Родительское собрание "Развивающее обучение или традиционка?"
консультация по теме

На родительском собрании поднимается проблема выбора программ для учащихся начальной школы: программы развивающего обучения или традиционные. Практикум для родителей помогает разобраться в проблеме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Часть родителей планирует перевести детей из вашего класса, работающего по программам развивающего обучения, в традиционный класс, объясняя это тем, что они не влияют на успешное обучение детей. Предложите вариант решения проблемы.

Ход собрания

-Уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Программы  обучения в начальной школе»

Рассмотрим возникшую проблему:

«Мой сын учится по развивающей  программе, но я считаю, что эти программы мало влияют на успешное обучение детей. Я начал подумывать, а не перевести ли его в другой класс. Но другой класс в нашей школе - это традиционная программа.   Я хотел бы посоветоваться: стоит переводить ребенка в другой класс или нет?  Что делать?»

- Давайте попробуем  разобраться в этой  проблеме.

Прием метафоры.

Рисунки «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку)  Слайд №1

- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите,

что на нем   изображено?

- Замок (родители).

- Правильно, замок. Какой это замок?

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ (родители).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли  

ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет (родители).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка

существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный  

замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи,

обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.

- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы

обучения, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот

единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь

на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим

способом, не применяя ключи?

- Да, возможно (родители).

- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора,

хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с

ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные                    методы воспитания и  обучения.

Беседа.

-За последнее десятилетие появилось множество новых программ и учебников, и каждый из них основывается на определенной концепции, новом взгляде авторов на то, чему и как надо обучать младших школьников. Если принять во внимание перемены, произошедшие в нашем государстве за эти десять лет, это становится понятным. У многих из вас возникает вопрос: почему бы не учить детей так, как учили нас с вами? Но давайте задумаемся: нынешнее поколение родителей младших школьников училось в 80-е годы.  Можем ли мы учить сейчас так же, как учили 30 лет назад?

Вопрос родителям.

-Чтобы более полно ответить на ваш вопрос, предлагаю задуматься:

-В чем, на ваш взгляд, состоит главная цель современного образования?

 (ответы родителей- листы заполняют и на доску)

-Если понимать обучение чисто практически, т.е. как нацеленное исключительно на приобретение практических навыков (например, чтения, письма и счета), действительно, эти задачи неплохо решались и 30, и 100 лет назад. И если считать, что мы ведем своих детей в школу только для того, чтобы они научились писать без ошибок и решать примеры, то можно учить ребят методами столетней давности.

Умение учиться – это способность к самоизменению. Если ребенок обладает такими способностями, любые его действия (в том числе и жизненно важные решения) приобретают осознанный характер. В будущем он легко сконцентрируется на том, что ему интересно, сможет выбрать в соответствии с этими интересами профессию, совершенствоваться, а при необходимости и сменить профессию, освоить новую специальность. Это именно то, чего требует современное быстро меняющееся общество от человека.

Учителем на уроке создаются такие учебные ситуации, когда ученики понимают, что им не хватает имеющихся знаний, чтобы решить данную задачу. Но решение не дается в готовом виде. Дети, работая в группах, самостоятельно ищут способ решения, выступают в роли исследователей. На уроке создается такая атмосфера учебного сотрудничества, в которой ценным становится любое мнение, пусть даже ошибочное. Все вместе все равно найдем верное решение.

  Вашему ребенку трудно учиться по развивающей программе? Вы можете помочь своим детям. Но чтобы ответить на вопрос, как это сделать, сначала нужно понять, в чем именно вы хотите им помочь. Многие родители стремятся помочь детям при выполнении домашнего задания.

Помощь родителей при выполнении домашнего задания должна заключаться в том, чтобы помочь ему осознать, почему он затрудняется при выполнении конкретного домашнего задания, чего ему не хватает для того, чтобы успешно с ним справиться.

Учитывая все вышесказанное, можно сказать, что лучшая помощь – это ваш

искренний интерес к тому, что происходит на каждом уроке, что узнал ваш

ребенок именно сегодня, какие у него возникли вопросы, может ли он применить

то, что узнал сегодня на уроке при выполнении домашнего задания, а если нет,

то почему. То, что вы обучались по совершенно другим программам, в данном

случае только плюс – вы можете искренне удивляться тому, как известные вам

вещи интерпретирует ваш ребенок. Вы можете попросить его разъяснить вам

непонятные моменты, подчеркивая тем самым значимость тех знаний, которые

получил ребенок в школе.

Работа в группах.

Вспомнить загадку. Сделать рисунок  к ней.

Такие задания вы получали, обучаясь традиционными методами в школе.

   А  теперь, используя методы развивающего обучения, поучимся составлять загадки сами.

Алгоритм составления загадок.

  • Выбрать объект
  • На что похож объект?  Какой?(2-3 сравнения)  

Что такое же?  Что делает? Кто делает так же?

  • Чем отличается?
  • Вставить слова «Как», « но   не», «а   не»
  • Прочитать загадку

Предположим, что вы все-таки решили перевести ребенка в традиционный класс.

Здесь нужно учесть состояние психики ребенка.

 Такой переход в принципе возможен, но наиболее безболезненным он будет после окончания начальной школы. Если учитывать разницу в содержании программ по классам, то после первого класса такой переход крайне нежелателен, после второго класса разрыв тоже большой, но преодолимый, после третьего – менее ощутимый. В любом случае перехода ребенка из одной образовательной системы в другую в начальной школе лучше избежать, а если это невозможно – заранее спланировать постепенную адаптацию ребенка не только к иному изложению содержания в учебниках, но и к иным способам его преподавания, иным требованиям к усвоению материала.

Если сейчас Ваш ребенок занимается по усложненной программе, то после перехода в традиционный класс уменьшится учебная нагрузка, ребенок может почувствовать облегчение и, возможно, учиться станет ему полегче.
В любом случае, чтобы принять решение, вам надо подумать обо всех этих аспектах, посоветоваться с учителем, с ребенком. И возможно, обратиться к школьному психологу, чтобы разобраться в  сложившейся ситуации. Чтобы не вышло так:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?»

Рефлексия.

Сегодня мы с вами попытались разобраться, стоит ли менять систему обучения.  Пожалуйста, закончите данные предложения:

  • Я сегодня узнал(а), что……….
  • Я понял(а), что ………..
  • Я хочу, чтобы мой ребенок учился по ………….

Я надеюсь, что мы сможем теперь подобрать тот единственный ключик, который поможет установить связь трёх сердец родителей, ученика и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения» Классное родительское собрание

Разработка классного родительского собрания во 2 классе  «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»...

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»...

Родительское собрание «Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком»

Разработка родительского собрания на тему "Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми"....