Материалы для родителей
консультация на тему

Федоренко Татьяна Николаевна

Уважаемые родители! Ребёнок с рождения учится тому, что видит у себя дома. Будьте для своего ребёнка положительным примером для подражания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

на тему «Семейное чтение или…

Как воспитать книгочея?»

Учитель: Федоренко Т.Н.

Цель: создание условий для осмысления родителям важности семейного чтения и  формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи:

-Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.

-Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

-Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.

Этап подготовки.

1.Анкетирование учащихся и их родителей на тему «Любит ли ребёнок читать?».    

2.Разработка памяток для родителей.

3.Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:

а) Чтение-это важно.

б) Как воспитать книгочея?

Форма проведения: диалог.  

Учитель: Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из сидящих здесь, наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается.

        Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут. И поскольку объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растёт, то соответственно возрастает и важность приобщения к чтению.      

 

  • Человек воспринимает глазами 20%  информации, из них 70% - посредством чтения.
  • К 1980 году объём информации удваивался каждые 5-7 лет. К 1990 году удвоение происходило ежегодно.
  •  К 2013 году объём  информации по сравнению  с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 году – в 32 раза.
  • Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько он раньше прочитывал за всю жизнь.

Учитель: Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, - «Чтение – это важно». Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почётное место – именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные.

       Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьётся ли этот интерес, превратиться ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от вас, дорогие папы и мамы.

      Накануне собрания мы провели опрос детей и анкетирование родителей. Вопросы были одинаковыми, и вот какие результаты мы получили.

Анкеты для родителей и ребёнка.

Анкета 1. «любишь ли ты читать?»

  1. Любишь ли ты читать?
  2. Какую книгу ты читаешь сейчас?
  3. Читают ли тебе родители?
  4. Читаешь ли ты вместе с родителями?
  5. В твоей семье любят читать взрослые?
  6. Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
  7. Есть ли у вас дома интересные детские книги?
  8. Ходишь ли ты в библиотеку?
  9. Какую книгу сейчас читает мама? Папа?

10. Какие книги тебе больше всего нравятся читать?

Анкета 2. «Любит ли читать ваш ребёнок?»

     1.Любит ли читать ваш ребёнок?

     2.Какую книгу читает ваш ребёнок сейчас?

     3.Читаете ли вы  детям?

     4.Читаете ли вы вместе с ребёнком?

     5. Любят ли в вашей семье читать взрослые?

     6.Как вы думайте, ваш ребёнок читает, потому что надо, или потому, что интересно?

    7.Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребёнка?

    8.Посещает ли ваш ребёнок библиотеку?

    9.Каую книгу читаете сейчас вы? Ваш супруг (а)?

   10.Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребёнок?

  Учитель: А теперь, уважаемые собеседники, давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение - это важно?». Каждый ваш аргумент-это ступенька на пути к вершине, которую ребёнок достигает, если становиться активным читателем. Я прошу вас объединиться парами и через две минуты предложить свой аргумент.

    Цепочка мнений родителей, в результате на доске появляется схема.

  1. Чтение будит эмоции.
  2. Чтение повышает интеллект.
  3. Чтение помогает в учебе.
  4. Чтение формирует самообразовательные навыки.
  5. Чтение побуждает к нравственным поступкам.                                                                                          

Книга будит эмоции.

        Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это - эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция . Дети начинают, например, бить стёкла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки»,-говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».

Чтение повышает интеллект.

          Ещё раз обратите внимание и заметьте, что человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной информации. Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек  прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня - способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И. Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».

Чтение помогает в учёбе.

            Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

Книги формируют самообразовательные навыки.

              Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости  и опёки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир - увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.

Чтение побуждает к нравственным поступкам.

            К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.  

                         

            Учитель: Конечно, «копилку родительской мудрости» можно ещё пополнять. И я думаю, вы продолжите это делать и после нашей встречи. А пока я предлагаю вам памятки, в которых немало полезных советов.

Памятка для родителей «Как воспитать книгочея?»

          *Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадёт.

         *Лучше, если в книге есть разбивка на не большие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящие из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребёнка, он понимает, что прочесть сразу он не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий.

          *Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно поговорите о прочитанном (и не переусердствуйте с вопросами на понимание о критическими замечаниями по поводу самого чтения). Похвалите, даже если не всё было «гладко».

           *Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребёнка, что важно понять о прочитанном всё, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание ребёнка на выразительность письма, на яркий образный язык.

            *Взрослым не стоит прекращать читать ребёнку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами  увлекаясь содержанием, читают ребёнку - это замечательный способ духовного с ним единения, общения и естественного развития.

            *Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.

            *В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребёнка, но не только. Ребёнок, возможно, ещё не осознаёт необходимость энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребенок их оценит.

           *Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку. Прочитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.

            *Внимательно следите за программой по внеклассному чтению. Возможно, обязательность отторгает ребёнка от чтение таких книг. Попробуйте прочесть (или хотя бы просмотреть) их и заинтересовать их содержанием.

             *Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет своё впечатление о прочитанном.        

               Читайте сами, читайте вместе с детьми, и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь нелёгок, но он прекрасен, поскольку ведёт к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.(Родителям раздаётся список литературы о чтении детей, о семейном чтении).



Предварительный просмотр:

Первые дни ребёнка в школе

1.Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником.

2. Адаптация (привыкание к новым условиям) ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все - учителя, родители, ребёнок.

3. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Начинайте будить ребёнка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время "раскачаться". Можно попробовать включать весёлую музыку или мультик.

4. Не торопите, не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали". Умение рассчитать время - Ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.

5. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. Но многие дети спросонья не могут проглотить ни куска. Не настаивайте, лучше положите в портфель стаканчик йогурта или бутерброд, чтобы малыш мог перекусить на первой перемене.

6. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!". Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

7. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?".  Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться с Вами информацией, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.  

8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку ребёнку, постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нужно выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха для восстановления сил. Удобное время для занятий лучше выбрать вместе с ребёнком. Пусть он активно и сознательно поучаствует в этом процессе на равных с Вами. Ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установлении правил.          

10. Низкая работоспособность: 14-15 часов и после 18 часов.

11. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.            

12. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка необходимы: "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!".

13. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"

14. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.

15.  Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.

16.  Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

17. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

18. Если ребёнок привык спать днём, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса. Скандалисту, кричащему, что он уже не маленький, объясните, что даже взрослые ложатся вздремнуть после работы.

19. Чтобы избежать переутомления, постарайтесь, чтобы в первый школьный год в жизни ребёнка не происходило кардинальных перемен: если есть возможность, не планируйте на это время рождение младенца, не меняйте места жительства, не проводите эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления, не начинайте водить малыша в кружки и секции, если Вы не делали этого раньше, лучше даже не торопиться с покупкой домашнего животного.

20. Сотрудничайте с учителями Вашего ребёнка, предлагайте помощь, проявляйте активность. Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребёнку период адаптации.

В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Практические советы мамам и папам:

  1. Покой и сон. Крайне важно поддерживать хрупкую нервную систему малыша стабильной. Поэтому Вам надо следить за его сном. Ребенку нужно спать как минимум 9 часов в день. Перед сном (примерно за 20 минут) сажайте его в теплую ванну, предварительно добавив в воду настой смеси мяты, валерианы, липы (4 столовые ложки травы на 1 литр кипятка, настаивать 30 минут, процедить). Готовьте и поите своего малыша (3 раза в день) специальным укрепляющим чаем: плоды шиповника (4-5 штук) и 1 чайную ложку красной рябины залить стаканом кипятка, настаивать 20 минут. 
  2. Чувство защищенности. Многие дети берут с собой в школу любимую игрушку. Вам не стоит запрещать этого своему малышу, ведь так ребенок будет чувствовать себя защищенным, взяв частичку дома с собой в новое незнакомое место. Важно объяснить, что играть с ней можно лишь на переменах.
  3. Домашние задания – вместе. Ошибка многих родителей заключается в том, что они сразу же пытаются приучить ребенка к самостоятельности. Они лишь проверяют выполненные задания, не помогая ему их делать. Однако для того, чтобы ребенок понял, что домашние задания – это его и только его обязанность, потребуется несколько месяцев. Поэтому первое время Вам нужно ненавязчиво отвлекать его от игрушек и напоминать, что пришло время садиться за учебники.
  4. Твердый распорядок дня. После обеда дайте своему чаду час-два свободного времени, а только затем приступайте к урокам.
  5. Всему свое время. Не стоит откладывать домашнее задание на вечер: после 6 способность воспринимать и усваивать новую информацию значительно снижается. Оптимальное время – 16-17 часов.
  6. Специальная гимнастика. Чтобы сформировать у ребенка хорошую осанку, после школы обязательно делайте вместе с ним гимнастику.

Общие советы мамам и папам:

  • Важно понимать и подмечать любые изменения в поведении малыша, определять, какие именно действия предпринимать, дабы избежать конфликтов с ним.
  • Следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций Вы будете проявлять, реагируя на кризисные проявления своего ребенка, тем большая вероятность того, что все эти проблемы останутся в прошлом.
  • Нужно помочь ребенку в принятии «позицию школьника». Тут помогут ненавязчивые беседы о нужности школы, о важности подчинения правилам. Можно поиграть с ним в школу по его правилам.
  • Никогда и ни при каких обстоятельства не сравнивайте результаты своего ребенка с эталоном или достижениями других учеников. Сравнивать ребенка можно лишь с ним самим и хвалить лишь за улучшение его собственных результатов. Например, если вчера он сделал 3 ошибки, а сегодня — 2, отметьте это как реальный успех. Оцените это искренне и без иронии.
  • Замечайте все достижения ребенка, даже самые незначительные, оценивайте не его, а совершенные ним поступки. Разговаривая о неудачах, отмечайте, что все это временно, поддерживайте желание ребенка в преодолении ним различных трудностей.
  • Необходимость психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен на все 100 процентов в том, что дома его уважают и любят, несмотря на все школьные неприятности и трудности.

Справиться с проблемами первых школьных дней довольно легко. Главное тут, не отмахиваться от них и не считать, что все пройдет само. Поддерживайте своего ребенка – особенно на старте. Создайте для него ситуацию УСПЕХА, помогите преодолеть первые страхи и неудачи в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей.

Мой ребенок - школьник.Материал для скачивания:https://cloud.mail.ru/public/424h/4rBxMhsv2...

Материалы для родителей

Здесь содержатся статьи по важным моментам школьной жизни....

Материалы для родителей

Полезные советы для родителей учащихся....

Материалы для родителей

Карточка -подсказка по теме Имя существительное...

Материалы для родителей.

Советы для родителей первоклассников....

Материалы для родителей "Эмоционально - личностные особенности детей"

Родителям и учителям в своём общении с детьми необходимо учитывать эмоционально-личностные особенности детей....

Материалы для родителей

ПРЕДИСЛОВИЕ  Задачи Г. Остера . Настоящие и необычные. Рассказать вам садистский анекдот? Приходит детский писатель кчитателям и говорит: "А я для вас новую книжечку написал - задачник ...