Домашние уроки - в радость!
статья на тему

Власова Ирина Алексеевна

Статья с рекомендациями по мотивации детей к выполнению домашних заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Домашние уроки - в радость!36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИА Власова

Домашние уроки – в радость

Быть может в свете современных тенденций образовательных реформ мои слова кому-то покажутся посланием из каменного века, но, тем не менее, опираясь на свой многолетний педагогический опыт, я ещё и ещё раз буду утверждать: регулярно выполнять домашние задания – очень важно!

Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер. Новая информация, полученная учеником на уроке  носит скорее ознакомительный характер (и то, при условии его высокой усидчивости и внимательности). Если не закрепить ее практическим применением путем выполнения соответствующих упражнений, то к следующему уроку, который может быть и не на следующий день, объем оставшихся знаний в памяти тает практически до нуля. На текущем уроке времени на закрепление чаще всего очень немного. И самым действенным для усвоения материала становится самостоятельная практическая работа ученика над пройденным только что материалом. Ключ к глубокому пониманию темы – преодоление ребенком трудностей, предложенных в домашних заданиях. Преодоление может быть самостоятельным изначально, может быть осуществлено с помощью, но в итоге, все равно должно быть доведено до исполнения самим учеником.

Кстати в свете вышеизложенного, рекомендую выполнять домашние задания не накануне следующего занятия, а в тот же день, когда была пройдена тема и получено задание, а накануне следующего урока оставить время только на повторение и проверку. Выполнение домашних заданий по свежим следам отнимает гораздо меньше времени и сил, а главное способствует максимальному усвоению знаний и навыков.

В целях организации подобной схемы работы самое важное, но часто  и самое трудное, это убедить ребенка в эффективности этого метода. В случае успеха он сам почувствует результативность своей работы и выполнение домашних заданий будет доставлять ему радость от осознания собственных возможностей и ощущения победных настроений.

Но часто приходится сталкиваться с другой ситуацией.

Многие родители говорят, что  ребенка не заставить сесть за уроки, вплоть до скандалов и слез, дети зачастую обманывают, утверждая, что им ничего не задано, или просто во время выполнения домашних уроков отвлекаются,  теряют время, ничего не успевают.

Причины такого поведения могут быть разные.

Иногда в основе отказа от выполнения «домашки» может лежать боязнь неудачи. И в школе не все получается, и дома родители кричат и ругаются. Из-за страха невозможно сосредоточится, в итоге – все еще хуже. Ребенок на грани нервного срыва.

Выход из этой ситуации – только в терпении. Помогите ребенку сделать уроки, добейтесь хотя бы незначительных успехов. И не забудьте похвалить. Пусть ребенок обретет уверенность в своих силах и ощутит прелесть хотя бы своих небольших побед.

Бывает, что некоторые дети, не приступая к выполнению уроков, пытаются этим привлечь к себе внимание взрослых. Скорее всего, им не хватает родительской любви. Они ощущают себя одинокими, а плохие отметки и непослушание вызывают беспокойство взрослых, центр внимания притягивается к ребенку, пусть даже и негативное внимание, но зато все к нему. Угрозы и наказания, чаще всего, бесполезны. Остается только все свое внимание отдать ребенку, окружить его заботой и лаской. Даже, если вы думаете, что этого у него вдоволь.

Но самая банальная причина невыполнения уроков – просто лень и безответственность. Очень важно внушить ребенку, что хорошо учиться и делать уроки – его обязанность, работа. Объяснить ему, что учится он не  для родителей и не для учителей, а прежде всего для себя и своего будущего. Если он пойдет в школу с невыученными уроками, получит «двойку», пусть почувствует последствия своей безответственности. Примите за основу принцип «единственной альтернативы»: Домашние задания – это дело ребенка, и он волен выбирать делать их или нет, но за «двойку», полученную за невыученные уроки, он будет лишен важных для него жизненных благ. Не важно, материальных или иных, но важных именно для него. Каких именно, это придется определять родителям.  Для этого, конечно, важно хорошо знать своего ребенка, его интересы и увлечения. Если ребенок оценит понесенные потери, то выбор в пользу безделья будет невыгоден. Кстати, периодические поощрения, допустим, за неделю или месяц без «двоек», тоже не будут лишними.

Если же ваш ребенок отказывается заниматься каким-нибудь одним предметом, например, математикой, то, скорее всего, он испытывает объективные трудности, связанные с изучением именно этого предмета. Возможно, когда-то он не понял какую-то тему, постеснялся или побоялся признаться в этом, а потом следующая тема, связанная с предыдущей тоже повисла в воздухе, и пошло по цепочке... Может быть что-то он пропустил по болезни, и также не смог догнать класс. Чем быстрее вы выясните, что непонятно ребенку, где у него пробелы, чем быстрее устраните их с помощь дополнительных занятий, тем легче ему будет справиться с отрицательными эмоциями по отношению к этому предмету. Детям нравятся те учебные предметы, которые доступны их пониманию. Задача – не допускать пробелов в знаниях!

Что касается вопроса проверки домашних заданий, то она также должна быть регулярной, но может быть разной по объему и форме. Если ваш ребенок сам регулярно выполняет домашние уроки, то не обязательно навязывать ему вариант полной проверки всех заданий, быть может даже унижая его своим недоверием, но поинтересоваться готовностью уроков никогда не вредно. В случае, который мы рассматривали в начале статьи, безусловно будет полезно непосредственное участие родителей в процессе работы на заданием, по крайней мере пока у ребенка не начнет что-то получаться. В остальных ситуациях степень контроля может быть разной, но ребенок должен в любом случае ощущать наличие этого контроля, а главное ощущать ваше внимание к нему, его успехам, в том числе и в выполнении домашних заданий, как составной части его повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Уроки добра-радость творчества".

В данной статье описывается личный опыт учителя, который в своей работе применяет гуманную педагогику....

Открытый урок "Чтобы радость людям дарить, нужно быть добрым и вежливым"

Открытый урокпо экспериментальной площадке "Азбука нравственности"в 1 классе "Б" ГБОУ СОШ № 929на тему "Чтобы радость людям дарить, нужно быть добрым и вежливым"...

Методический семинар "Урок – это радость учения и сохранения здоровья обучающегося"

Аннотация: в статье раскрыты положения о современном обществе и образовательном пространстве, изменившихся под воздействием глобальный тенденций; вызовы времени диктуют и новые требования к здоровью р...

Статья "Уроки в радость"

Уроки в радость. Как помочь ребенку научиться учиться?  Многие родители сталкиваются  с проблемой  нежелания ребенка учиться....

Уроки в радость. Как помочь ребенку научиться учиться?

Уроки в радость.Как помочь ребенку научиться учиться?...

Урок ИЗО "Радость Победы"

Учит отражать в рисунке свои впечатления от праздника Победы, находить средства художественной выразительности, которые используют художники для раскрытия темы, передавать основные события задума...

«ФИЗМИНУТКА НА УРОКЕ - ЭТО РАДОСТЬ НА ВЕСЬ ДЕНЬ».

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваив...