100 вопросов о воспитании. Как наказывать ребенка?
статья на тему

 

Дети идеальными не бывают. Это факт, с которым не поспоришь. Но рано или поздно наступает момент, когда их «не-идеальность» переходит все границы, и тогда другого выхода нет: ребенка нужно наказывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 100_voprosov_nakazanie.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

100 ВОПРОСОВ О ВОСПИТАНИИ

Растопчина Е.В.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 53

г. Краснодар

Вопрос: «Как наказывать ребенка?  Можно ли его шлепать?»

Ответ. Дети идеальными не бывают. Это факт, с которым не поспоришь. Но рано или поздно наступает момент, когда их «не-идеальность» переходит все границы, и тогда другого выхода нет: ребенка нужно наказывать.

Как пишет в своей книге «Непослушный ребенок» психолог Д. Добсон: «безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное и неуважительное отношение к другим людям. Сказанное вовсе не означает призыва к палочной дисциплине и жестокости». [2]

Наказывать или нет?

Многотысячелетний родительский опыт воспитания говорит о том, что без наказания детей все-таки не обойтись. Но в силах любящего родителя сделать так, чтобы это наказание было максимально щадящим при максимальной эффективности.

Для осуществления такого «идеального» наказания, если верить психологам, необходимо выполнить несколько условий.

Условие первое: наказание должно быть совершенно по возможности без эмоций. Это не значит, что вы должны хлестать своего малыша ремнем с совершенно спокойным и бесстрастным выражением лица. Смысл в том, чтобы наказание не проводилось «под горячую руку», под воздействием сильных негативных чувств. Вспомните, когда в последний раз вы наказывали свое чадо.

Условие второе: ребенок должен понимать, за что его наказывают. Для того, чтобы из маленького ребенка вырос большой и психологически здоровый человек, то когда его наказывают, он должен четко понимать, какой его проступок повел за собой такие последствия.

Условие третье: наказание должно быть адекватным. Даже когда ваш ребенок совершает «нехорошие» поступки и осознает это, важно, что при этом он понимает: какие-то поступки более плохие (и за ними последуют более тяжелые наказания), а какие-то – менее, и «ответить» за них будет легче.

Условие четвертое: наказание должно быть своевременным. Очень важно, чтобы время «кары» наступало именно тогда, когда нужно, с учетом характера вашего ребенка.

Условие пятое: наказание должно быть психологически правильным. Это, наверное, самое главное условие. Когда вы наказываете ребенка, не говорите ему ничего, из чего он может сделать вывод, что он плохой.

Условие шестое: попробовать разобраться, что может стоять за этим поведением ребенка? Иногда за непослушанием ребенка могут стоять самые причины. Условие седьмое: если все прочие условия соблюдены, чувства вины у вас возникать не должно. Или, во всяком случае, оно будет минимальным.

Почему нельзя бить детей? Психологами доказано, что когда ребёнка бьют, он не исправляется, а начинает жалеть себя, теряет способность верить взрослым, чувствует себя недостаточно любимым. От этого он начинает вести себя еще хуже, и шлепают его еще чаще. Получается замкнутый порочный круг, который лишает ребенка самоуважения. А ещё, ребенок, которого бьют, понимает:

  • что унижать и бить слабого можно;
  • что взрослые бессильны против баловства детей;
  • что применение силы — лучшее средство решения конфликта;
  • что родителей надо бояться.

Кроме того, доказано, что насилие задерживает развитие ребенка, а также влияет на его психическое здоровье в будущем.

Список литературы

1. Викофф Джерри, Юнелл Барбара  Воспитание без наказаний и крика / Изд. Попуурри, 2008. – 272 с.

2. Добсон Д. Непослушный ребенок / СПб: Изд. «Мир психологии», 1999. – 259 с.

3. Рей Берк и Рон Херрон  Воспитание на основе здравого смысла / СПб: ИД "Весь",  2001. - с.87-95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о воспитании терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе

Статья освещает основные аспекты гуманности в процессе воспитания: воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе...

100 ВОПРОСОВ О ВОСПИТАНИИ

Вопрос: Как воспитать ребенка в духе патриотизма, любви к Родине? ...

Сто вопросов о воспитании.

В данной статье даны рекомендации родителям о роли общения в становлении личности ребёнка ,в организации совместного отдыха....

100 вопросов о воспитании. Хвалить или не надо?

Похвала – дело очень важное, но и довольно тонкое. Сейчас, под влиянием американской модели воспитания, многие молодые родители активно хвалят своих детей. Возможно, пытаются компенсировать свой недос...

Статья К вопросу о воспитании младшего школьника в современном обществе

Статья К вопросу о воспитании младшего школьника в современном обществе....

Актуальные вопросы в воспитании

Помощь родителям в воспитании детей........