Подготовка детей к школе
консультация на тему

Щеткина Надежда Анатольевна

В материале даны советы родителям будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_reb._k_shkole.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ребёнка к школе

Кончается дошкольное детство вашего ребёнка. Чаще вы задумываетесь о том, что пройдёт немного времени, и ему пора будет идти в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьёзному событию. Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать и знать порядок в счёте. Готовить ребёнка к школе - это значит не только обеспечить количество определённых представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нём психологическую готовность к обучению - интерес и потребность в познании нового трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям, то достигается не только путём специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками. Необходимо приучать ребёнка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учёба. В частности умению, сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сначала 11-15 минут, затем 15 -20 минут. Не забывайте хвалить за успехи и не ругать за ошибки.  Что ещё входит в понятие о готовности к школьному обучению - это развитие крупной и мелкой моторики.

Под крупной моторикой подразумевается умение ребёнка прямо ходить, бегать, прыгать, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.

Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, А не дрожащие неровные. Все дети младшего возраста любят рисовать. Правда, не у всех получается красиво, но у каждого ребенка можно найти изюминку и похвалить ребенка. Очень полезны все виды рукоделия: вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц, конструирование из мелких деталей (мозаика, паззлы), занимаясь лепкой, рисуя, ребенок не научиться писать. Но рука у него разовьется, станет умело справляться с карандашом, ручкой.

Важное место в работе с детьми занимает развитие речи. Необходимо: научить детей осмыслено говорить, обогатить их речь, привить любовь к чтению книг. Читайте с детьми книги каждый день, беседуйте о прочитанном, пусть ребенок высказывает свои мысли. Если ребенка с детства приучить к поэзии, к интересной книжке, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи. В.Г.Белинский писал: "Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного; пусть поэзия действует на них, как музыка - прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед" Учите детей составлять предложения по картинкам, поощряйте любой успех. Не сердитесь на него, если у него что-то не получается. У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Необходимо поощрять все усилия ребенка и само стремление узнать новое. Не торопите его, все придет со временем. Ж.Ж.Руссо писал: "Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро".


Готовность ребенка к школе. Ребенок, поступающий в школу должен знать.

Готовность ребенка к школе. Ребенок, поступающий в школу должен уметь.

Правила безопасности, которым обязательно следует обучить вашего ребенка.

Для родителей «Как развивать память»

Полезные занятия для ребенка в период его подготовки к школе

Развитие мелких мышц руки:

§ Работа с конструктором разного типа;

§ Работа с ножницами, пластилином;

§ Рисование в альбоме (карандашами, красками).

.

Игры по развитию внимания и мышления:

Расставить по образцу что изменилось?
Лошадка, кукла, мяч, машинка, кубик. 
Треугольник, квадрат, треугольник, круг, овал. (Убирают или переставляют предметы)

Что здесь лишнее?
Машина, парус, автобус, 
лыжи
Ручка, карандаш, линейка, 
вилка, краски.
Круг, квадрат большой и маленький, прямоугольник, трапеция.
Вишня, листик, 
бабочка, арбуз, виноград.

Как назвать это одним словом?
Тарелка, кастрюля, чашка, кружка... (Посуда.)
Балалайка, пианино, гитара, барабан, дудочка, бубен... (Музыкальные инструменты)
Береза, ольха, тополь, дуб, ель, пихта... (Деревья)
Помидор, огурец, картофель, баклажан... (Овощи)
Яблоко, груша, абрикос, банан...(Фрукты)
Собака, утка, кошка, корова, свинья. (Домашние животные)
Белка, крот, лиса, волк, медведь, барсук, олень. (Дикие животные)
Воробей, ворона, ласточка, стриж, орел, грач, страус, пингвин. (Птицы) и т.д. Можно дополнить эту игру: называть еще предметы каждой группы.

Подбери по примеру (огурец - овощ; мак- ...сорняк, роса, садик, земля, цветок)

Очень много в магазине продается раскрасок, прописей, книг по подготовке ребенка к школе.

Полезные занятия для ребенка в период его подготовки к школе

Массаж рук.

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.)

Родитель вместе с ребенком читает потешку:
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок. ( Хлопают большие пальцы)
Сели – посидели,
Песенку запели. ( Хлопают указательные пальцы.)
Услыхали ложки –
Вытянули ножки .( Хлопают средние пальцы.)
Услыхали калачи-
Попрыгали с печи. (Хлопают безымянные пальцы.)
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать! (хлопают мизинцы.)

СОВЕТЫ

КАКУЮ РУЧКУ и КАРАНДАШ КУПИТЬ РЕБЕНКУ?

Вашего  ребенка  скорее  всего  привлекут  яркие  ручки,  с  большим  количеством разноцветных  стержней.  Но  писать  ими  ребенку  сложно:  пальцы  не  удерживают.  Использование  крупных  ручек  ведет  к  закреплению  неправильного  навыка  письма  и  в результате  —  плохому  почерку,  усталости,  неправильной  осанке  (ребенок  начинает писать как бы «всем телом»). Лучше всего первокласснику подойдет обычная шариковая ручка. Из карандашей наиболее удобен твердо-мягкий — ТМ, который легко стирается, не пачкает руки. Ручек и карандашей в пенале должно быть как минимум по паре, так как они почему-то постоянно ломаются и самым загадочным образом теряются.

Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником.

• Ваш ребенок пошел в школу. Но считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.

• Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
• Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
• Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
• Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
• Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
• На первых порах просите ребенка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
• Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
• И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
• И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
• Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

 

ОЦЕНКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПО ТЕСТОВОЙ БЕСЕДЕ

Задайте вопросы своему ребенку и узнайте, что не знает ваш ребенок:

1. 1. Назови свою фамилию, имя, отчество
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы
3. Кем работает твоя мама (твой папа)?
4. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
5. Где ты живешь, назови свой домашний адрес
6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год?
8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
10. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему так считаешь?
11. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13. Что делают почтальон, врач, учитель?
14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
16. Ты любишь рисовать? Какого цвета карандаш, ленточка, платье и т.д.
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. Назови растения (овощи, фрукты, цветы, деревья)
19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20. Каких домашних животных ты знаешь?
21. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
22. Что больше: 8 или 5, 5 или 3
23. Счет прямой. Посчитай от 6 до 10
24. Счет обратный. Посчитай от 7 до 4
25. Знаешь ли ты буквы? Какие?
26. Классификация, обобщение
27. Какие это (геометрические) фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник
28. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

Советы психолога родителям первоклассника 

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.
Совет второй:
ваше положительное и спокойное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Совет третий: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным
знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Совет четвертый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время утром. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка
равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так
как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет пятый: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.
Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Это не имеет никакого отношения к личности ребенка. Хвалите ребенка!
И помните:никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.


Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!
Источник советов психолога: http://digest.subscribe.ru/children/school/n369481524.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Программа по подготовке детей к школе "Год до школы"

Рабочая учебная программа "Год до школы" составлена на основе авторской прграммы Н.А.Завьяловой "Интегрированный курс подготовки дошкольников". Программа расчитана на один учебный год (октябрь-май). З...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...