Свободное время младших школьников.
консультация (1 класс) на тему

Трошкина Елена Евгеньевна

Материал предназначен для родителей. Можно использовать для подготовки родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svobodnoe_vremya_mladshikh_shkolnikov.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Свободное время младших школьников.

                                                                                                                                                               Свободное время - важная социально-педагогическая проблема, охватывающая большой круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, развитием способностей, организаторских умений, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру в целом.

      Бессмысленное времяпровождение, пустые, а порой, и антигуманные забавы наших детей стали обычным явлением современного общества. Причин много: отсутствие хорошо оборудованных площадок, комнат школьника, недостаточность контроля и руководства досугом детей со стороны взрослых, неразвитость интересов, влечений у ребят и др. Во дворах, скверах сегодня не часто можно встретить ребят, увлеченно играющих в «Бояре», «Прятки», «Классики». Незаметно стали уходить в прошлое народные игры, семейные традиции, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь. Компьютеры, плееры  не могут заменить живое, эмоционально насыщенное общение, экспрессивное самовыражение ребенка в игре, реализовать природную потребность в движениях.

     Однако было бы неправомерным возложить всю ответственность за организацию досуга детей на школу. Школа, конечно, должна приобщать младших школьников к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков необходимо обеспечивать в тесном контакте с семьей.

Основная задача школы состоит в педагогическом просвещении родителей младших школьников, которое может осуществиться в различных формах: чтение лекций, проведение индивидуальных консультаций, стендовая информация и др.

     Вот примерный перечень тем:

  • Помогите ребенку занять себя.
  • Не пускайте на самотек свободное время вашего ребенка!
  • Как руководить досугом детей.

Родителям об умении ребенка организовывать самостоятельную деятельность.

  1. Умение выделить цель деятельности.

Выбором тематики игр, области художественного творчества и др. определяются интересы, эмоциональный настрой, а порой и вдохновение школьника.

  1. Умение планировать. Суть его заключается в определении средств, условий, способов деятельности (действий), которые должны привести к достижению поставленной цели. Младший школьник не склонен к предварительному планированию какой- либо длинной цепочки действий.
  2. Умение практически реализовывать намеченное.

 Важно подчеркнуть, что практическая реализация намеченного бывает богаче, разнообразнее предварительного планирования. Это объясняется возрастными особенностями детей, а именно неспособностью совершать длительную внутреннюю работу, при которой сознательно и произвольно регулируются все побуждения и предстоящие действия. Поэтому взрослым следует одобрять разнообразие действий, появление новых задумок и т. п. в процессе осуществления занятий и игр детей.

  1. Умение осуществить самоконтроль.

 В самостоятельной деятельности ребенка имеют место два вида самоконтроля: итоговый и процессуальный. Суть итогового самоконтроля заключается в сравнении полученного результата с поставленной целью, последующей коррекцией до полного исправления. Этот вид самоконтроля не затрагивает хода деятельности (последовательность, полноту, правильность действий). Процессуальный самоконтроль представляет собой сопоставление ребенком производимых действий с намеченной целью, осознание значимости каждого организационного действия для получения результата. В продуктивных видах деятельности (рисование, ручной труд).

  1. Умение осуществлять самооценку.

Это умение включает в себя анализ процесса выполнения деятельности и полученного результата. гуманных отношений (сочувствие, сострадание и т. д.).

Уважаемые родители, бабушки, дедушки!

Ваш ребенок много времени проводит дома. Очень важно научить его проводить свободное время целенаправленно, разумно пользоваться предоставленной ему самостоятельностью. Помимо выполнения домашних заданий учителя и совместных с вами занятий (чтение книг, игры в шашки и т. д.), ребенок должен сам организовывать свой досуг. Систематически помогайте ему, используя эту памятку. Прежде всего, создайте ему дома необходимые условия:

1.        Проследите, чтобы у ребенка был четкий режим дня.

2.        Отведите место для занятий за столом, для игр.

3.        Создайте соответствующую этому возрасту предметноигровую среду.

4.        В наличии желательно иметь:

-        различные атрибуты для игр, в которые любит играть ребенок (например, для игры в морское путешествие: шапку моряка, бинокль, компас, штурвал, якорь, канат и др.);

-        для рисования: альбом, листы разных форматов, краски (акварель, гуашь, масляные и др.) пастель, мелки, карандаши, уголь, фломастеры, ластик, кисточки, баночки для воды;

-        для лепки: пластилин, глину, стеки, дощечки, клеенку, тряпочку;

-        для аппликации: различные наборы цветной бумаги, клей, ножницы, тряпочки, картон;

-        для конструирования: строительные наборы, конструкторы для детей младшего школьного возраста;

-        для ручного труда: коробки с разнообразными природными и бросовыми материалами, картон, ножницы, нитки, предметы для вышивания, выпиливания, выжигания и др.;

-        различные настольно-печатные игры, рекомендованные для младших школьников;

-        для художественно-речевой деятельности: книги, рекомендованные для детей начальной школы, наборы открыток, альбомы для марок, фотографий, диапроектор, диафильмы, пластинки с записями детских художественных произведений, сказок;

-        для двигательной деятельности: мячи, гантели, скакалку, обруч, велосипед, лыжи, коньки, санки и т. д.

Если у ребенка есть увлечения (чеканкой, макраме и др.), поместите на полке предметы, необходимые для этой деятельности.

Ребенок начальной школы должен проводить на воздухе в теплый период приблизительно 5-6 часов, в холодный период 3-3,5 часа.

Следите, чтобы он был занят содержательной деятельностью, целесообразно организовывал время в течение дня. Для этого:

1.        Чаще напоминайте, что нельзя тратить время зря, проводить бесцельно.

2.        Поощряйте целесообразный, разумный выбор ребенком занятия, игры («Молодец, что нашел интересное занятие», «Очень хорошо, что ты с пользой провел свободное время» и т. п.).

3.        Следите за тем, чтобы ребенок достигал намеченного.

4.        Выясните, что именно он собирается делать (что нарисовать, какую постройку выполнить, с кем и во что поиграть и т. п.).

5.        Уточните, как он будет это делать. Ребенок должен сам рассказать обо всех этапах работы (игры) от начала до получения результата. Поправьте его, если допущены ошибки, неточности. Можете задать необходимые вопросы: «А как ты будешь делать глаза ежику?», «Как приклеишь колеса?, «Ты хочешь быть капитаном, а что ты будешь делать на корабле?».

6.        Проследите, чтобы до начала работы (игры) ребенок все приготовил и правильно расставил. Пример: для лепки он должен постелить клеенку, положить пластилин (глину), стеки, дощечки и лишь затем приступить к выполнению задуманного.

7.        Если ребенок испытывает затруднения, не торопитесь оказывать ему непосредственную помощь, побеседуйте с ним, выясните, в чем он испытывает трудности, дайте совет.

8.        Если ребенок бросает работу, не закончив ее, пытается переключиться на другой вид деятельности, необходимо побудить его к завершению работы (игры): «Ты почти все сделал, нужно завершить работу... Я очень хочу посмотреть на твой рисунок. Закончи его, а потом будешь с бабушкой играть в лото». В исключительных случаях можно оказать непосредственную помощь («Давай я помогу тебе вырезать кукле глаза, а ты их приклеишь» и т. п.).

9.        Когда ребенок закончит свою работу (игру), поинтересуйтесь, все ли у него получилось так, как было задумано, предложите исправить недостатки, неточности («Ты все сделал так, как наметил?

Тебе ничего не надо исправить? Посмотри на свою работу, ты хотел ее выполнить, или что-то нужно изменить?»)

  1.    Поощряйте увлеченность ребенка каким-либо занятием . Можно посоветоваться со специалистом в этой области и отдать ребенка в художествен школу, какой-либо кружок.
  2.     Если ребенок собирается на прогулку, поинтересуйтесь, он будет проводить время, что хочет взять с собой. Одобрите интересные замыслы, в отдельных случаях можно дать совет («Воз с собой еще кегли», «Не забудь лопатку, почистишь снег» и др.]

 Если ребенок пришел с прогулки, спросите, как он провел время, чем занимался, с кем играл. Дайте свою оценку («Хорошо, построил дворец из песка, наверное очень красивый получил! «Молодец, что вместе с ребятами играл в футбол, кто из ваше? манды больше всего забил голов? и т. п.), можете дать совет считаю, что ты напрасно не дал Диме покататься на велосипеде. «В морозную погоду не стоит сидеть на лавочке, лучше побот двигаться» и др.).

  1. Если вы приходите с работы вечером, обязательно поинтересуйтесь, как ваш ребенок провел день, внимательно рассмотрите сделанные им поделки, рисунки. Если ребенок был занят  рассматриванием (чтением) книг или другими непродуктивными видами деятельности, побеседуйте с ним о том, что ему понравилось больше всего, что запомнилось. Дайте свою оценку («М дец, что внимательно рассматривал книги, поэтому так много интересного мне сообщил», «Я считаю, что сегодня твои рисунки по- лучились удачнее, особенно вот этот, на котором изображён осенний пейзаж»),

Проверьте, как ребенок справился с домашним задан Дайте оценку («Молодец, что на прогулке собрал осенние листья, расскажешь потом, на каком уроке ты их использовал», «Ты  неаккуратно вырезал квадрат и треугольник, я считаю, что надо переделать», «В этом упражнении допущены ошибки, нужно поправить»),

Не разрешайте ребенку подолгу сидеть перед телевизором слушать магнитофон, проигрыватель. Старайтесь переключить внимание на те виды деятельности, которые необходимо организовывать ребёнку на данном этапе.

  1. Не следует выбрасывать детские работы. Используйте их так ,чтобы детям было приятно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитательное мероприятие "Свободное время с пользой"

В ходе воспитательного мероприятия «Свободное время с пользой»  учащиеся  знакомятся   с кружками  секциями нашего посёлка, которые находятся в учреждениях дополнительного образова...

Материал для классного часа на тему:"Свободное время. Отчего оно свободно?"

В разработке представлен материал, который можно применять  на классных часах для обсуждения проблемы свободного времени. Не  для кого не секрет, что в последние годы главным увлечением дете...

Проектная деятельность во внеурочное время младших школьников

Личный опыт по проектной деятельности с младшими школьниками...

Свободное время младшего школьника

Материалы для обсуждения на родительском собрании...