Сто вопросов о воспитании.
статья по теме

Жолудева Жанна Васильевна

В данной статье даны рекомендации родителям о роли общения в становлении личности ребёнка ,в организации совместного отдыха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 100_voprosov.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

100 ВОПРОСОВ О ВОСПИТАНИИ

 

Жолудева Ж. В.

учитель начальных классов

 МОУ СОШ №15 МО Ейский район

г.Ейск

 

Вопрос: « Какова роль общения родителей  в воспитании и становлении личности ребёнка?»

Ответ. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. [2]

Работая в начальных классах более 20 лет, сталкиваюсь  с тем, что учащиеся  не имеют навыков общения, хотя общаться начинают с раннего детства. Навыки общения приобретаются и развиваются в основном в семье, а затем, по мере взросления, круг общения начинает  расширяться (друзья-одноклассники, учителя, руководители кружков и т.д.)

Но от разнообразия общение ребёнка не становится грамотным и правильным , поскольку часто отсутствует положительный пример общения, что способствует усвоению грубости и хамства.

Обычно родители хотят добиться, чтобы ребёнок сделал что-то, что кажется им необходимым полезным. Используются уговоры, просьбы требования  и даже – « торг.» (уберёшь в комнате, выучишь уроки и т.д. , то получишь деньги или пойдёшь погулять…) Результат такой практики воздействия очень неустойчив, так как с возрастом «цены» побуждений будут возрастать. Родителям нужно уметь владеть навыками, позволяющими заинтересовать ребёнка общением. Для этого нужно учиться понимать своего ребёнка, особенности его характера, предполагать реакцию ребёнка на тему и содержание разговора, учитывать своё эмоциональное состояние, и настроение ребёнка.

Повседневное общение родителей со своими детьми постепенно должно вырасти до уровня продуктивного общения, которое имеет цель и результат, чтобы впоследствии слово родителей было для ребёнка весомым и значимым. Поэтому родителям надо уметь слушать своего ребёнка, уметь принимать информацию, которую им даёт ребёнок, эмоционально реагировать на сообщения своих детей. Хочу предложить  несколько практических советов:

-научитесь слушать и слышать своего ребёнка;

-учитесь анализировать состоявшееся общение, каким бы оно ни получилось;

- воздерживайтесь от поучений;

-осознавайте цель общения и прогнозируйте ожидаемый результат.

В семье всё зависит друг от друга. Это подтверждает тот факт, что семья – особая система, живущая и развивающаяся по своим законам. Ребёнок очень чутко реагирует на любое событие внутри  семьи. Откликом на ссоры, скандалы  во взаимоотношениях любимых им людей могут стать самые различные нарушения в поведении ребёнка. Чтобы помочь ребёнку, нужно устранить причину и больше времени уделять общению с ним.

Дом должен быть  безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры.

Вопрос 2: «Какова роль совместного  отдыха  родителей и детей в воспитании?»

Ответ: Возможен ли совместный отдых родителей и  детей? Нужен ли такой отдых? В чём необходимость такого отдыха?

Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. А.С. Макаренко писал: « Бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».[1]

Эта мысль Макаренко в нашей действительности может выглядеть так ,что если родители хотят, чтобы их дети выполняли хорошо какое- либо действие, выполненное до этого неверно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это несколько раз, пока действие не будет выполнено в совершенстве.

Поэтому всё же основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. Именно под наблюдением и руководством  родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор ,пока дети не привыкнут делать это хорошо. Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребёнку природа, а также предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность.

Если в жизни вашей семьи редко выпадают моменты, когда вы отдыхаете вместе и не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых могу предложить несколько форм совместного отдыха родителей и детей:

- совместная творческая деятельность (поздравление родственников,  подготовка квартиры к празднику и т.д.);

- совместная трудовая деятельность (уборка квартиры, высадка цветов около дома и т.д.);

- совместная интеллектуальная деятельность (игры, разгадывание загадок, ребусов, шарад, составление собственных кроссвордов);

-совместная спортивная деятельность (семейные прогулки, занятия на стадионе, подвижные игры).

В процессе игры родителям необходимо внимательно наблюдать за поведением ребёнка (боится или не боится трудностей, как справляется с проигрышем в игре и т.д.), так как игра прекрасный источник информации о личности ребёнка.

Таки образом, роль родителей в воспитании ребёнка незаменима, так как они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской жизни.

Не забывайте, что «ребёнок - это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда». [3]

Список литературы

 

1.Макаренко А.С. Сочинения в семи томах.  М.: Издательство Академии педагогических наук ,1958. Т.2- с.170

2.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Словарь М.:Политиздат,1999г. С. 244.

3.Преображенская Е. Лучше проверить на себе.//Крестьянка- 2002.-№9.-с.19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о воспитании терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе

Статья освещает основные аспекты гуманности в процессе воспитания: воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе...

100 ВОПРОСОВ О ВОСПИТАНИИ

Вопрос: Как воспитать ребенка в духе патриотизма, любви к Родине? ...

100 вопросов о воспитании. Как наказывать ребенка?

Дети идеальными не бывают. Это факт, с которым не поспоришь. Но рано или поздно наступает момент, когда их «не-идеальность» переходит все границы, и тогда другого выхода нет: ребенка нужно наказ...

100 вопросов о воспитании. Хвалить или не надо?

Похвала – дело очень важное, но и довольно тонкое. Сейчас, под влиянием американской модели воспитания, многие молодые родители активно хвалят своих детей. Возможно, пытаются компенсировать свой недос...

Статья К вопросу о воспитании младшего школьника в современном обществе

Статья К вопросу о воспитании младшего школьника в современном обществе....

Актуальные вопросы в воспитании

Помощь родителям в воспитании детей........