренная, ярко выраженная потребность в общении и признании, физические достоинства, нравственные качества, успешность в познавательной и трудовой деятельности, способность адекватно удовлетворять коммуникативные потребности ровесников, эмоционально-волевые качества, чистоплотность, снисходительность, незлопамятность, послушание, уступчивость, умение помочь и др.

Для дошкольников, имеющих низкий статус в коллективе сверстников, характерны социальная пассивность, замкнутость, эгоизм, уход от действительности, погружение в себя, нарушение общественных норм, отсутствие сформированных навыков игрового общения, неопрятность, капризность, плаксивость, склонность к жалобам на сверстников, физические недостатки, задержка в психическом развитии, ограниченность интересов.

Несмотря на столь широкий и далеко не полный перечень личностных черт детей-лидеров, проблема эталонного набора лидерских качеств остается нерешенной. Трудность заключается в том, что чем выше по своему развитию группа, тем более сложный и обширный набор личностных характеристик требуется для описания ее лидера. Чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников и педагогов, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами; для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной - двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств

Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущении своего роста, движении вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его – это первое условие обеспечение успеха.

Развитие лидерских качеств станет успешным, если педагоги и родители будут учитывать в воспитании детей следующие рекомендации.

1.  Поддерживайте любой, даже самый маленький успех ребенка.

2.  Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.

3.  Хвалите публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала повышает авторитет ребенка в глазах сверстников.

4.  Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.

5.  Усложняйте задания только тогда, когда ребенок справится с предыдущими. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

6.  Создавайте ситуацию успеха, но таким образом, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан самому себе,а не взрослому.

7.  Воспитывайте веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!»

8.  Верьте в ребенка. Он не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, так как только их оптимизм и вера в успех порождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.

9.  Подбирайте разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.

10. Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь за нескладными выражениями идей видеть активную работу мысли.

11. Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.

12. Воспитывайте настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до логического конца.

13. Повседневно развивайте у детей навыки общения.

Развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды.

Таким образом, каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Лидер или тихоня"

Отвечая на вопросы анкеты, можно определить темперамент ребёнка...

Задания на выявления лидера в коллективе

А лидер кто? Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпоч...

Разработка занятия кружка «Я-лидер» Раздел « Я и эмоции» Тема: «Радость»

Занятие разработано для проведения во внеурочное время. Для детей 6-8 лет, в соответствие с  ФГОС.Цель занятия: создать комфортные условия для работы ребят; снять эмоциональное напряжение; развив...

Календарно – тематическое планирование занятий кружка «Я – ЛИДЕР» 1 класс

Календарно – тематическое планирование занятий кружка«Я – ЛИДЕР»1 класс...

Отряд "Лидер". Младший школьный возраст.

Отряд "Лидер".  Название и девиз. Гимн отряда. Презентация отряда. Законы, заповеди. Обязанности Модель самоуправления. Социально - значимая карта жизнедеятельности класса. Отрядный уголок....

Программа школы ученического актива "Лидер"

Программа имеет социально-педагогическую направленность и преднозначена для детей от 11 до 15 лет, имеющих опыт работы в школьных органах самоуправления. актуальность данной программы обусловлена необ...

Игра, посвящённая Дню Защитника Отечества "Я-лидер"

Игра "Я-лидер" предназначена для мальчиков 3-4 класса и проводится накануне Дня Защитников Отечества...