Читаем бегло, выразительно или Как воспитать у ребёнка любовь к чтению /родительский лекторий/
статья (2 класс) на тему

Решня Вера Николаевна

материал содержит практические советы молодым родителям о привитии навыка чтения младшему школьнику

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читаем бегло, выразительно или 

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

/Родительский лекторий/

Научить ребёнка бегло, сознательно, правильно и выразительно читать – одна из основных задач обучения в начальных классах. По твёрдо установленным данным 90% информации в мире, в котором живёт человек, он получает посредством чтения. Всем давно известно, что знания, фантазия, логика мыслей и рассуждений, умение связно, логично и образно рассказывать и многие другие достоинства воспитываются чтением.

Все родители знают о пользе чтения, поэтому вполне естественна и законна их тревога, если ребёнок не любит книги. «Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?- часто спрашивают родители. – Мы покупаем много книг, а сын (дочь) и не смотрят на них».

Никому ещё любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребёнок полюбил её, нужна большая и серьёзная работа, как школы, так и семьи. Ведь от умения читать в дальнейшем во многом будет зависеть, как станет успевать школьник и по другим предметам. В самом деле, как сможет ребёнок быстро и правильно решить задачу, если он с трудом прочитал условие и понял его?

Прежде чем ребёнок научится читать бегло и выразительно, его надо научить любить книгу.

1.Большинство младших школьников любит читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения. Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям». Их обычно даёт учитель с заданием на лето, и они имеются в библиотеке. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых с удовольствием. Это часто бывает вредным, потому что младшие школьники не могут полностью понять всю глубину произведения. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, характеристику героев, рассуждения автора.

 2.Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики, но при этом обязательно учитывать индивидуальные интересы детей.

 3. И всё же иногда дети не любят читать. Почему? Пример.

… Нельзя сказать, чтобы Володя не любил книги. Он может подолгу держать книги в руках, рассматривать картинки, переворачивать страницы. «Папа, у меня интересная книга. Почитай, пожалуйста, »- часто обращается он к отцу. Папа берёт книгу, читает. Прочитав главу, откладывает в сторону: «Читай дальше сам». Володе интересно, что будет в следующей главе. Он берётся за книгу, но самому читать трудно: слова не складываются в предложения так быстро, как у папы. Володя перескакивает через несколько строчек, поэтому не всё понятно. Некоторые слова он читает неправильно, из-за этого искажается смысл написанного. Помучившись немного, Володя идёт к маме, бабушке или к старшей сестре: «Почитай книжку». Иногда кто-нибудь сжалится, почитает Володе. И так повторяется почти каждый день. Володя не любит читать самостоятельно потому, что сам процесс чтения для него труден. Книги серьёзные и интересные для его возраста он читает с трудом, а ьолее лёгкие для самостоятельного чтения уже не так интересны для него по содержанию.

Родители должны помочь ребёнку развить технику чтения. Для этого надо чаще упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Школьники читают не только вслух, но и про себя. Обычно это начинается уже со 2 класса. А можно ли уже ребёнку читать про себя - решает учитель. Запрет на тихое чтение налагается в том случае, если школьник допускает много ошибок, нередко мешающих ему правильно понять прочитанное.

4.Иногда дети не любят читать потому, что их первые самостоятельные книжки были скучными, они не задели ни мысли, ни чувства ребёнка, прошли мимо его сознания. Книги должны быть с яркими картинками, небольшие по объёму.

5.В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотечка, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

6. Для того, чтобы приохотить ребёнка к чтению, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев начинает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда будет самостоятельно читать. Следующую книгу можно начать читать так же. Постепенно ребёнок приобретает вкус к самостоятельному чтению. Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой-либо книги. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересном». Читателями не рождаются, читателями становятся, и в этом в значительной степени больше заслуга родителей, чем школы.

7. Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают своё свободное время чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.

8. Для выработки осознанного чтения очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном.

9. Очень хорошо, если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Как вместе читать? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын и т.д. Чтение вслух – полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко. Надо определить продолжительность чтения – не больше 45 минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: 1 класс -  25-30 слов в минуту; 2 класс- 30-40 слов в минуту (в конце первого полугодия), 40-50 слов в минуту (в конце второго полугодия); 3 класс – 50-60 слов в минуту  (в конце первого полугодия), 65-75 слов в минуту (в конце второго полугодия); 4 класс – 80 - 90 слов в минуту (в конце первого полугодия) и  90 - 100 слов в минуту (в конце второго полугодия). Если результаты ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

Нормальная скорость чтения 120 слов в минуту. Например, дикторы радио, чья речь является образцом. Этот темп достигается детьми в конце четвёртого года обучения.

Одним из стимулов  для этой нелёгкой работы является систематически проводимая проверка техники чтения. Как она организуется? Ребёнку предлагается текст необходимой сложности. Учитель заранее делит его на логически завершённые отрывки. Дети читают их поочерёдно, а учитель с помощью секундомера определяет скорость чтения. Это могут сделать и родители. Для проверки осознанного чтения можно задать несколько вопросов по прочитанному. /Можно предложить родителям проверять темп чтения к концу каждой недели, а результат записывать в дневник./

Замечено: дети, не овладевшие техникой чтения своевременно, плохо продвигаются в этом деле в дальнейшем. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок сразу, в процессе первичного обучения, научился читать правильно, осознанно, выразительно, в темпе нормальной речи.

Большую роль в выработке выразительного чтения играют уроки риторики, где учимся говорить, используя основные свойства устной речи: тон, громкость, темп.

Для отработки темпа чтения – пятиминутки чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Как воспитать у ребёнка любовь к чтению, интерес к книге.

Родительское собрание во 2-м классе на тему  "Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"...

Беседа "Как воспитать у ребёнка любовь к чтению"

В данной беседе даны советы родителям на тему "Как воспитать у ребёнка любовь к чтению"...

Беседа для родителей. Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

Беседа для родителей. Как воспитать у ребёнка любовь к чтению...

Родительское собрание "Как воспитать у ребёнка любовь к чтению"

Советы для родителей на родительском собрании. Как помочь ребёнку полюбить книгу....

Конспект проведения родительского собрания на тему: «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....