Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете "Педагогическая диагностика и коррекция психологических особенностей ребенка, сформированности учебных навыков, специфики взаимодействия со сверстниками и взрослыми"
    материал

    В материале представлено выступление на педагогическом совете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл noyabr_2017.docx21.23 КБ
    Файл pedsovet_noyabr_2017.pptx69.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическая диагностика и коррекция

     психологических особенностей ребенка,

    сформированности учебных навыков,

    специфики взаимодействия со сверстниками и взрослыми,

     как условие организации индивидуальной помощи ребенку

     с особыми образовательными потребностями

     специалистами психолого-педагогического сопровождения

     и учителем

    20 ноября 2017 г

       Современное образование – это личностно ориентированное образование, основанное на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка. Чтобы каждому ребёнку помочь стать личностью, необходимо хорошо знать его индивидуальные возможности, склонности, интересы. Психологическое сопровождение обучающихся в этом учебном году осуществлялось в прежнем режиме: в 1 четверти приоритетным оставалось диагностическое обследование учащихся с целью выявления нуждающихся в психологической помощи.

    Особое внимание уделялось учащимся 1-х классов в связи с адаптацией учащихся к школьному обучению и 5-х классов в связи с переходом в среднее звено.

    В этом учебном году было набрано два первых класса. Уже не первый год мы наблюдаем, что состав учащихся 1-х классов с каждым годом набирается сложнее: у детей низкий уровень дошкольной подготовки, отсутствие психологической готовности к обучению, отклонения в эмоционально – волевой сфере, процессах саморегуляции, тяжелые нарушения речи, внимания, они легко отвлекаются, быстро устают, их было трудно усадить за парты.  Наиболее сложная ситуация в 1е классе, в помощь учителю был выделен тьютер.

    Слайд* При диагностике учащихся было выявлено: низкий уровень познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь) у 71% обследуемых, очень низкая работоспособность, мотивация к учебной деятельности низкая, преобладает игровая деятельность. Дети быстро утомляемы. У всех детей выраженное нарушение моторики, пространственной ориентации, нарушение восприятия инструкции, внимания,  у 100% учащихся нарушение речи, 30% учащихся 1д класса не говорят, в 1е классе не говорят все учащиеся, 1 ребенок общается с помощью карточек PECS. Все учащиеся нуждаются постоянной организующей, контролирующей и стимулирующей помощи учителя.

    По результатам диагностики и наблюдения за учащимися нельзя сказать, что у детей 1д класса за 1 четверть отсутствует положительная динамика, поскольку к концу четверти учащиеся практически все слышат педагога, выполняют требования, соблюдают правила поведения учащихся. Дети стали более организованными, чувствуют, что они в коллективе и делают попытки помогать друг другу.

       Успешная адаптация первоклассников, их эмоциональное благополучие, ощущение психологического комфорта среди сверстников в большей степени зависит от учителя начальных классов, его знания и умения оказывать индивидуальный подход к детям. Именно Любовь Владимировна сыграла важную роль в формировании отношений между детьми на этапе вхождения в новый, для них коллектив.

    Слайд*   Т.к. на сегодняшний день нет валидных методик для диагностики процесса адаптации к 1 классу осуществлялась с помощью метода Наблюдение

    Оценка осуществлялась по трем компонентам: физиологический компонент, деятельностный компонент, эмоциональный компонент

       Слайд* Результаты обследования показывают, что у обучающихся 1-д класса  более сформирован физиологический и эмоциональный компоненты. Ниже  результаты по деятельностному компоненту, который показывает, насколько ребенок хорошо может усваивать учебную программу и есть ли у него проблемы в учебной деятельности.

       Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволяет определить уровень адаптации первоклассников как:

    достаточный 30%

    частичный 50%

    недостаточный (или дезадаптация) – 20%, (2 ребенка – один долго болел ветрянкой, второй - пришел в конце четверти и болел)

       В 1е классе обучается 4 человека. Дети сложные. Не говорят все учащиеся. Все работают только индивидуально рука в руке с учителем. После непродолжительной работы необходима «разрядка» (дети  кричат, бегают по классу, прыгают и т.п.). Хорошо понимает и выполняет инструкцию на своем психофизическом уровне Андрей К.

    По результатам диагностики и наблюдениям за учащимися была выделена группа первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога в плане оказания помощи. С ними будет в течение года осуществляться коррекционно-развивающая работа.

    Слайд* С 5-ми классами исследование проводилось по следующим направлениям:

    1. Мотивационная сфера
    2. Эмоциональная сфера
    3. Межличностные отношения

    На начало года было сформировано три 5-х класса.

    Слайд* Результаты обследования мотивационной сферы показывают, что в 5-г классе у большинства учащихся наблюдается хороший уровень мотивации. Это говорит о том, что учащиеся ориентированы на учебную деятельность, им нравится учиться и посещать школу.

       Можно выделить следующих обучающихся с высокой учебной мотивацией: Арсений Г, Слава Р, Оля С, Даша К. У них  преобладает высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Они отличаются стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования, стараются очень четко следовать всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

    Низкая мотивация выявлена у К. Ивана, С. Ольги. Эти учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Они посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. У этих детей отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

    Н. Соня, З. Камилля имеют положительное отношение к школе они достаточно благополучно чувствует себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя ученицами, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

    Учащиеся 5д класса все имеют положительное отношение к школе они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

    Слайд* II. Эмоционально-личностная сфера.

    Выявление уровня школьной тревожности с помощью опросника  школьной тревожности Филлипса. По следующим параметрам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

    Уровень школьной тревожности у большинства детей пятых классов нормальный. Т.е. учащиеся чувствуют себя в школе комфортно, им нравиться школа, одноклассники и учителя, но по параметрам:

    Страх самовыражения в 5 «г» - высокий уровень у 13% (С. Ольга 83%), несколько повышен у 63% (К. Иван, К. Даша, Слава Р., Соня Н., Оля С.)

    страх ситуации проверки знаний, у учащихся 5 «г» высокий уровень – у 25% (К. Даши), повышен у 50% (Н. Соня, К. Иван, З. Камилля, С. Оля),

     страх не соответствовать ожиданиям окружающих высокий уровень  - 25%( Иван К., Даша К.), у 25% повышенный (Н. Соня, З. Камиля)

    проблемы и страхи в отношениях с учителями уровень тревоги несколько повышен–5 «г» у 38% обследуемых учащихся (Соня Н., Оля С., С. Оля), высокий уровень – у13% (Иван)

    Возможно это связано с протеканием адаптационного периода, с тем, что эти дети более тяжело привыкают к изменившимся обстоятельствам – новым учителям, урокам, требованиям.

      С учащимися с повышенным уровнем тревожности будет проводиться коррекционная работа, способствующая снятию симптомов тревоги, напряжения, страха и отслеживаться динамика изменений.

    Слайд* Изучение социометрического статуса проводилось с целью выявления положения каждого учащегося в группе сверстников и осуществления психологической помощи учащимся, имеющим низкий социометрический статус. Низкий социометрический статус выявлен у К. Ивана. Это объясняется его психофизическими и поведенческими особенностями. Данный учащийся взят на особый контроль.

    В целом в 5-х классах благоприятный психологический климат, дети доброжелательны к друг к другу, конфликтов не наблюдается.

    Слайд*Анализ процесса адаптации к 5 классу осуществлялся с помощью

    методики «Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов». Оценка осуществлялась по трем аспектам: учебный (математика, русский язык, чтение), психологический (учебная мотивация, уровень тревожности, самооценка), социально-педагогический (уровень воспитанности, особенности поведения). Отслеживались два временных периода - конец 4 класса, начало 5 класса.

    Сравнительный анализ на начало 5-го класса показал: по психологическому и социально-педагогическому аспектам наблюдается положительная динамика.

    По учебному аспекту показатели несколько снижены. Возможно это связано с процессом адаптации к обучению в среднем звене.

    С учащимися, у которых в процессе диагностики были выявлены проблемы, будет проводиться коррекционно-развивающая работа и отслеживаться динамика. На каждого обучающегося у психологов есть результаты обследования, желающие могут получить эти результаты и использовать в своей работе.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Результаты психологического сопровождения обучающихся 1-х и 5-х классов Психологическая служба

    Слайд 2

    Результаты диагностики выявили: низкий уровень познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь) у 71% обследуемых, очень низкая работоспособность, мотивация к учебной деятельности низкая, преобладает игровая деятельность. дети быстро утомляемы выраженное нарушение моторики нарушение пространственной ориентации нарушение восприятия инструкции, внимания у 100% учащихся нарушение речи уровень тревожности средний самооценка высокая у 100% страхов не выявлено

    Слайд 3

    Диагностика отношения первоклассника к начальной школе физиологический компонент – показывает уровень физиологической адаптации первоклассника к школе, т.е. справляется ли организм ребенка с нагрузкой; деятельностный компонент – характеризует, насколько ребенок может усваивать учебную программу и есть ли проблемы в учебной деятельности; эмоциональный компонент – эмоциональное отношение первоклассника к учебной деятельности, учителю, одноклассникам

    Слайд 4

    Диагностика отношения первоклассника к начальной школе (10 учащихся 1д класса) достаточный 30% частичный50% недостаточный 20%

    Слайд 5

    С 5-ми классами исследование проводилось по следующим направлениям: Мотивационная сфера: определялся уровень школьной мотивации и отношение учащихся к учебной деятельности. Эмоциональная сфера: выявление уровня школьной тревожности. Межличностные отношения: определение социального статуса ребенка в классе и уровня благополучия взаимоотношений между учениками.

    Слайд 6

    I . Мотивационная сфера Уровень мотивации 5 « г » 5 « д » Высокая 38% - Хорошая 12 % - Внешняя 25 % 100% Низкая 25% - Дезадаптация - -

    Слайд 7

    II . Эмоционально-личностная сфера Уровень школьной тревожности

    Слайд 8

    III. Изучение социометрического статуса Низкий социометрический статус в 5 «г» классе был выявлен у 13% обследованных учащихся в 5 « д » классе не выявлен Сниженный в 5 «г» классе был выявлен у 13% обследованных учащихся в 5 « д » классе -

    Слайд 9

    Методика «Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов» Сравнительный анализ на начало 2017-2018 уч.г . 5 «г» класса: Сравнительный анализ на начало 2017-2018 уч.г . 5 « д » класса: Учебный аспект Психологический аспект Социально-педагогический Результат улучшился 13% 63% - Результат ухудшился 62% 24% - Остался без изменений 25% 13% 100% Учебный аспект Психологический аспект Социально-педагогический Результат улучшился - - - Результат ухудшился 33% - - Остался без изменений 67% 100% 100%


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика и коррекция психологических процессов младших школьников

    В докладе приведена таблица наиболее часто встречающихся "трудностей" обучения детей. А также причины этих трудностей, т.е. несформированности тех или иных психических процессов. Даны рекомендации по ...

    Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

    В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

    Диагностика уровня сформированности учебных навыков по предметам

    Диагностика уровня сформированности учебных навыков по предметам: математика,русский язык, чтение, рисование....

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ по теме «Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы» (из опыта работы)

    ВЫСТУПЛЕНИЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕпо теме«Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы»(из опыта работы)...

    Выступление на педагогическом совете по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

    Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности – это обязательно развитие:– интеллекта;– эмоциональной сферы;– устойчивости к стрессам;– уверенности в себе...

    Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах.

    Возрастные и психологические особенности ребенка в начальных классах...