Речевая готовность к школе
статья (1 класс) по теме

Колосова Юлия Сергеевна

Речевая готовность к школе.

 

 

Цель : Привлечь внимание к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

Задачи: • Познакомить с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.\ • Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.

• Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся. Речевая готовность к школе.

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы! Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Давайте определим: • Что входит в понятие «речевая готовность к школе». • Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой. • Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение. • Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи: 1. Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно. 2. Звуковая сторона речи. - правильно произносить все звуки речи; Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма. - четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр); - говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; - изменять темп речи с учетом содержания высказывания. Успешность обученияКак правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении. 3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь: - делить предложения на слова; - делить слова на слоги; - уметь выделять все звуки в словах; - устанавливать последовательность звуков в слове. Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»); - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); - перестановки букв (комната – «конмата»). 4. Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь: - точно подбирать слова; - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле); - подбирать метафоры (например: туча комаров); - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме. 5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования: а) Навыки словоизменения: Дети должны уметь: - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках); - употреблять различные предлоги; - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце); - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей); - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова: - ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»); - пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»); - ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»). б) Навыки словообразования: Дети должны уметь: - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи); - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел); - образовывать название детенышей животных; - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться: - замены суффиксов (козлята – «козленки»); - замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»). Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь. 6. Связная речь. Проблемы первоклассникаПод связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Дети должны уметь: - свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту; - рассказывать о пережитых событиях; - пересказывать содержание сказки, рассказа; - описывать окружающие предметы; - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности. Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе. Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в каждой школе работают учителя-логопеды, которые проводят специальные коррекционные занятия. Продолжительность логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам. Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности. Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!