Методы работы с родителями школьников
консультация на тему

Иванова Наталья Леонидовна

Здесь даны основные методы работы с родителями учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работая много лет в школе и осознавая кризис института семьи в наше время, поневоле задумываешься  о том, каким же будет новый первоклассник, как организовать работу с родителями, чтобы взаимодействие семьи и школы в образовательном процессе было наиболее эффективным.

Взаимодействие педагога и родителей — сложная проблема. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями. Иногда родители просто бояться вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной другим учителям и администрации школы, не хотят делиться своими переживаниями, а порой даже и не могут определить, что же они хотят от школы и своего ребенка. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме «семья – школа». Вы видите по каким направлениям может осуществляется взаимодействие семьи и школы:

И в рамках данных направлений я предлагаю рассмотреть некоторые формы взаимодействия.

Что же относится к нетрадиционным формам работы с родителями?

 Родительские чтения- Очень полезная и необходимая форма работы с семьей, которая дает  возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.

Родительские вечера являются достаточно новой формой работы с родителями. Их уместно проводить в период адаптации, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса.

Это форма, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив, это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать.

Родительские ринги

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, интересной формой просвещения родителей является родительский ринг. Это - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительское собрание-студия.

Его суть заключается в обучении родителей одновременно на трех уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Во время такого собрания педагог создает условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогической проблемы, связанной с особенностями развития и воспитания детей, в форме групповой дискуссии, круглого стола, имитационно-ролевой игры с обязательным использованием рефлексивных приемов, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности.

Консультация. Беседа

Более подробно мне хотелось бы остановиться на одной из важнейших форм взаимодействия в период адаптации это индивидуальной консультации.         Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель предоставляет родителям возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить его в неформальной обстановке.

На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе изучив результаты обучения учащегося, или по рекомендации учителей-предметников. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом в целом.

Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными и письменными. Их можно вручить в ходе первой индивидуальной консультации и предложить обдумать, а свое мнение высказать на первом родительском собрании в классе или на следующей консультации, если родители считают, что последующая консультация им необходима.

В индивидуальных консультациях могут участвовать не только педагоги. Если в этом есть необходимость, то в них участвуют психолог, социальный педагог, представитель школьной администрации. Однако надо помнить, что консультация полезна лишь в том случае если она помогает разрешить проблему, является своеобразным моментом истины в жизни семьи и ребенка.

Если в детском коллективе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию.

Инициатива организации такой консультации может исходить как от учителя, так и от самих родителей. Тематическая консультация требует серьезной подготовки со стороны классного руководителя и тех специалистов, которые будут в ней участвовать. Если родители согласились принять участие в консультации, классный руководитель должен побеседовать со специалистами, приглашенными на нее, познакомить их с теми проблемами, которые вызывают необходимость проведения такой встречи.

Использовать консультацию в работе с родителями необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет, В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания.

Залогом успешной работы педагога и родителей является и многообразие применяемых форм и методов психолого-педагогического сопровождения. Для того чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, их надо проводить системно.

Результатом использования учителем нетрадиционных форм работы с родителями по вопросам адаптации первоклассников можно считать то, что возникает контакт. Учитель с родителями говорят друг  на одном языке понятий и находятся на одном уровне позиций, происходит формирование нового классно – родительского коллектива, как правило, родители активно принимают участие в школьной жизни своего ребенка. Они становятся достаточно информированы в психолого-педагогических аспектах воспитания своего ребенка, а это помогает избежать многих ошибок и разочарований, создаются условия для нормальной жизни ребенка. Процесс адаптации проходит в более короткие сроки и менее болезненно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с родителями.

Взаимодействие классного руководителя и родителей учащихся начальной школы....

Формы и методы работы с родителями.

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от  взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обу...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика...

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Методы работы с родителями младших школьников.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совест...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...