Родительское собрание «Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Панина Оксана Викторовна

Разработка родительского собрания на тему "Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком»

Цель: Формирование у родителей представлений об особенностях конструктивного взаимодействия с детьми.

Задачи: 1. Способствовать формированию навыка конструктивного взаимодействия с ребенком.

2. Расширить возможности понимания психологических особенностей ребенка.  

3. Отработать с родителями на практике способы выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения.

4. Способствовать повышению у родителей уровня развития коммуникативных умений.

5. Создать благоприятный психоэмоциональный климат.

Подготовительная работа: Анкетирование родителей по проблеме собрания.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы понимаем с Вами, что у каждого сидящего здесь разный характер, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех – это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети – это наше будущее, правильное воспитание – это наше счастливое будущее, а плохое воспитание – это наше горе и слёзы.

Вы знаете, что жизнь в семье невозможна без общения (между мужем и женой, между родителями и детьми), общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовный контакт. Я предлагаю посвятить наше сегодняшнее родительское собрание теме конструктивного общения родителей с детьми.

Семья создаёт базисное чувство защищённости, обеспечивая безопасность ребёнка при его взаимодействии с внешним миром. Роль родительского поведения, как модели для подражания, важна при формировании нравственного облика ребёнка. Чем правильнее (конструктивнее) мы умеем общаться, тем лучше и крепче наши отношения с детьми.

К сожалению, довольно часто можно слышать или даже наблюдать конфликтные ситуации в семьях учеников.

  1. Обсуждение эпиграфа собрания: «Детские годы – долгие важные годы жизни ребенка» Януш Корчак.
  2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах».

Давайте обсудим, какие фразы в общении с  детьми вы употребляете чаще всего и определим стиль вашего общения.

Указание. «Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин».

Поощрение. «В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!»

Психологическая поддержка. «Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание».

Угроза. «Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!»

Вывод:  среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.

  1. Анализ и обсуждение результатов предварительного и оперативного анкетирования.

Вопросы для анкетирования:

-Что  такое конфликт?

-Бывают ли конфликты с детьми в вашей семье?

-Что является причиной конфликтных ситуаций чаще всего?

-Как ваш ребёнок реагирует на это?

       -Как  во время конфликта ведёте себя вы?

-Чем обычно заканчиваются такие ситуации?

 Конфликт – это взаимодействие двух и более субъектов, имеющих взаимодействующие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счёт другого).

Конфликты бывают конструктивные и деструктивные.

Конструктивные – конфликт с детьми можно приостановить путём «Я - высказывания».

Деструктивный – этот вид конфликта с детьми возникает из-за «Ты - высказывания».

  1. Сообщение учителя «Теоретические и практические основы формирования конструктивных взаимоотношений с детьми младшего школьного возраста».

В основе конструктивных взаимоотношений с детьми должна, безусловно, лежать любовь.3  Это стержень, на который «нанизывается» вся система воспитания. Эта та любовь к ребенку, которую он получил при рождении, независимо ни от его личностных и поведенческих проявлений, а просто потому, что он ваш ребенок. С осознанием того, что вы любите его «просо так», вам легче будет воспринимать его негативные черты.

Родителям необходимо приобретать  ценные навыки воспитания своего ребенка.
4 Навык целеполагания. Всегда необходимо знать, чего вы хотите и куда идете. В воспитания без знания цели вообще не обойтись: какого человека вы хотите воспитать, какие качества развиваете в нем и на них ли вы фиксируете свое внимание?

5 Навык «положительного» внимания. Ребенок, как правило, выбирает ту форму поведения, на которой фиксируется внимание родителей. Так, если вы замечаете ребенка только тогда, когда он «плохо» себя ведет, он станет неосознанно повторять эту модель поведения.

6  Навык поддержки. Психологический смысл умения поддержать ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться даже при трудностях, ошибках, неудачах. Овладение навыком поддержки подразумевает умение видеть сильные стороны ребенка и говорить ему об этом.

7  Навык слушания. Умение слушать - это способность понимать своего ребенка на его уровне. Родители должны знать, что за каждым словом подростка стоит какое-то чувство, которое он пытается выразить таким образом. Умение «увидеть» это чувство и отреагировать на него так, чтобы ребенок понял, что его понимают и сопереживают ему, а не осуждают, способствует осознанию собственной значимости и интересности для родителей.

8 Навык «Я-высказывания» Не всегда в семье складываются доверительные отношения между детьми и родителями. Но родители постоянно испытывают переживания в связи с теми или иными поступками подростков. Выражая свои переживания искренне и в не обидной для ребенка форме, родители дают ему понять, что тоже имеют право на самые разные чувства.

9  Эмоциональный контроль. Проявления злобы, агрессии и жестокости в ситуации конфликта с ребенком не решают проблему, лежащую в ее основе, а только ее усугубляют. Контроль родителей за своими эмоциями снизит риск разрыва их отношений с ребенком и поможет направить силы на решение конкретной проблемы.

Когда вы ругаете своего ребенка за проступок, говорите конкретно за что, ни в коем случае не распространяйте свой гнев на его личность. «Как бы ты плохо ни поступил, я все равно тебя люблю, потому что ты мой сын/дочь»-это ваша главная родительская заповедь.

15  Правила, установленные для ребенка, должны распространяться и на вас, иначе он быстро усвоит, что их можно нарушать.

Старайтесь, организовывая жизнь ребенка, опираться не на собственный интерес, а на интерес самого подростка. Пусть он сам выбирает кружки, секции и даже со временем, ВУЗ. Помните, что без развития и реализации своего собственного интереса он никогда не достигнет каких-либо вершин.

Уважайте личное пространство ребенка. Его вещи, стол, комната должны быть неприкосновенны так же, как и ваши. Это первый шаг на пути к его самоуважению. Творите вместе с детьми новые семейные праздники или ритуалы приветствия и прощания.

Помогите своему ребенку научиться ставить промежуточные цели, не решайте его проблемы за него, просто окажите поддержку.

Не запрещайте ребенку общаться со сверстниками, он учится жить в обществе!

6. Ситуационный тренинг.

1) Учимся слушать.

2) Называем чувства.

3) Решаем проблему вместе.

4) Разрешаем ссору между детьми.

5) Ошибка – это урок.

  1. Приемы эффективного, конструктивного  взаимодействия с детьми.

Ознакомление с психотехниками:

- Активное слушание;

Развитие навыков “активного слушания” - это способ сообщить ребенку, что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: “Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь”.

Родители, которые стали применять “активное слушание” своих детей вместо поучений и наставлений, отмечают, что ребенок стал спокойнее, увереннее, начинает сам больше рассказывать о себе, он реже прибегает к деструктивным формам поведения (отказу, сопротивлению, мести) начинает посвящать в свои тайны и секреты. Подобные перемены родители замечают за собой: они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться, легче принимать “отрицательные” чувства ребенка, лучше видеть, отчего ему бывает плохо. Родители перестают бороться со своим ребенком, добиваясь подчинения.

 Я-высказывания;

Овладение языком “Я-высказывания” (“Я-сообщения”) - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от “Ты-высказывания”).

  1. Упражнения для тренировки на «Я-сообщение».

Родителям раздаются карточки с описанием проблемных ситуации и вариантами высказываний в виде “Ты-сообщений” и “Я-сообщений”. Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют “Я-сообщению”. Например:

СИТУАЦИЯ 1. Дети громко разговаривают во время обеда.

Ваши слова:

1. “Когда я ем, я глух и нем”.
2. “Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды”.
З. “Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом”.

  1. Составление памятки «Секреты конструктивного взаимодействия с ребенком». Работа в группах.

  Общение с детьми должно быть не меньше 3 часов в сутки.

  Не кричите на детей,  и Вы убедитесь, что ребенок научился Вас слышать.

  Помните от того, как Вы разбудите вашего ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

  Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

  Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

  Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

  Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.

  Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

  Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении вашего ребенка.

  Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

  Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Важно помнить следующее :

Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.

Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.

Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.

Ребенка хвалят — он учится быть благородным.

Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.

Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.

Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

Итак, чтобы выстроить конструктивные, гармоничные, комфортные взаимоотношения, родители не должны:

  Отказываться от объяснений – перед тем, как что-то запретить, необходимо объяснить, почему;

  Вспоминать прошлое («А вот в прошлом году…») – следует разобраться, прояснить ситуацию и забыть о ней;

  Указывать ребенку на его схожесть с родственниками («Весь в своего отца!»)

  Подчёркивать минусы, неудачи ребёнка – уместно сказать: «Ничего, ты можешь лучше, я верю в тебя»;

  Ни в коем случае не сравнивать ребёнка с другими детьми! Можно сравнивать его лишь с самим собой, как он вырос в своих поступках, как изменилось ЕГО поведением  за последние месяца;

  Игнорировать ребёнка.

Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.

   Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.

 10. Рефлексия.

20 Итак: Вам стало трудно общаться со своим ребенком? Возникли проблемы? Выход есть всегда.1  Постарайтесь просто понять своего ребенка. Будьте любящими родителями, и вы будете самыми счастливыми родителями!

211. Подведение итогов собрания.

Большое спасибо Вам за наше собрание. Я надеюсь, что мои советы помогут Вам, и Вы прислушаетесь к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Правила конструктивного взаимодействия"

Готовила сообщение на МО  по прочитанной статье о взаимоотношениях родителей и педагогов. Может быть эта статья будет полезна ещё кому-нибудь....

Тема статьи: «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия учащихся и учителя или школа без агрессии».

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как “гуманный подход”, “педагогика сотрудничества”, “личностно-ориентированное воспитание”. В современной парадигме образования ученик н...

ПОДДЕРЖКА КАК СТРАТЕГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения  между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочар...

Программа конструктивного взаимодействия для родителей и младших школьников «Учимся общаться эффективно»

Программа «Учимся  общаться эффективно предназначена для родителей и учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Целью программы является формирование среди учащихся и родителей ко...