Доклад "Правила конструктивного взаимодействия"
статья на тему

Перевезенцева Надежда Антоновна

Готовила сообщение на МО  по прочитанной статье о взаимоотношениях родителей и педагогов. Может быть эта статья будет полезна ещё кому-нибудь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimootnosheniya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Правила конструктивного взаимодействия.

   

       Учителя и родители – вечные друзья-соперники. Учитель, обогащённый специальными знаниями  и опытом, часто уверен в исключительности своих действий. Родитель, ослеплённый всепоглощающей любовью к своему чаду, оправдывает любой его поступок и не замечает «бревна в глазу». Крайние позиции, занимаемые участниками воспитательного процесса, неконструктивны. Личностно - ориентированнная педагогика нацелена на разрушение всяческих преград, возводимых в пылу борьбы за личные интересы. Искусство воспитателя состоит в умении видеть перспективу и извлекать позитив из любой, даже конфликтной ситуации.

       Правило 1.

Перестаньте обсуждать в учительской, как не правы родители и как правы вы.

       Правило 2.

Посмотрите на ситуацию глазами родителя, директора.

       Правило 3.

В каждой позиции найдите рациональное зерно. Например: скажите себе: «Что я думаю по этому поводу?»

        Существует несколько наиболее типичных позиций, занимаемых родителями.

  1. Позиция «школа-камера хранения»

Родители совершенно устранились от школьной жизни ребёнка. На родительские собрания не ходят. Отношения к школе совершенно потребительское. Для класса не сделали ничего полезного.

Что я думаю по этому поводу?

      - Родители скорее всего заняты на работе, которая отнимает много сил. Они не ходят в школу, отсюда следует, что особых проблем для ребёнка в школе нет. Думаю, они не догадываются, как интересно проходят родительские собрания. Нужно их чем-то удивить.

      2. Позиция «до всего мне есть дело»

Мама домохозяйка, слишком активна. В школе - каждый день. Часто предъявляет завышенные требования к учителю, высказывает претензии по поводу занижения оценок её талантливому ребёнку.

Что я думаю по этому поводу?

      - Родитель просто ищет самовыражения и имеет достаточно времени. А у меня его нет. Необходимо объединиться. Такие родители незаменимы в родительских комитетах. Направим энергию на общее дело.

       3. Позиция «Вокруг меня одни враги»

Родитель крайне агрессивен. Постоянно грозит жалобами. Не сдерживается в эмоциях, обвиняет всех и во всём.

Что мне делать?

       - Попробую сохранять спокойствие. Эта ситуация даст мне хороший опыт. Такое поведение – звоночек о какой-то проблеме в моей деятельности.

Что я делаю не так?

Порой вредит излишняя прямолинейность. Родители не очень любят ходить на родительские собрания. Самых  добросовестных приводят туда чувство долга. Они чувствуют себя нашалившими учениками, если учитель использует устоявшийся штамм: родительские собрания нужны для того, чтобы дети находились под контролем всегда! Такой классный руководитель остаётся без помощников. Родительские собрания сделать привлекательными и действенными вам помогут правила конструктивного взаимодействия. В  общении с родителями мелочей быть не может.

        В основе взаимоотношений с родителями должно быть сотрудничество, доверие друг к другу, выработка общих позиций, преодоление отстранённости семьи от школьных дел.

       Родительские собрания должны планироваться, как встречи единомышленников. Классный руководитель должен информировать что было интересного в классе, какие успехи достигнуты, есть ли проблемы. Необходимо рассказать, что запланировано, обсудить возможное участие родителей в классных делах. Надо знакомить с типологическими  закономерностями детей; советуйте, основываясь на мнения психологов, давайте рекомендации. Вовлекайте родителей в обсуждение проблем класса, важно актуализировать интерес к содержанию обсуждаемого материала через анализ конкретных ситуаций. Пусть это будут диалоги-споры, предполагающие активность с обеих сторон, чем дежурный монолог сомневающегося родителя.

       Постарайтесь укротить в себе гордыню педагогической образованности.

     НЕ – вставайте в позу всезнайки.

     НЕ – обрекайте себя на неудачу.

     НЕ – скрывайте менторским тоном свою внутреннюю неуверенность.

Если в чём-то неправы – открыто признайтесь в этом, не боясь потерять свой учительский авторитет. Посещение родителей надо осуществлять в различных формах: круглых столов, устных журналов, дискуссий. Придумайте собственный сценарий собраний, оформляйте класс для создания определённого настроения: выставки работ учащихся, стенгазеты.

Индивидуальные проблемы, возникающие у ребёнка, лучше обсуждать конфиденциально. Надо ввести в практику «Дни открытых дверей» для родителей как специфическую форму проведения родительских собраний. В такой день родители приглашаются на индивидуальные встречи с учителем, психологом. Таким образом родительские собрания перестанут нести печать негатива и будут собирать, наконец, абсолютное  большинство. Найдите общее дело. Можно выпускать журнал класса, организовать поездку, поход. Пройдёт время отделить себя от этой большой, шумной, весёлой семьи – школы ваши родители уже будут не в силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Взаимодействие школы с семьёй в процессе социализации обучающихся»

Данный материал раскрывает важнейшие направления деятельности образовательного учреждения по социализации обучающихся в сотрудничестве с семьёй. Выделены предпочтительные формы партнёрства школы, роди...

Доклад на педсовете "Взаимодействие семьи и школы"

Выступление на педсовете по проблеме взаимодействия семьи и школы....

Тема статьи: «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия учащихся и учителя или школа без агрессии».

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как “гуманный подход”, “педагогика сотрудничества”, “личностно-ориентированное воспитание”. В современной парадигме образования ученик н...

ПОДДЕРЖКА КАК СТРАТЕГИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения  между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочар...

Программа конструктивного взаимодействия для родителей и младших школьников «Учимся общаться эффективно»

Программа «Учимся  общаться эффективно предназначена для родителей и учащихся начальных классов общеобразовательных школ. Целью программы является формирование среди учащихся и родителей ко...

Родительское собрание «Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком»

Разработка родительского собрания на тему "Обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми"....