Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу
материал (4 класс) по теме

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю

школу

     Скоро Вашему ребенку предстоит перейти в среднюю школу. При этом не просто сменятся учителя и появятся новые предметы, в средней школе принципиально новая форма организации труда, новые требования. Это связано с тем, что задачи обучения в начальной и средней школе разные. Начальная школа призвана сформировать начальные навыки чтения, письма, счета, а в средней школе изучаются основы наук. Если в начальной школе ученику достаточно было исполнительности и аккуратности для получения высокой оценки, то в пятом классе необходимо будет проявить самостоятельность, инициативность. Кроме того, в пятом классе обучение рассчитано на детей, у которых хорошо развиты абстрактное мышление, рефлексия и внутренний план действия.

Возрастной период 10-12 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования.

     С начала обучения в средней школе расширяется само понятие "учение", так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения "для себя". Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.

      К 4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.

     Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.

     Это один из кризисных периодов школьного возраста. Это период наибольших школьных затруднений.

     Постепенно меняется ведущая деятельность. Главным становится общение, которому подростки  посвящают большую часть своего свободного времени. Учеба постепенно отходит на второй план. Научите ребенка рационально учить уроки, распределять время, научите читать, выделяя главное.

     Еще одна важная особенность детей этого возраста – изменение структуры внимания. У ребенка резко ухудшаются все свойства внимания, кроме переключения. Ребенок в этом возрасте не может долго сосредотачиваться на одном объекте, он должен часто менять деятельность.

      Выявлен целый ряд проблем, испытываемых детьми в процессе обучения на данном этапе:

  •      Трудности во взаимодействии с учителями; стиль общения с учащимися педагогов начальной и средней школ;
  • Переход от чрезмерной опекаемости к большей (полной) самостоятельности;
  • Появление новых школьных правил;
  • Тревожность во взаимоотношениях с одноклассниками;
  • Кабинетная система;
  • Тревожность при ответах у доски и при выполнении контрольных работ;
  • Отсутствие единых требований к оценке труда учащихся и результатов личностного роста;
  • Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе;
  •      Увеличение учебной нагрузки; усталость при выполнении большого объема домашних заданий.

     В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

     У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

     С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

     В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

  •       Родителям предстоит потрудиться, чтобы помочь ребенку подготовиться к этому ответственному моменту.
  1. Важно, чтобы уже на первых уроках у ребенка было все необходимое. Во-первых, такое отношение мобилизирует его. Во-вторых, новый учитель не знает Вашего ребенка и в случае неготовности ученика на первых уроках может составить о нем плохое мнение.
  2. Объясните ребенку, что у него теперь будут разные учителя, которые не знают его так хорошо, как его первая учительница, поэтому  ему надо будет учиться строить отношения с ними.
  3. Приучите ребенка самостоятельно следить за своими вещами, так как в пятом классе он вынужден будет ходить с портфелем и другими вещами по разным кабинетам.
  4. Если Ваш ребенок имеет какие-то особенности характера (медлителен, импульсивен, чувствителен) или здоровья, сообщите об этом классному руководителю, он постарается  учесть это.
  5. Найдите время познакомиться со всеми учителями своего ребенка. Чем раньше Вы это сделаете, тем легче будет разрешить проблемы, возникающие в процессе обучения.
  6. Если Ваш ребенок чем-то обижен, не спешите идти в школу разбираться. Он, конечно, говорит Вам правду, но это только его видение проблемы.  Послушайте и других участников инцидента, составьте свое мнение. Помните: вы не сможете всю жизнь жить за ребенка, научите его выходить из конфликтных ситуаций самостоятельно.
  7. У Вашего ребенка будут разные учителя с разными требованиями. Важно, чтобы он научился эффективно  работать на каждом уроке: это обогатит его жизненный опыт.
  8. На первых порах, знакомясь с чем-то новым, подросток не принимает его, капризничает, говорит, что раньше было лучше. Не поддерживайте эти разговоры, помогите ему приспособиться к новым условиям.
  9. Ваш ребенок входит в очень трудный этап жизни – отрочество. Наберитесь терпения, чтобы вместе с ним перерасти этот период!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как преодолеть трудности младших школьников при переходе в среднюю школу

Статья с рекомендациями опытного педагога для родителей учащихся 4-х классов для лучшей адаптации при переходе в среднюю школу....

Родительское собрание "Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу"

Общая оценка готовности ребенка к обучению в средней школе...

Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста на этапе перехода в среднюю школу

Эта статья знакомит родителей с психологическими особенностями учащихся начальной школы на этапе их перехода в среднюю школу...

Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу

RjvgktrcКомплексная диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу...

Родительское собрание "Первый экзамен, или Как помочь ребенку подготовиться к ВПР"

Рекомендации родителям, как помочь своему ребенку подготовиться в ВПР...

Как помочь ребенку подготовиться к ВПР?

Памятка для родителей " Как помочь ребенку подготовиться к ВПР?...