Родительское собрание "Поговорим об уроках письма"
методическая разработка (1 класс) по теме

Цудинович Ольга Владимировна

 

Уроки письма в первом классе (методика В.А. Илюхиной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rod.sobranie_v_1_klasse_pogovorim_ob_urokakh_pisma.zip2.34 МБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Поговорим об уроках письма»

(методика В. А. Илюхиной)

учитель начальных классов

Цудинович Ольга Владимировна

2012 г.

г. Межгорье

Уроки письма в первом кассе (методика В.А. Илюхиной)

Письмо – один из наиболее трудных уроков для первоклассников. Именно его чаще всего называют в числе нелюбимых уроков.

Чтобы написать слово, ребёнок должен выполнить несколько действий: выяснить смысл слова, определить звуки в слове, установить их последовательность, звуки соотнести с буквами (русское письмо – звуко-буквенное), выяснить порядок букв в слове, вспомнить начертание букв, их соединение и только после этого, найдя строчку в тетради, там, где нужно начать писать, приступить к письму.

 

Сложность в обучении правильному письму состоит ещё и в том, что у детей 6 – 7 лет слабо развиты мышцы кисти руки и мелкая моторика пальцев, а рука неустойчива, часто очень зажата. Чем больше нажим, тем хуже результаты, тем ниже самооценка.

Дети плохо переносят статические нагрузки, а напряжение при письме очень большое. У многих детей недостаточно развита зрительно-моторная координация (куда поставить ручку, провести прямую, определить наклон…), зрительная память, пространственное восприятие. Это всё очень индивидуально, поэтому не следует торопить ребёнка, требовать от него писать быстрее, чем он может.

6 лет – 6 букв в минуту в начале учебного года, 10 -12 – в конце;

7 лет – на 3 – 4 буквы больше.

Формирование почерка – процесс длительный – от 8 до 10 лет и более. Окончательно он формируется к 20 – 25 годам.

Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно определить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку характер человека неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.

Что же может оказывать влияние на формирование почерка?

  • Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму,
  • Время начала обучения письму,
  • Отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении,
  • Отношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии,
  • Развитие у ребенка чувства ритма,
  • Качество орудий труда и т.д.

Этапы формирования графического навыка

  1. На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.
  2. На втором  – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.
  3. На третьем – писать буквы.
  4. На четвертом – писать целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося:

Правила посадки учащихся при письме:

  1. Сидеть прямо, на всей плоскости стула.
  2. Опираться спиной о спинку стула.
  3. Не ложиться на стол.
  4. Ноги должны стоять на полу.
  5. Голова слегка наклонена влево.
  6. Плечи следует держать ровно.
  7. Руки лежат на столе, локти  слегка выступают за край стола.

Положение тетради при письме:

Под углом 650,  нижний левый край должен находиться на середине груди. ПО мере заполнения тетради она  передвигается вверх.

Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:

  • за партой сидят, скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
  • пишут буквально «носом»,
  • левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
  • локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,
  • голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
  • вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.

Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.

Формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия – что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.

Вместо стихийных поисков  недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает детям возможность раньше и успешнее выполнять графическое действие.

На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.

Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка.

При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.

С этой целью необходимо:

  1. Проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.
  2. Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.
  3. Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения:

посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.

  1. Проанализировать исполнительные операции, т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.
  2. Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.
  3. Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

Для школьников есть система четких эталонов- алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.

При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.

  • Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)
  • Речевая форма  – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.
  • Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме». 

Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко

При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость.

Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.

Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в целом и в соединении с другими буквами.

Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех  графических деталей букв, на формировании у них  способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.

Основной алгоритм письма  (буква И)

 Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.

 Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).

 Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.

 Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)

 Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)

Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).

 Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).

Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обучающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом.

Написание наклонных линий (интервалы, параллельность (включается боковое зрение – слежу за предыдущей линией)),   просветы в верхних и нижних частях букв (шалашики и гнёздышки:  а, и, к, л, …)

Безотрывное письмо. При обучении письму школьники обязательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее – чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он остановился.

Все вышесказанное можно истолковать так. Формирование графического навыка – весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выработки графического навыка повторные действия должны совершаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определенных конкретных задач, осознания необходимости этих повторений для приобретения навыка (осознание всех нужных движений, Соотношений этих движений и т. д.).

Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил четкого письма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения письменных упражнений, возникает лишь в том случае, если обучающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознает недостатки своего письма и умений.

 

Ведь процесс письма не является простым моторным актом, он помогает школьнику в развитии его познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.

В букварный период значительное место уделяется подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве уже известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими буквами, дают их словесное описание. Первоначально это осуществляется с помощью учителя, затем, при ознакомлении с новой буквой, ученики стараются сами составить ее алгоритм. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (графический диктант) записывать букву, самостоятельно комментировать написание не только букв, но и отдельных соединений и даже коротких слов.

Таким образом, используя известный алгоритм письма, ученики путем анализа, логи­ческих рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного письма. Такое построение графической работы способствует активизации мыслительной деятельности ученика.

Мышление 6-7-летних детей носит наглядно-образный характер. Учитывая это, перед обучением начертанию буквы в памяти ученика следует сформировать четкий и дифференцированный зрительный образ буквы. Учащимся предлагается сравнить изучаемую печатную букву с письменной, также выделить в ней уже известные им элементы, вспомнить, в каких изученных буквах они уже встречались. Разобрать новые элементы, подумать, на что они похожи, постараться дать им название. Учитель предлагает свой вариант названия, с которым дети, как правило, соглашаются. Алгоритм буквы не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности педагога и детей. Это позволяет ребятам не заучивать алгоритм изучаемой буквы, а осознанно усваивать его. Время усвоения в каждом конкретном случае разное. Одни усваивают алгоритм в процессе ознакомления с новой буквой, другие – несколько позже, при этом принцип осознанности всегда должен оставаться ведущим.

Помимо отработки написания той или иной буквы, ученик должен уметь отличить правильно написанную букву от неправильно написанной и указать, в чем заключаются ошибки (если они есть) и как их устранить. Очень важно работу по анализу буквы проводить как можно раньше, так как ее результативность положительно сказывается на формировании правильного графического навыка. В букварный период следует уделять значительное внимание развитию графической зоркости, а не увлекаться скоростью письма. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Памятка родителям

Правила посадки учащихся при письме:

  1. Сидеть прямо, на всей плоскости стула.
  1. Опираться спиной о спинку стула.
  2. Не ложиться на стол (сохранять расстояние в кулачок между партой и грудью).
  3. Ноги должны стоять на полу.
  4. Голова слегка наклонена влево.
  5. Плечи следует держать ровно.
  6. Руки лежат на столе, локти  слегка выступают за край стола.

Положение тетради при письме:

Под углом 650,  нижний левый край должен находиться на середине груди. По мере заполнения тетради она  передвигается вверх. Свет должен падать слева. (для ПРАВШЕЙ)

Положение ручки: кончик мысленно упирается в правое плечо (левое – для левшей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

ПЛАН - КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ«ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».   Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение з...

Родительское собрание "Секреты успешного письма первоклассника"

На собрании были рассмотрены предпосылки овладения письмом первоклассников, проанализированы причины низкой готовности детей к овладению процессом письма, родители сформулировали основные гигиенически...

Тема родительского собрания: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе". 2 класс

Работа представлена в виде конспекта с разработанными рекомендациями для родителей по оказанию помощи детям со школьными трудностями....

Родительское собрание «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»

ознакомить родительский коллектив с трудностями обучения письму и чтению к первому году обучения в школе; предложить практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности....

Родительское собрание "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Родительское собрание "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"...

Родительское собрание "Специфические ошибки письма!

Советы родителям по преодолению дисграфии...